понедельник, 26 мая 2014 г.

STORYTELLER


STORYTELLER

Комикс с трудной историей от одного из самых самобытных художников/сценаристов 70х-80х. Созданный Барри Виндзором-Смитом и посвященный памяти Джека Кирби, комикс был схож по концепции с «Fourth World» - эпиком Кирби, соединяющим четыре серии в единую мета-сагу. К сожалению, как и проект великого Кирби, судьба STORYTELLER оказалась незавидной. Прожив короткую, но яркую жизнь, растянувшуюся на девять месяцев, он был отменен издателем в связи с неоправданно высокими ценами на производство и низким читательским спросом. Барри как мог отстаивал свое детище, обещая, что купившие специальный слипкейс для хранения всей коллекции, непременно соберут всю серию, но Dark Horse закрыла проект после девятого выпуска. Позже отдельные истории из этого проекта все же будут изданы в первоначальном варианте под отдельными обложками, но и они будут выглядеть изолированными кусками большой нереализованной мечты.

Возможно, именно желание производить качественный продукт (выпуски STORYTELLER выпускались в увеличенном формате на отличной плотной бумаге с великолепной полиграфией), но невозможность делать это в тогдашних рыночных условиях, и вынудили Барри Виндзора-Смита уйти из индустрии вообще. Он выпустил лишь гибельно красивый артбук OPUS в двух томах и замолчал.

Мне, кстати, сложно понять, почему STORYTELLER плохо продавался. Там в каждом выпуске был большой кусок одной из трех основных историй и два маленьких куска двух других. Истории, на освещение которых уходило основное место в выпуске, из месяца в месяц чередовались, заставляя читателя ждать, когда же он сумеет узнать об интересующем именно его комиксе чуть больше. Эта схема, по крайней мере в моем понимании, работает очень хорошо, заставляя скупать все выпуски и ждать продолжения. 

А о чем же они нам рассказывают? Первая, FREEBOOTERS, показывает нам некую вариацию Киммерии, но в плагиате Барри трудно обвинить - он является одним из создателей оригинальной комикс-адаптации Конана. Но если у Говарда Киммерия всегда была не просто землей, по которой бродил варвар, а полноценным действующим лицом, то у Виндзора-Смита все герои столь чудесно написаны и так сильно перетягивают на себя одеяло читательского внимания, что на место действия становится наплевать сразу же после начала прочтения. FREEBOOTERS содержит все элементы «конины», не являясь ею. Здесь и древнее пророчество, и культ, и забытый воин, и грядущий конец света, но все это подано намного более иронично и тонко. Сама история, как и остальные две, обрывается на самом интересном месте, но даже без необходимой концовки она плавно развивается и затягивает читателя с головой. Это к тому же единственная история во всем цикле, которая рассказывается линейно и больше напоминает традиционные комиксы, чем последующие две, где жажда экспериментов и последующие финансовые трудности заставили автора активно экспериментировать с нарративом.

Вторая история, YOUNG GODS, посвящена памяти Джека Кирби, и написана в подражаемой манере. Молодой богине предстоит связать свою жизнь браком с таким же молодым богом. Тот пребывает на свадьбу заранее вместе со своим компаньоном, но желая последний раз покутить перед свадьбой, они отправляются в кабак, где и встречают третью героиню этого комикса, воинственную и неподражаемую Адастру. О дальнейших сумбурных приключениях троицы комикс и повествует. Это наименее любимый мною комикс в серии. Здесь почти сразу же становится заметным неровное повествование, которое к тому же топчется на месте, но вместо этого Барри искупает все артом и неожиданными авторскими решениями. Dark Horse заранее предупредила его об отмене комикса, что позволило ему создать очень запоминающуюся сцену в YOUNG GODS, во время которой на страницах комикса появляется сам автор, беседует с персонажами и дает им наставления. Вдобавок Барри предлагает своим персонажам изменить неудачную по его мнению цену, и следующий выпуск действительно начинается по- другому, исключая ненужную сцену и направляя комикс по иному пути.
Но зато именно в этой серии есть леди Адастра - феноменально удачный постмодернистский персонаж. Она единственная в комиксе говорит на нормальном английском, когда боги разговаривают на староанглийском варианте с усложненной грамматикой. Адастра бойкая, за словом в карман не лезет, смешно и метко шутит и уже одним своим присутствием оправдывает покупку комикса. Персонаж, безусловно, был списан с Барды, но органично переосмыслен и развит.

