четверг, 19 июня 2014 г.

FLEX MENTALLO MAN OF MUSCLE MYSTERY


FLEX MENTALLO MAN OF MUSCLE MYSTERY

Есть несколько приемов сторителлинга, которыми по мере повышения творческих навыков овладевают сценаристы и писатели: просто говорить о простом, сложно говорить о простом, сложно говорить о сложном и просто говорить о сложном. Грант Моррисон, к сожалению, выбрал третий вариант, затруднив понимание своего и без того частично стилизированного под наркотический трип комикса.

Дело даже не в том, что за развитием событий в комиксе трудно следить, дело в том как эти события там поданы. Это не туннель повествования, где в случае непонимания ты можешь двигаться только вперед к свету. Это разрозненные островки сцен и мест действий, которые неравномерно удалены друг от друга. Тот факт, что Грант показывает нам в каком порядке на них наступать чтобы мы не попали в трясину непонимания, повествование не сильно спасает. Когда переворачивая страницу FLEX MENTALLO ты совсем не видишь связи с предыдущей невольно хочется задать вопрос: «Неужели это единственно верное решение, рассказать нам историю, которую большинство не поймет?». Как можно говорить о каких-то конкретных вещах, анализируя комикс, когда он состоит из потока сознания наполовину. Меня удивляет, как большинство из идей, заложенных в комикс Моррисоном, не сработало только потому, что он не удосужился дать нам хоть какое-то подобие ориентира в той безумной эгоцентричной вселенной что он создал. Выбивая почву из под ног у читателя, Грант не дает не только сбивает и без того шаткий ритм, он разрушает само послание, на реализацию которого ушли у него все силы.

FLEX MENTALLO был задуман и реализован в 1996 году. В то время Грант Моррисон не только сильно злоупотреблял наркотиками, но и тяжело болел. Его эксперименты над собственным телом, в ходе которых он, например, писал сценарии голодным, сонным или возбужденным заметно притупили его природный дар рассказчика. После публикации этого комикса Моррисон рискнет повторить нечтно подобное всего лишь раз, но к тому времени как он засядет за сценарий к «The Filth» его огромный опыт и воздержание от наркотиков смогут превратить примерно равнозначный по сложности комикс в удивительный опыт, от которого даже можно получать удовольствие. А в FLEX MENTALLO же очень амбициозные идеи роятся в месиве из потока сознания и философских толкований. Я не спорю, если приложить усилия, то после прочтения в голове может выстроиться более-менее цельная картина того, что Грант хотел сказать. Только перечитывать комикс не хочется.

Итак, о чем же там идет речь? Честное слово, с первой же страницы толкования происходящего могут полярно разделяться. Вроде бы мы следим за главным Героем, выдуманным персонажем Флексом Менталло, но его приключения не более чем фикция, порожденная воспаленным мозгом молодого музыканта, принявшего ударную дозу наркотиков чтобы покончить с собой, но выжившего благодаря тому факту, что ему помог вышедший в его мир другой выдуманный герой. В уме всплывают ассоциации с лентой Мёбиуса, если честно. Между первой и последней страницей происходит такой водоворот событий, которые настолько искривлены относительно друг друга, что о понимании и участии в истории речь не идет. Немного облегчает задачу аннотированное издание FLEX MENTALLO, но, честно говоря, если твоей истории нужны заметки на полях, чтобы просто объяснить что ты хотел сказать, то это плохая история. Даг Стэнхоуп однажды сказал: «Подтекст всех историй должен быть максимально прост и повторен несколько раз, так как большинство из людей, до которых он должен дойти тупые как пробка». 

Неоспоримым достоинством комикса является художник и многолетний друг Гранта – Френк Куайтли. Его арт очень хорош, но здесь Френк еще и служит нам «костылями», помогающими нам переваривать происходящее. Да, он рисует как циклопических пропорций космический корабль таранит мегаполис, а сама реальность местами становится четырехмерной. Да, он показывает нам все фрейдистское содержание головы Гранта чередой очень странных эро-сцен. Да, его страсть к готической архитектуре здесь полыхает как факел, а лица всех персонажей до неуютного пугающие и гротескные. Но его имя на обложке прежде всего означает наличие как минимум двух привычных для понимания измерений. Двухмерный рисунок, качественный и красивый, нарисованный с душой, немного приземляет весь пафос сценария. Френк не забывает, что слова иногда могут казаться более весомыми чем они есть на самом деле, но рисунок не даст соврать. FLEX MENTALLO в этом плане сплошное пиршество для глаз. За все без малого сто страниц повествования в комиксе нет повторяющихся панелей, мотивов и мест – Куайтли выложился по полной, сполна заслужив право называться одним из заслуженных мастеров современного комикс-арта.

