пятница, 27 июня 2014 г.

BATMAN by Grant Morrison


BATMAN by Grant Morrison

Время показало, что идея доверить главного супергероя DC главному сценаристу в медиуме оказалась очень удачной. Грант спланировал на годы вперед сагу о защитнике Готэма, обогатив обширную мифологию Бэтмена новым ярким персонажем Дэмиеном, сыном Брюса, а также достойным противником – организацией «Черная перчатка», задумавшей свести его с ума и уничтожить сам образ «летучей мыши». Мнения критиков и читателей о ране Моррисона на всем его протяжении были полярными. Отличный линейный «Batman and son» сразу же был продолжен запутанной «Black glove», а затем еще более запутанным «R.I.P.». Сразу же по окончании самого провокационного арка DC решило, что пора бы к тому же усугубить все это очередным ничего не значащим ивентом, и над и без того кажущимся разрозненным раном Гранта нависла тень «Final crisis». После непродолжительной передышки в виде потрясающего и скорее развлекательного «Batman and Robin» Бэтмена поджидал еще один непростой арк – «Return of Bruce Wayne». 

С позиции человека, прочитавшего всю историю разом, я могу сказать, что очевидный минус такого глобального комикса, что аудитория почти всегда вынуждена после прочтения очередного выпуска блуждать в темноте, строя самые невероятные гипотезы о продолжении. Подвергшийся критике «R.I.P» мне показался достаточно простым, когда я уже на следующий день мог прочесть дополняющие и поясняющие последующие выпуски саги. 

Таких масштабных, прошедших через пермутации ранов в истории комиксов все равно крайне мало, а ведь Моррисон еще и пользуется всеми наработками, доступными современному сценаристу. Он взял классический образ детектива, придал ему лоск и соединил его с модерн-вариацией Бэтмена, в которой все чисто комиксные условности объясняются пусть и надуманными, но вполне реальными фактами. Например, мне всегда было интересно, как Брюс не валиться с ног от усталости, ведь он практически не спит. Так, в комиксе Уэйн овладел навыками микро-сна, позволяющими спать по тридцать секунд в день. Такие вот отличные штрихи к портрету Бэтмена придают фигуре главного борца за справедливость достоверность и объем. Грант всегда очень четко улавливает, какие именно перемены нужны застоявшимся сериям, поэтому его подход к реорганизации «Batman» был очень эффективен. Он подчеркнул саму суть героя – Бэтмен не столько человек, сколько идея. Идея о том, что зло всегда будет наказано, даже если под маской с остроконечными ушами будет кто-то помимо Брюса Уэйна. Точно так же Моррисон придал ясные очертания мотивов Черной Перчатки, они не хотят просто убить Брюса, они стремятся уничтожить саму идею Бэтмена.

Вообще, вся серия полна запоминающихся моментов, но мне лично запали в память следующие. Написанный в прозе выпуск о противостоянии Бэтмена и Джокера и аркхэмской психушке. Уже в самом начале рана Грант показал, что его понимание сути персонажей истории находится на запредельном уровне. Столь извращенного проникновения в мозг психопата я не помню со времен леденящего сознание своей достоверностью выпуска «From Hell» про тридцатистраничное расчленение последней жертвы Джека Потрошителя.

Те моменты в «R.I.P», когда понимаешь, что все события являются лишь вершиной айсберга. Бэтмен раскрывает настоящую цель лидера «Черной перчатки», намного более амбициозную и угрожающую, чем он предполагал, а заодно мы видим что-то вроде «Inception», где реальность истончается, а почему то закованный в какое-то странное приспособление Бэтмен отчаянно сходит с ума на фоне происходящего действа. Возникает ощущение, что Моррисон ловко всех обманул, а такое значимое событие, как смерть стража Готэма, всего лишь часть изощренной мозаики, которую на наших глазах складывает Грант.

Френк Куайтли, нарисовавший первые три выпуска серии о приключениях Бэтмена и Робина. Съехавший с катушек обрюзгший профессор Пиг и его доллотроны сходятся в выверенной, хореографически поставленной схватке, полной драйва и кинетики. Я уже молчу про идеальную портретизацию Дэмиена как наглого пацана с вечно недовольным лицом, который все же вызывает симпатию, а не раздражение. 

Оба выпуска, пересекающихся с «Final crisis». Использовать разум Бэтмена, переживающего бесконечное множество вариаций собственной жизни, как оружие – такое может задумать только Грант. К тому же в самом ивенте Бэтмен наглядно показывает, почему его любят больше, чем Супермена. Не имея суперспособностей, он сражается с богоподобной сущностью, Дарксайдом один на один. Без страха и сожалений он противостоит самой эссенции зла, полагаясь только на свои дедуктивные способности, и побеждает.

Бэтмен-пират и Бэтмен-ковбой. Меня поразил тот факт, что Моррисон не только сделал смехотворную концепцию путешествия во времени из каменного века в наши дни работающей, но и сумел показать, что Брюсу не обязательно быть закованным в кевлар, чтобы выглядеть и действовать круто. Вновь, идея о живущем вечно добре, борящемся с таким же вечным злом у него грациозно обретает черты комикса. Также именно «Return of Bruce Wayne» заканчивает эпик, начатый сценаристом в 2006 году. У «Batman Inc.» будет свой злодей и своя идея о противостоянии злу ненасилием, так что глобальный сюжет завершиться именно на страницах этого арка.

Так что в качестве вердикта могу сказать следующее: Грант создал отличное приключение, раз за разом меняющее свой масштаб и действующих лиц, но остающееся верным духу и буке Бэтмена. 

Batman Гранта Моррисона выходил с 2006 по 2013 годы в издательстве DC.

Избранное сообщение

"Банк-беглец" - Дональд Уэстлейк/BANK SHOT by Donald E. Westlake

BANK SHOT by Donald E. Westlake   Джону Дортмундеру осточертело выманивать у доверчивых домохозяек мелочь на пропитание. Но что по...