среда, 26 ноября 2014 г.

SPECIAL – FANTASTIC WORLD OF «GROO THE WANDERER» PART 1


SPECIAL – FANTASTIC WORLD OF «GROO THE WANDERER»


 Не так давно на одном комикс-форуме участник задал довольно интересный вопрос: «Какие серии, длящиеся больше 100 выпусков сейчас совершенно забыты?». Многие вспомнили «Excalibur», кто-то назвал «Alpha Flight», были упомянуты еще пару примеров. При этом никто не вспомнил о чудесном комиксе Серджио Арагонеса, выходящем с 1982 года по сей день и пережившего с полдюжины издательств. Это вдвойне странно, так  как у юмористической саге о глупом варваре действительно огромная и лояльная фанбаза. Может, просто сама индустрия изменилась настолько, что даже такой качественный продукт остается незамеченным, а может время Гру просто прошло. Как бы то не было, я считаю, что пришла пора воздать GROO должное.


 Скорее всего, таких постов у меня больше не будет или же они будут появляться редко. Это не рецензия, а скорее взгляд на один из самых самобытных и креативных комиксов со стороны. По традиции, картинки и фото к постам я прикрепляю только для того, чтобы рецензии не выглядели голыми . В этот же раз без сопроводительных материалов рассказ о мире и вселенной комикса будет неполным, поэтому наслаждайтесь сумасшедшим артом Серджио, любовно отобранным мной собственноручно.


 Итак, прежде чем начать рассказ непосредственно о серии, нужно упомянуть о ее авторском составе. Он тут, без преувеличения, «звездный».


 Художником и автором сюжетов здесь выступал знаменитый Серджио Арагонес, титулованный картунист, славящийся своими техническими достижениями и умением очень быстро рисовать. Серджио больше всего известен как постоянный автор юмористического журнала «MAD», кузницы талантов, где в свое время работали Дон Мартин, Харви Курцман, Уолли Вуд и другие мастера. С 1964 года по сей день Арагонес рисует стрипы для журнала – по состоянию на этот год арт Серджио был опубликован в более чем 450 выпусках журнала. Фантастическая цифра если вдуматься.


 Арагонес на момент создания GROO уже почти двадцать лет был профессиональным художником, рисующим юмористические стрипы. Как опыта, так и фантазии ему было не занимать, а о его технических способностях ходили легенды. Его называют самым быстрым художником планеты, часто приглашая на конвенции рисовать на скорость на заданные темы. Действительно, когда смотришь на то, как быстро и точно он рисует, невольно создается впечатление что перед тобой ускоренная съемка того же процесса. Но нет, Арагонес просто фантастически быстр и работоспособен.
 
Для комикса наличие автора такого калибра означало как минимум пристойного качества арт. Арагонес пошел еще дальше. GROO – один из самых детализированных проектов что я видел. Даже современные мастера не смогли бы выдавать такого качества картинку регулярно. Серджио же не просто рисовал умопомрачительно детальные кадры, он параллельно вел еще несколько других проектов и занимался другими делами. Но детализация это одно, а фантазия – другое. Даже супер навороченный арт может выглядеть скучным, статичным и блеклым. Серджио же так рьяно взялся за проект своей мечты, что из 150+ выпусков GROO (все из которых нарисовал Серджио) больше трех четвертей выполнено так красиво и так необычно, что сравнить ощущения мне просто не с чем. Более подробно о том, как Арагонес превратил простую концепцию о «глупом варваре в средневековье» в сагу уровня «Властелина Колец» чуть ниже.


 Сценаристом серии стал Марк Эванье, пишущий ее до сих пор. Марк начал свою карьеру как ассистент Джека Кирби, а в последствие принял участие в создании массы комиксов. Тогда как Серджио отвечал за сюжет, арт и некоторые диалоги, Марк помогал ему в составлении правильных фраз (Арагонес достаточно хорошо владеет литературным английским, но тогда испытывал некоторые проблемы с выражением собственных мыслей на чужом ему языке), писал основную массу диалогов и отвечал на письма фанатов, публиковавшиеся в каждом выпуске.


