среда, 11 июня 2014 г.

OMAC


OMAC

Одна из самых коротких серий Джека Кирби –эквивалент фильма «Crank», чистейший адреналиновый экшен, только помещенный в сай-фай окружение. По меркам семидесятых годов это был новаторский и смелый проект, и именно это и отпугнуло большинство покупателей, не готовых к смелым экспериментам неуемного Джека. Серию закрыли всего после восьми выпусков, но позже приравняли к классике, и наградили культовым статусом. OMAC беспрецидентно даже по меркам Кирби насыщен и разнообразен. 

Каждый из восьми выпусков поделен на четыре короткие связанные истории, которые, зная скорость Джека, скорее всего рисовались за один день. Единый сюжет у серии начал прощупываться только к концу, но комикс сложно воспринимать как единое приключение. Лишь первый выпуск, рассказывающий нам о создании OMAC, был в какой то степени цельным. И заодно подарил нам иконическое изображение эскорт-робота build-a-friend, которое потом перерисовал Пол Поуп для своего выпуска в энциклопедии SOLO. Остальные же приключения сверхсолдата, созданного из обычного гражданина Бадди Блэнка, которого орбитальный разумный спутник «brother eye” облучил гормональной квази-энергией (определение скорее приблизительное, но Джек с достоверностью ориджина особо не заморачивался), скорее предстают набором зарисовок, где могучий герой рвет танк на части голыми руками, избивает дюжину человек в одиночку и сражается с мутантами в подземке. Причем все это запросто могло укладываться в один выпуск.

Концептуально же OMAC был локомотивом идей, позаимствованных и оригинально вплетенных во вселенную комикса из множества научно-фантастических книг. В частности, Джек многое взял у визионера Филипа Дика – гель, скрывающий лица, идею спутника, общающегося с главным героем и много чего еще. Все это смешивалось с собственными безумными концептами Кирби, не пожелавшего ограничивать себя одним жанром. Джек заставлял работать на благо комикса и хоррор жанр, и фантастику и боевик. 

Сценарий, по традиции, слегка устарел, но OMAC повезло гораздо больше, чем остальным комиксам. Его сай-фай натура и диалоги почти не подвластны времени и не кажутся анахронизмом. Лишь иногда замечаешь стандартные для того времени приемы написания диалогов, но они не раздражают, мгновенно сменяясь сценами, где, например, главный герой зашвыривает огромного монстра на орбиту. 

Рисунок Джека сейчас тоже может резать глаз, но визуальных раздражителей здесь минимум. Специфические лица персонажей и схематичность некоторых панелей – вот и все минусы шикарного OMAC. Зато постановка и размах боевых сцен, а также безграничная фантазия, с которой они были срежиссированы, затмевает большинство экшен комиксов. Плюс в каждом номере Джек, по традиции, рисовал по одному развороту, которые что сейчас, что тогда считались шедеврами. 

Вообще, я считаю, что OMAC наравне с FANTASTIC FOUR и FOURTH WORLD является отличной стартовой точкой для начала изучения комиксов великого Кирби. Он показывает, что старые комиксы могут намного превосходить современные, если они сделаны правильно и со вкусом.

Избранное сообщение

"Банк-беглец" - Дональд Уэстлейк/BANK SHOT by Donald E. Westlake

BANK SHOT by Donald E. Westlake   Джону Дортмундеру осточертело выманивать у доверчивых домохозяек мелочь на пропитание. Но что по...