суббота, 28 июня 2014 г.

STARSTRUCK


STARSTRUCK

В каждой рецензии STARSTRUCK упоминают прежде всего как предтечу современных комиксов для взрослых. Первые выпуски комикса были выпущены за несколько лет до переломных «Watchmen» Алана Мура и «Dark knight Returns» Френка Миллера, и даже по сегодняшним меркам они выглядят радикальными и непохожими на другие, чего уж там говорить о восьмидесятых годах. Здесь очень сложная комплексная история с множеством подтекстов рассказывается с помощью вороха отдельно взятых эпизодов из жизней основных действующих лиц, а нарратив подается как в виде диалогов, так и каких-то записок, тв-новостей, внутренних монологов, выдержек из рапортов и других нетипичных приемов сторителлинга. Жанрово STARSTRUCK является смесью космооперы, фантастики и комедии, поэтому местные диалоги пестрят выдуманным слэнгом, терминами, относящимися к миру комикса, и чисто английским жаргоном. Читать STARSTRUCK тяжеловато, а местами вообще невозможно, но где-то после первой трети комикса события становятся более линейными, а повествование сосредотачивается на двух героинях вместо скакания по кажущимися несвязанным между собой сценам. 

Вообще, погружение в мир комикса, придуманного Элейн Ли на основе собственного мюзикла, напоминает просмотр предпоследней серии какого-нибудь долгоиграющего сериала о космосе, вроде «Babylon-5» или «Battlestra Galactica», но без каких бы то не было контекста и подготовки. В конце книги собран здоровенный глоссарий STARSTRUCK, который показывает как много труда вложили в свой выдуманный мир авторы, и начать знакомство с комиксом стоит исключительно с этого раздела. Иначе осмысление первого выпуска займет куда больше времени, чем вам бы того хотелось. Громадная правдоподобная вселенная комикса может тягаться с «Дюной» и «Звездными Войнами» - она тщательно проработана чисто сценарно, и обладает ошеломляющим визуальным стилем, разом задвигающим все комиксы о космосе не то что на второй, а на десятый план. Майкл Калута, нарисовавший серию, с легкостью тягается с художниками-концептуалистами по части деталей и правдоподобности окружения (его стиль очень напоминает работу Френка Куайтли, если бы тому предложили поработать у Дэвида Линча), он облачает эфемерный сценарий о далёком будущем в плоть всамделишных сооружений, мест, быта, одежды, техники и интерьеров, фонтанируя грандиозными и поразительными кадрами выдуманного мира, которые так насыщены, разнообразны и красивы, что могут служить в качестве почтовых открыток. Это полностью живая оригинальная вселенная за тринадцать выпусков становится такой же родной как Плоский Мир Терри Пратчетта, на создание которого ушло тридцать с лишним лет и полсотни книг.

STARSTRUCK каждый выпуск экспериментирует с подачей повествования под новым углом, а также знакомит нас с новыми персонажами, все как один состоящими в отдаленном родстве друг с другом. Очень часто при прочтении комикса возникает мысль, что именно тот момент, который ты сейчас читаешь, не относится к основному сюжету, но к тринадцатому выпуску все мельчайшие детали складываются в единую картину, проливающую свет на туманные мотивы влиятельных персонажей, и будущее менее влиятельных.

Почти в каждой главе авторы создали запоминающиеся моменты, но именно то, как разрозненные детали складываются воедино, а кусочки сцен, происходящих на разных мирах и повествующие о разных вещах, воссоздают глобальную картину мульти-вселенной STARSTRUCK, является главным плюсом комикса. Впрочем, это не значит, что во время прочтения кому-то придется скучать. Ли цепко держит внимание читателя навороченым сценарием с подчас уморительными диалогами, а Калута не рисует две одинаковых страницы подряд, каждый раз удивляя все больше и больше. Тесное взаимодействие высочайшего класса рисунка и скрупулезного сценария лучше всего заметно в выпуске, посвященном космической битве – мне он так понравился, что о нем я обязательно расскажу в другой раз более подробно и с иллюстрациями. 

Под конец скажу, что среди книг, которые вы никогда не читали, главная – однозначно, STRASTRUCK. Столь будоражащих воображение комиксов преступно мало. 

IDW, владеющие правами на комикс, недавно переиздали его в увеличенном делюкс-формате с таким количеством дополнительного материала, что покупка любых других изданий теряет смысл. К тому же они вновь пригласили Калуту, чтобы тот дорисовал где-то 20% арта на каждой странице, что он и сделал, превратив оригинально публикуемый «квадратный комикс» в более современный альбомный вариант. Вообще, редизайн 2011 года оказался исключительно хорошим – полный реколор (на фоне нынешних «серых» супергеройских комиксов STARSTRUCK выглядит как работающий во время пожара на фабрике фейерверков стробоскоп), сто с лишним страниц (больше трети оригинального объема) дополнительных материалов, отменных, к слову, божественная полиграфия и твердый переплет. 

P.S. Главные героини комикса срисованы с самой Элейн и ее коллег, занятых в первых постановках мюзикла.

Избранное сообщение

"Банк-беглец" - Дональд Уэстлейк/BANK SHOT by Donald E. Westlake

BANK SHOT by Donald E. Westlake   Джону Дортмундеру осточертело выманивать у доверчивых домохозяек мелочь на пропитание. Но что по...