 За «леттеринг» отвечал Стэн Сакай, автор «Usagi Yojimbo», также выполняющий свои обязанности с самого первого выпуска по сей день. На данный момент сама серия Стэна принесла ему статус мэтра, но незадолго до ее начала (а в ней уже тоже больше 200 выпусков) он уже снабжал комикс GROO шикарной каллиграфией.


 Колористом GROO выступил Том Лутц, также являющийся бессменным соавтором серии. Да, все верно, один из самых длинных авторских ранов в комиксах действительно был выполнен силами всего четырех людей (если не считать несколько стартовых выпусков, где колористом был другой художник). В период с 1985 по 1995 комикс выходил каждый месяц без задержек, при том что как создание арта к нему, так и его последующая обработка требовали невероятных усилий. Лутц же в немалой степени ответственен за то, каким мы воспринимаем арт Серждио.  Тому выпало красить тысячи сцен с сотнями персонажей в каждой, невероятные массовки, колоссальные панорамы, набитые деталями и прочее. С приходом новых технологий его работа была заметно упрощена, но тогда он исхитрялся как мог, делая все, чтобы упростить понимание гипер-детализированного арта художника. В одном из выпусков Марк даже упомянул, что Том однажды даже специально улетел в отпуск лишь бы не красить в очередной раз кучу батальных сцен. И все же даже с учетом ограничений и простой покраски, он наравне с Серджо проделал невероятный труд. Чуть более подробно об этом ниже.


 Познакомившись с авторами, переходим к освещению самого комикса. Серджио рассказывал, что идея создать комикс о Гру возникла у него еще в 70-х, но осуществить он ее смог только в начале 80-х, когда появилась возможность публиковаться в издательствах, не отбирающих права на использование персонажей у художника навечно. Арагонес прозорливо решил сперва выпускать свой комикс в маленьком независимом издательстве «Pacific comics», надеясь на то, что серия обретет популярность, а доходы от нее не будут лимитированы стандартным гонораром.

В период с 1982 по 1984 год вышли первые восемь выпусков серии, ставшие чем-то вроде своеобразного пролога к будущим грандиозным приключениям. Эти выпуски знакомили нас с действующими героями, обкатывали новые приемы сторителлига, расширяли вселенную.


Это вступительное слово неоднократно будет пародироваться им самим. Одержимость художника «первым номером» станет чем-то вроде постоянной шутки, которая будет позже упоминаться едва ли не в каждом номере.



А вот и первый взгляд на нашего варвара! Встречайте, Гру! Он глуп, не образован, заботится только о себе, не умеет читать, не распознает намеков и как магнит притягивает к своей персоне приключения и напасти. А еще он умеет сражаться как никто другой!

Тут же представлен разворот, дающий нам представление об арте Арагонеса. Не впечатляет? Не торопитесь делать выводы. Серджио в каждом выпуске GROO до середины девяностых на первых же страницах комиксов рисовал завораживающие развороты, большая часть которых невыносимо прекрасна. Такой прием картунисты использовали с незапамятных времен, тот же Джек Кирби очень часто пользовался такими вот «стратегическими» разворотами. Арагонес рисовал двухстраничные картины не с целью потешить свое эго или же сократить количество страниц (а значит и труда). Наоборот, его невероятные рисунки моментально погружали нас в мир GROO, изобилуя деталями и смешными ситуациями, а заодно служили прологами к выпускам, позволяющим иметь представление о том, в каком сеттинге развернется очередное приключение малограмотного варвара.


Именно сеттинг в GROO поражал меня больше всего. Эти невероятные панорамы с Гру на фоне различных поселений, замков, городков и крепостей буквально сочились атмосферой средневековья и магии! Мир GROO, нарисованный Серджио, казался живым и действительно существующим.



Обилие деталей в какой-то момент стало ошеломительным. Ни один комикс того времени не мог похвастаться настолько проработанной фантастической вселенной. Арагонес, в одном из первых выпусков нарисовавший карту приключений Гру, пользовался возможностью забросить своего персонажа в самые разные уголки собственного мира постоянно. Льды, пустыни или же скалистые неприступные горы – все это было нарисовано божественно, и одновременно создавалось только для того, чтобы могли звучать очередные шутки.