И все же при всех недостатках у сценария комикса есть и свои плюсы. Масштаб и витиеватость полностью оригинальной истории не могут оставить равнодушными. А спокойные полуавтобиографические моменты, в которых Моррисон рассказывает нам о своей любви к комиксам и их для него значении интересны даже вне контекста FLEX MENTALLO.

FLEX MENTALLO MAN OF MUSCLE MYSTERY был издан в 1996 году издательством Vertigo.

ESSEX COUNTY


ESSEX COUNTY

Совершенно неожиданный комикс-мелодрама от Джефа Лемайра. Чувственный и проникновенный, наполненный гуманизмом и настоящими эмоциями ESSEX COUNTY рассказывает нам о канадском округе Эссекс и его жителях. Комикс феноменально передает эмоции исключительно визуально, а минимализм автора в изображении персонажей здесь только идет на пользу и нисколько не мешает. 

Герои комикса – мальчик, мечтающий стать супергероем, медсестра, фермер, бывший хоккеист и владелец автозаправки, - живут обычной тихой жизнью, лишь иногда озаряемой яркими моментами. Рутина для кого-то из них привычна, а кого-то тяготит. Кто-то нашел общий язык с собой, а кто-то в смятении его ищет. Заточенные в рамки пасторального крошечного городка где все друг друга знают, персонажи ESSEX COUNTY переживают всю многогранность мечтаний, страхов, любви, грез, воспоминаний, поражений, побед, отчужденности и доброты. Истории персонажей на первый взгляд кажутся разрозненными, но ближе к концу, как в фильме «Магнолия», все сюжетные нити связываются в тугой клубок. Смерть одного из героев подталкивает остальных к примирению, а других заставляет переосмыслить свою жизнь. 

Удивительно, как Лемайр сумел создать столь зрелое произведение. По силе воздействия и мастерству изображения эмоций через незначительные казалось бы панели его комикс сопоставим с «Blankets». Здесь целые страницы нарисованы без слов: лишь кадр бескрайных полей, кадр со стариком, глядящим вдаль, кадр с увеличенным лицом старика, в чьих глазах стоит невыразимая тоска. Все персонажи ESSEX COUNTY грустят, но так по разному изображать грусть то в горьких тонах, то в сладостных может только мастер. Джеф, безусловно, таким мастером и является. Броскими штрихами тушью, скорее намечающими, чем заканчивающими, он выводит на белых страницах летопись человеческого существования. Презирая стереотипы ( в частности, о канадцах) он демонстрирует нам, что даже маленькая жизнь обычного человека является безграничным космосом, полным личных переживаний и водоворотом непредсказуемых историй. Очень хороший сценарий второй части серии, ghost stories, еще и доказывает, что Джеф запросто может изображать массивное полотно человеческого бытия изящно и просто, наделяя существование персонажа доступным и легко читаемым подтекстом. Еще одно достоинство ESSEX COUNTY – правильно выдержанная меланхоличность комикса, не отставляющая читателя в депрессии, но довольно ярко ощущаемая. Каждая история из серии завязана на каком-нибудь конфликте, из за которого и читатель и персонажи сильно переживают. Но в конце комикса не бессилие, а оптимизм заставляет их двигаться дальше и продолжать жить, пусть даже радикально изменить что-то они уже не могут. Джеф учит нас ладить с сами собой, иначе рано или поздно неразрешенные проблемы и упущенные возможности затмят тенью все хорошее, что есть в жизни.

В итоге, мы имеем отличный «slice-of-life» комикс, в котором каждый может найти что-то для себя. А заодно узнать о «тихом омуте» отличных персонажей, доходящей до абсурда любви канадцев к хоккею и мужской дружбе.

ESSEX COUNTY был издан в 2008-2009 годах издательством Top Shelf.

Избранное сообщение

"Банк-беглец" - Дональд Уэстлейк/BANK SHOT by Donald E. Westlake

BANK SHOT by Donald E. Westlake   Джону Дортмундеру осточертело выманивать у доверчивых домохозяек мелочь на пропитание. Но что по...