Третья серия, PARADOXMAN, является антиутопией с путешествиями во времени. Но постепенно мутирует в абстрактную историю о похищениях инопланетянами с еще более необычным концом. Здесь на последних страницах также появляется Барри Виндзор-Смит и разговаривает со своим протагонистом, но это скорее смотрится, как попытка хоть как то завершить комикс, сосредоточившись на других незавершенных проектах. Читать PARADOXMAN стоит прежде всего из за главы, где подается вся экспозиция, а заодно женщина превращается в гигантского говорящего таракана. Так вот, эта экспозиция блестяще написана и нарисована, наступивший конец света там показан необычно и ярко, а будущее – чудовищно мрачным и безвыходным. После этого выпуска серия буксует и комкается, все сюжетные нити провисают, а потом и вовсе обрываются, но чувство, что проект мог бы стать замечательным комиксом, не будь он в спешке брошен, остается.

Насчет художественных достоинств комикса даже говорить лень. Здесь все, что касается рисунка, можно использовать в качестве примера «как попасть в зал славы Джека Кирби». Барри всегда обладал собственным стилем рисования, очень необычным и утонченным. Здесь же, будучи отлично раскрашенным, его арт просто гипнотизирует. FREEBOOTERS начинается с разворота, где нарисован местный мегаполис, утопающий в зелени, в YOUNG GPDS есть совершенно ошеломительные космические сцены, а PARADOXMAN дарит неуютное чувство боди-хоррора, показывая инопланетян крупным планом. То, как Барри передает мимику персонажей, мне всегда напоминало Стива Диллона. Он изображает мельчайшие эмоции, полузаметные движения лицевых мышц и выразительные взгляды. Мастер-класс.

Чрезвычайно жалко, что человека, сумевшего по сути концепты серий выполнить на таком уровне, вынудило отступить что-то такое банально вроде денег. Являясь тем самым STORYTELLER, Барри Виндзор-Смит заслуживает стоячих оваций за свое неподражаемое мастерство художника и рассказчика в одном лице.

STORYTELLER публиковался издательством Dark Horse в 1996-1997 годах.

TOP 10


TOP 10

Неожиданный комикс от Алана Мура, легкодоступный и прямолинейный полицейский детектив об «обычном» полицейском участке и его обитателях. Почему «обычный» в кавычках? Тут все одновременно гениально просто и гениально сложно – город Неополис, в десятом участке которого и происходит действие комикса, населен исключительно людьми со сверхспособностями. 

Интересный и обманчиво простой ход, который позволил Муру и уровнять всех жителей Неополиса и сделать каждого из них уникальным. Обладание какой-либо суперсилой в TOP 10 само по себе ничего не значит, когда вокруг сотни самых разных существ, богов, тварей, субстанций, роботов, пришельцев, монстров и совсем уж плохо поддающихся квалификации вещей. Сбалансировать столь непредсказуемый мир, казалось бы, невозможно, но Мур не просто делает это с легкостью, он еще и приземляет его до уровня обычного мегаполиса. Алан мастерски описывает социальные аспекты и быт жителей Неополиса, который на поверку оказывается футуристической помесью Чикаго и Нью-Йорка, и крайне достоверно пишет отличнейшие диалоги, очеловечивая всех этих странно выглядящих существ и заставляя симпатизировать им.