Кому то арт Арагонеса может показаться слегка непривычным. Он действительно оттачивал свои навыки картуниста в стрипах, для создания которых художник скорее должен уметь рисовать живые лица, выражающие миллион эмоций, а не более стандартные для комиксов вещи вроде поз и окружения. Тем не менее, Серждио мастерски умеет изображать что угодно.





Обожаемые художником корабли, например, встречаются в комиксе очень часто. Их вид, равно как и абсолютно все окружение GROO, не только выписан с вниманием к деталям.  Большинство встречающихся в серии предметов окружения, одежды, брони, оружия, древних технологий, механизмов, орнаментов, или, например, дизайнов судна, создано в соответствии с их реальными прототипами. Арагонес утверждает, что хоть мир GROO и вымышлен, любая историческая неточность будет выглядеть режущей глаз, поэтому он старательно следит за тем, чтобы его фантазия при отрисовке тех самых исторических деталей не выходила из под контроля.






А фантазия у Серджио судя по всему границ не имеет. Гляньте на дизайн обложки для одного из ранних выпусков. Это один из многих примеров того, как авторская команда действительно любит то, что делает. Такие вот необязательные детали (которых в последующих выпусках стало намного больше) свидетельствуют о том, что для художника это не просто работа.




Это задняя сторона обложки.



Мир GROO населен самыми невообразимыми существами. За сотни выпусков серии мы увидим массу удивительных существ. Арагонес придумал расы ездовых животных, вот таких вот прямоходящих антропоморфных воинов, кучу магических существ, драконов, и прочего.







В конце же каждого приключения Серджио и Марк подытоживали пережитые Гру события в виде морали. Подчас она была простой, подчас довольно глубокой.





Если же приключения Гру заканчивались раньше, чем того планировал художник, то сам Серджио часто рисовал обращение к своим читателям на страницах комикса. Значительно позже такие обращения станут неотъемлемой частью серии.





Седьмой номер стал дебютным для Чакаал, любовного интереса Гру, ставшей впоследствии постоянным персонажем серии.



А вот и пример того, как Том Лутц выкручивался из ситуаций, когда требовалось покрасить столь детальные рисунки. Поскольку о том, чтобы втиснуть краску между плотными штрихами Серждио речь не шла, Том целиком покрывал часть рисунка одним цветом, разграничивая передний и задний план. Или же умудрялся делать что-то еще.





Шагающий город. Подобные фантастические сцены случались не реже одного раза за выпуск. Если думаете, что мир «Prophet» - вершина ворлдбилдинга, просто почитайте GROO.




После публикации первых восьми выпусков издательство обанкротилось, а серия на короткий момент обрела приют под крылом «Eclipse». Когда же и это издательство закрылось, в 1985 году уже в рамках импринта «Epic» вышел очередной первый номер GROO THE WANDERER. Серия длилась невероятные по нынешним меркам 120 выпусков, и каждый из них был в первую очередь смешным увлекательным приключением в неведомом мире меча и магии, а потом уже головоломкой в виде «Where’s Waldo». Я намерено не привожу тут примеров обычных страниц, потому что на них, за редким исключением, твориться то же самое. Арагонес как художник впечатляет так сильно, что хвалить какие-то его конкретные достижения сразу даже сложновато. У него удивительно комплексный рисунок. На первый взгляд творящееся на страницах комикса напоминает буффонаду, но потом замечаешь, что это чуть ли не единственный рисованный продукт с юмором такого качества. И юмор этот чаще бывает визуальным а не текстовым. Серджио, каким бы не был сложным рисунок, всегда оставляет место хохме. Будь то комические лица (тут он просто вне досягаемости), позы, битвы, мелкий ситуационный юмор или же гэги – его стаж в «MAD» говорит сам за себя. GROO заставляет улыбаться на протяжении всего  времени, необходимым для его прочтения.


Очередной «первый выпуск», презентуемый автором.






