вторник, 3 июня 2014 г.

THE SINGLES THAT TICK #1: RAMADAN


THE SINGLES THAT TICK #1: SANDMAN#50 – RAMADAN

Рассказать историю в рамках одного единственного выпуска комикса может не каждый. Современные комиксы почти всегда представляют из себя комплексные вещи, в которых изложение сюжета равномерно распределено среди нескольких выпусков. В лучшем случае, синглам уготована роль филлеров, в худшем они пишутся другой креативной командой, пока основная подзаряжает батареи и готовит камбэк.

Иногда же случается чудо и отдельные номера комиксов затмевают саму серию. Или же остаются ее самыми яркими моментами, которые первыми всплывают в памяти. А случается и так, что произведение, в котором есть такие выпуски, уже рассмотрено под микроскопом тысячами критиков, и ничего нового о нем уже не скажешь, но хочется.

Таким вот «вещам в себе» и будет посвящена новая рубрика THE SINGLES THAT TICK. В серии «Sandman» запоминающихся историй очень много, но большинство людей помнят всего одну – жуткий рассказ про калечащих и убивающих себя людей в придорожной кафешке. Этот выпуск отвратил очень многих фанов, которые наотрез годами отказывались возвращаться в мир Морфея, не желая переживать что-то подобное. Я же очень хорошо помню совсем другой эпизод саги Геймана – великолепный «Ramadan». 

Сильно отличающаяся от всего остального комикса, эта магическая и завораживающая история обладает зыбкой атмосферой арабской сказки. В ней некий рассказчик повествует нам о древнем городе Багдаде и его правителе, халифе Харуне Аль-Рашиде. Багдад предстает перед нами городом-мечтой, вершиной достижений человеческой цивилизации, полной мудрых людей и невиданных чудес. Оазисом, ставшим домом сотням народностей и культур. Родиной величайших изобретений и приютом жаждущих умов. Мрачной загадкой, порождающей тайны и плодящей суеверия.

Халиф, управляющий столь великим городом, тем не менее безрадостен. Он избегает жены, друзей и соблазнов, день и ночь думая о чем-то сокровенном. Однажды ночью он спускается в подвал королевского дворца, открывает золотым ключом тайную дверь, и пускается в продолжительное путешествие по самым разным комнатам в поисках некого предмета. Найдя его, он вызывает Морфея, короля снов, чтобы заключить с ним договор, согласно которому Морфей должен будет увековечить Багдад периода своего расцвета.

Ни один элемент Ramadan не выполнен на уровне ниже совершенного. Умопомрачительный арт специально приглашенного Крега Рассела наполняет страницы «Ramadan» десятками визуальных приемов. Здесь панели оплетает арабская вязь, стиль отдельных кадров напоминает витражи, а Морфей носит в качестве плаща саму ночь. Весь леттеринг выполнен в стиле арабской каллиграфии, за что поблагодарим Тода Кляйна, шестнадцатикратного обладателя премии Айснера, четыре из которых он получил именно за Сэндмена.

Не отстает и сценарий Геймана, очень детальный и многослойный. Он спрятал на страницах комикса множество отсылок к «сказке всех сказок», блестяще стилизировав историю под одну из их. Древний миф о великом городе получился очень правдоподобным, живым и насыщенным – сценарий Геймана занял более шестидесяти страниц, что для комикса неслыхано. Эффект от погружения в комикс лишь усиливается, когда понимаешь, что Гейман умудрился рассказать полноценную историю, которая заняла бы у других куда больше времени, всего за стандартные двадцать четыре страницы. Это, однозначно, безупречный образец комикс сценария. Однако и это не все, финальная страница комикса показывает нам, наконец, нашего рассказчика – бездомного старика, живущего на руинах современного города где-то на Востоке. Его аудитория – маленький мальчик с горящими глазами, слушающий сказки старика в обмен на сигареты. Старик обрывает свой рассказ на полуслове, оставляя мальчика гадать как же все таки Морфей выполнил свое обещание. 

Мощная последняя сцена не только показывает как ловко Гейман оперирует понятиями современного эскапизма, но и придает истории незабываемую горечь.

«RAMADAN» - это один из самых лучших одиночных выпусков в истории комиксов, абсолютно монументальный и прекрасно выдерживающий проверку временем.

Избранное сообщение

"Банк-беглец" - Дональд Уэстлейк/BANK SHOT by Donald E. Westlake

BANK SHOT by Donald E. Westlake   Джону Дортмундеру осточертело выманивать у доверчивых домохозяек мелочь на пропитание. Но что по...