История TOP 10 начинается с представления нам одной из героинь, только что закончившей полицейскую школу, и попадающей в титульный участок в качестве детектива. Пестрый десятый участок моментально погружает её, а заодно и читателя, в водоворот повседневных событий, знакомя с удивительным кастом детективов. В первый же день её службы и начинается первое крупное дело, где ей подбирают напарника и отправляют их на место преступления. Надо сказать, что колоссальное разнообразие всего, что Мур умудрился запихнуть в этот комикс, можно лишь расплывчато разделись на несколько детективных дел, но по большей части это комикс именно про отдельно взятые ситуации.

Сценарий, как всегда у Мура, эталонный. Будучи детективом, TOP 10, остается им до конца, не смотря на пришествие Годзиллы, смерть одного из Богов в кадре и схваткой с инопланетной пожирательницей проституток. Детективы наделены собственным уникальным характером и выписаны с таким тщанием, что невольно хочется провести аналогии скорее не с комиксами, а с детективными сериалами. Они очень естественно общаются, явно будучи знакомыми несколько лет, шутят, сближаются, имеют разные истории и богатый бэкграунд. При этом все детективы очень разные, как внешне, так и за неимением лучшей характеристики «внутренне». 
Дьяволопоклонник, неразрушимый гигант, собака в экзоскетеле, боевитая женщины в броне с ядерным реактором – за каждым из них увлекательно следить, слушать и наблюдать. 

Основной же сюжет, тянущийся все двенадцать выпусков серии, тоже под конец радует все больше. Все дела, над которыми работала команда, оказываются связанными. Мур в последних выпусках достает по пять твистов из рукава, вводя новых персонажей, планируя, к сожалению, несостоявшееся продолжение, обозначивая главного злодея и на удивление трогательно заканчивая эту нестандартную историю. 

Воплотить весь этот упорядоченный хаос на бумаге Алану помогали два художника – Джин Ха и Зандер Кэннон. Джин Ха, известный своим детальным рисунком выполнял основную работу, а Кэннон ассистировал, помогая истории выходить в срок. Арт у TOP 10 крышесносящий, Ха рисует Неополис достоверно и с размахом. Все, от многокилометровых небоскребов до сточных канав у него выходит стильным и правдоподобным. Таким выдели концепт-артисты вроде Сида Мида будущее пятдесят лет назад, но Ха добавил к стерильным пейзажам концепт-набросков неизбежный техногенный отпечаток. Дизайн же персонажей, который изначально принадлежал Муру, Ха переработал и вознес на новую величину. Все персонажи по количеству деталей скорее напоминают фигурки SIDESHOW, а не привычный дизайн «трусы поверх штанов и плащ». Объем работы, проделанной над комиксом, поражает и завораживает. Показать так много за такой короткий промежуток могут только истинные мэтры жанра.

У TOP 10 также имеется второй сезон, написанный не Муром, а также спин-оф SMAX и нарисованный Ха в одиночку макси-сайз выпуск, являющийся предысторией серии, и рассказывающий нам о юности начальника TOP 10. Спин-офф получился ироничным и играющим на территории Тери Пратчетта, высмеивающий штампы фентези-супергероики. А приквел вышел спокойным и размеренным, с душевной атмосферой Нью-Йорка пятидесятых, немного старомодным, но очаровательным.

TOP 10 выходил с 1999 по 2001 год в издательстве «America’s Best Comics».

ORC STAIN


ORC STAIN

 Эпик Джеймса Стокоу о мире орков явно будет причислен к классике комиксов, если автор все же когда-нибудь его закончит. Именно неторопливость Джеймса и служит главным сдерживающим фактором, не позволяющим ORC STAIN завоевывать популярность. Image, осознавая ценность автора, гладят его по голове, и терпеливо переносят выпуск девятого (или же только восьмого?) номера, но и Джеймс уже успел нарушить все правила приличия, занимаясь чем угодно, кроме работы над своим главным произведением. 

