пятница, 6 июня 2014 г.

SILGLES THAT TICK #2: TRANSMETROPOLITAN #8 - ANOTHER COLD MORNING


SILGLES THAT TICK #2: TRANSMETROPOLITAN #8 – ANOTHER COLD MORNING

Этот выпуск создатели комикса, сценарист Уоррен Эллис и художник Дэрик Робертсон, в один голос называют своим любимым. TRANSMETROPOLITAN еще во время публикации обрел культовый статус, а вскоре после завершения серия мгновенно стала нео-классикой. 

Восьмой выпуск серии сюжетно расположен сразу же после вводного сюжетного арка про возвращение крутого журналиста Спайдера Иерусалима в люто ненавидимый им титульный мегаполис Трансметрополитан. В самом выпуске Спайдер показывается лишь на последних страницах, а вся история рассказывается без единого диалога, и представляет из себя статью, которую Спайдер пишет о людях, вышедших из криогенного сна и выдворенных в этот безумный, неласковый мир будущего.

История рассказывает нам о женщине с символическим именем Мэри, нашей современнице, которая умерла, успев перед смертью подписать контракт, согласно которому ее тело и разум должны будут восстановить когда придет время. Время шло, человеческая раса менялась. Земля становилась очагами конфликта, подвергалась необратимым изменениям, вновь очищалась и продолжала свое существование. Загрязнение, перенаселение, усугубление человеческих пороков, падение нравов и семимильная поступь прогресса не имели для нее никакого значения. Главным было лишь время, накладывающее свой неизгладимый отпечаток на все, чего касалось. Пришел черед Мэри возвращаться в этот изменившийся мир. Ее память была повреждена, потому что условия хранения ее головы в банке с жидким азотом никто не соблюдал. Но ученые из будущего восстановили ее память, равно как и тело. Молодое тело двадцатипятилетней женщины, для создания которого потребовалась лишь вода и медузы. Процесс воссоздания тела был полностью автоматизирован, а не особо интересующиеся и пассивные ученые Трансметрополитана небрежно забыли о том факте, что сразу же после воссоздания тела к нему подключают воссозданный разум. Мэри была в шоке десять минут прежде чем ее обнаружил ответственный за «пробуждение» персонал. Ее холодно поприветствовали, дали халат и велели следовать на улицу. Мэри не знала о том, сколько времени прошло, и понятия не имела, что стало с цивилизацией, пока она находилась в криосне. И вот, она распахнула дверь клиники: в глаза бросается реклама искусственно выращенного человеческого мяса в качестве еды, люди, скрестившие свое ДНК с инопланетной, угрюмо смотрят на нее огромными черными глазами, гул, визг, ропот толпы сливаются воедино с шумом неизвестных машин, механизмов и искусственным голосом рекламных объявлений. Отвратительный, грязный, неуютный, отталкивающий и далекий Трансметрополитан распахивает свои объятия и лишает ее чувств. Мэри определяют в хоспис для таких же как она пробудившихся от криосна, но она не может начать жить в этом мире, которому плевать на ее присутствие. Мэри хранит в своих воспоминаниях оттиски величайших шагов человечества, от высадки на Луну до первого концерта Битлз, но никто не хочет ее слушать. Тогда она начинает говорить сама с собой на улицах города, заново переживая ту счастливую жизнь, и сливаясь с местными сумасшедшими. Комикс заканчивается финальной фразой Спайдера о том, что Мэри проживет еще сотню лет, но ее история окончена.

Удивительно, каким интересным Эллис смог сделать выпуск, не касающийся главного героя, но отлично передающий дух Трансметрополитана. История о Мэри – это прежде всего метафора старости, когда человек взрослея, лишается всех ориентиров, потеря которых и заставляет его ощущать свой возраст. Уходят из жизни знакомые и значимые люди, сменяясь новыми лицами, меняются технологии, служащая опорой для молодых, но вызывающие страх и непонимание у пожилых людей, меняется речь и слова, становясь непонятной белибердой, меняется положение самого человека, некогда активного и уважаемого, а теперь забытого и ждущего смерти. Не всем суждено идти в ногу с прогрессом, изменяясь соответственно ему. Даже не прибегая к криосну, можно почувствовать себя изолированным, когда ты был рожден в аналоговых предвоенных сороковых, а теперь живешь в цифровых двухтысячных. Но одно дело, когда ты день за днем являешься свидетелем течения времени, а совсем другое – разом перемахнуть сотню лет, окунувшись в мир, которому не рады даже его тогдашние обитатели. Эллис при этом замечательно подчеркнул статичность человеческой натуры, показывая нам людей будущего такими же черствыми ублюдками, которыми они являются и сейчас. Тот огромный промежуток времени, который разом перемахнула Мэри, не компенсировать даже с помощью отзывчивых людей, а значит сама идея вечной молодости путем заморозки собственного тела - всего лишь однобокая фикция. Зачем тебе молодое тело, когда твой разум сходит сума от сенсорной перегрузки и невозможности адаптироваться в новых условиях?

У этого выпуска еще масса достоинств, от отличного журналистского нарратива, лишенного словесных красивостей, до очень удачного рисунка Робертсона, детального и богатого. Но именно обилие «пищи для ума» делает восьмой выпуск TRANSMETROPOLITAN значимым и любимым. Он провоцирует нас на размышление, оставаясь выдумкой. Эллис не торопит нас, он не старается вернуть нас в русло повседневной жизни Спайдера, стремясь начать новый сюжетный арк. Он отступает на задний план, и позволяет его истории просочиться в наш разум и крепко там засесть.

«Another cold morning» - выдающийся комикс в и без того превосходной серии. Если вам нужны доказательства того, почему Эллис сейчас считается патриархом комикс-сценаристов, то просто откройте любой выпуск его magnum opus и убедитесь сами.

Избранное сообщение

"Банк-беглец" - Дональд Уэстлейк/BANK SHOT by Donald E. Westlake

BANK SHOT by Donald E. Westlake   Джону Дортмундеру осточертело выманивать у доверчивых домохозяек мелочь на пропитание. Но что по...