Просто посмотрите на этот кадр с живым, настоящим средневековым городом. Арагонес в каждый такой разворот вкладывал массу наработок и идей. Его умение рисовать детальные картины было использовано им для достижения максимальных результатов. Все эти мелкие украшения вроде дракона на фонтане, жонглеров, птиц в клетках или же сурового стражника с величавым шлемом лишь добавляют впечатлений. Каждый уголок диковинного мира Гру показан с окутывающим место шармом и великолепием.




 Опять же, смотря на завершающий кадр первого выпуска, я не могу поверить, что журнал ни разу не нарушал «дэдлайн». А ведь это даже не самый необычный выпуск GROO!




Марк Эванье каждый выпуск старался подбирать для себя очередную выдуманную должность, не приемля термин «сценарист».




Обложки серии в основной своей массе были «спокойные», но иногда Серджио рисовал что-то совсем уж знаменательное. К слову, битвы уже тогда занимали огромную часть будней Гру. Арагонес научился рисовать схватки с сотнями противников не хуже мастера Джека Кирби. Тут порой самого варвара из под груды врагов было не видать.



Маленький рисунок в верхнем левом углу тоже каждый выпуск был разным.






Кроме вводных разворотов, комикс мог похвастать невероятно эстетичными кадрами вроде этого. Умение Арагонеса выбирать ракурс и аутентично отрисовывать предметы быта достойны отдельной похвалы.





Шуток в GROO была масса. Джеф Смит, автор «Bone», как то сказал, что после того, как он от стрипов перешел к полноценным комиксам, то почувствовал себя неограниченно свободным. Смит вспоминал, что необходимость вкладывать шутку в три панели была серьезным ограничением, поэтому когда он начал рисовать BONE и понял, что теперь он может использовать, скажем, четыре панели для достижения того же результата, эффект показался ему опьяняющим. Впоследствии он настолько овладел мастерством планирования таких моментов, что целый выпуск или даже арку с водил к какой-то шутке. Арагонес же славился своим умением рисовать беззвучные стрипы любой длинны. В GROO юмористических ситуаций так много именно потому, что Серджио вписывал маленькие ситуационные комедии везде независимо от сценария. Взгляните, например, на верхние три панели. В них уже есть законченная и смешная шутка. А ведь это крошечная часть комикса как такового.






Еще один отличный пример изобретательного рисунка. Общий план разбит на шесть панелей, в каждой из которых происходят разные действия.




 Даже не смотря на архаичную покраску, пожелтевшие страницы и невысокое разрешение сканов, любоваться артом Арагонеса можно бесконечно.





«Не помню чтобы я помогал этому городу…», как вы уже поняли, большинство цивилизованного мира от Гру было не в восторге. Его повеления в деревнях, селах и городах часто сопровождались катастрофами библейского масштаба, поэтому варвар в большинстве мест был гостем нежеланным.



Появление еще одного значимого для серии персонажа  - воина-красавца Аркадио.



Соперничество между ним и Гру часто оборачивается уморительными сценами вроде этой.




Опять не могу сдержать восторгов по поводу того, как изобретательно работает с панельной сеткой художник.







Бесподобная панорама из «Quarry». Когда думаешь, что серия уже ничем не может удивить, она подбрасывает тебе выпуски вроде этого.



Как раз для возможности так легко рисовать подобные сцены Арагонес и изучает историю. Броня воинов и их регалии, можете быть уверены, аутентичны насколько это возможно для комикса.



Очередной пример запоминающейся сцены. Фон панелей с Гру служит продолжением основного рисунка.









Попытки Гру научиться ходить на ходулях еще раз напоминают о том, насколько классным Серждио является картунистом.






Первое появление в GROO THE WANDERER сестры главного героя.





Примеры того, насколько интенсивным иногда бывает арт в отдельных выпусках.







Вторая часть статьи будет посвящена очередным номерам от EPIC, изменениям в серии и новым невиданным красотам мира GROO.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Избранное сообщение

"Банк-беглец" - Дональд Уэстлейк/BANK SHOT by Donald E. Westlake

BANK SHOT by Donald E. Westlake   Джону Дортмундеру осточертело выманивать у доверчивых домохозяек мелочь на пропитание. Но что по...