ORC STAIN рассказывает нам об одноглазом орке по имени Одноглазый, который будучи себе-на-уме личностью, наделен местным вариантом спецспособностей – умением видеть слабые места того, на что он смотрит. Включая живых существ. Один верный удар – и глыбы оседают, роняя каменную крошку. Или же кто-то теряет свой член, бешено при этом вопя и проклиная имя Одноглазого древним орочьим проклятием. Будучи вооруженным лишь специальным маленьким молотком для нанесения единственного требуемого удара, он бродит с напарником в поисках регулярной дани для местного орка-начальника. В мире Одноглазого очень развита кастовая система орков, где он, к сожалению, причислен к низшим существам. Однако будучи намного более амбициозным, Одноглазый явно мечтает о большем. Сюжет сталкивает нашего героя с местным вариантом Александра Македонского, орком-воином, повелевающим армиями до горизонта . Древнее предсказание гласит, что его царствие прервет одноглазый орк, поэтому тот оперативно приказывает доставить к нему абсолютно всех одноглазых орков с целью их умерщвления. Интрига заостряется, когда слугам военачальника не удается схватить Одноглазого, который организовал эпичный побег и бросился в бега.

Сама история, рассказанная Стокоу, строится на приключениях Одноглазого и вынужденной в связи с этим бесконечной смене декораций. Хитрый орк бродит по феноменально красивому миру, не желая умирать, но постоянно оказывается в опасности. Из них его выручают очень колоритные напарники, к которым формально (комикс не закончен, так что ее роль я пока не могу очертить точно) относится Болотная Рамба, обладательница отравленных стрел и пушистого помощника по имени Зулу, заменяющего ей плащ.

Как бы не была хороша история, рассказываемая в комиксе, - а она очень хороша, с проработанным миром, собственным языком, крутейшим дизайном и запоминающимися персонажами, - но тут разговор в первую очередь пойдет об арте Стокоу, который и сумел привлечь внимание всех, когда Джеймс только начинал рисовать комиксы. Его стиль гипердетализирован, в кадре всегда множество не просто ненужных, а избыточных деталей, но это ни в коей степени не жалоба. Стокоу позволяет себе рисовать, к примеру, дерево с тысячей листьев на одной панели. Такого больше нигде не увидишь. Но это еще не все, Джеймс покрывает каждый миллиметр рабочего пространства какими-то штрихами, деталями, предметами, звуковыми облачками и прочим, заставляя разглядывать каждую страницу по несколько минут. Он также своеобразно ставит кадр, часто меняя перспективу и довольно часто для комикса с таким рисунком использует по нескольку панелей на одной странице, не желая выдавать навязанный «широкоформатный» стиль повествования с тремя панелями на странице, популяризированный Браяном Хитчем.

И все же главным достоинством ORC STAIN является очень достоверное изображение невиданного и непознанного мира. Стокоу не просто придумал язык орков, он наделил этот мир своеобразной архитектурой, живыми монстрами, которые здесь используются в качестве сейфов, телефонов и прочей утвари, своими порядками и законами, бытом, оружием, слэнгом и миллионом других вещей, который никто до этого не видел. Вслед за Брэндоном Грэмом, проповедующим схожие принципы построения миров, Джеймс не рисует в кадре просто чайник, этот чайник нарисован так, как будто он был произведен и используется в мире орков. Просто поразительно, насколько давно в комиксах никто не осмеливался содать что-то по-настоящему новое, известное лишь автору. Стокоу мастерски владеет своей выдуманной вселенной, ни разу не давая повод усомниться в том, что ему не известны все до последнего законы, по которым она функционирует.

Несмотря на малый объем, ORC STAIN является шедевральным комиксом в жанре фэнтези. Обладая необходимой глубиной и «кислотным» визуальным стилем, мир Одноглазого орка не устает удивлять меня, даря все новые ощущения при каждом прочтении.

ORC STAIN выходит в онгоинге с 2010 года под эгидой IMAGE.

Избранное сообщение

"Банк-беглец" - Дональд Уэстлейк/BANK SHOT by Donald E. Westlake

BANK SHOT by Donald E. Westlake   Джону Дортмундеру осточертело выманивать у доверчивых домохозяек мелочь на пропитание. Но что по...