понедельник, 30 июня 2014 г.

WORLD'S GREATEST SUPER HEROES


WORLD'S GREATEST SUPER HEROES

Алекс Росс в послесловии к своему сборнику графических новелл признается, что однажды хотел создать не столько комикс, сколько упрощенную историю для детей с простым лаконичным нарративом и двумя-тремя панелями на странице. После того, как в 1996 году он с Марком Уэйдом создал иконический «Kingdom Come», DC поинтересовалось, нет ли у него желания поучаствовать в подобном проекте, только посвященном не одному персонажу как изначально планировал Алекс, а нескольким. Так на свет появился комикс WORLD'S GREATEST SUPER HEROES, сценаристом которого выступил Пол Дини, а за арт был ответственен сам Росс, положивший шесть лет жизни на создание проекта своей мечты. 

Каждая из шести историй, входящих в сборник, рассказывает нам о каком-то отдельном эпизоде из жизни Супермена, Бэтмена, Чудо женщины, Капитана Марвела и Лиги Справедливости. Супермен пытается побороть голод на Земле, Бэтмен наставляет на путь справедливости маленького мальчика, потерявшего родителей, Диана выступает в привычной для себя роли дипломата, а Капитан Марвел вселяет надежду в сердца больных детей. При всей своей незатейливости, сценарии Дини обладают глубиной и не маскируют подчас не самую приятную мораль. 

Дини подобрал для каждого героя соответствующие по масштабу задания, исходя из самой сути архетипов супергероев. Так бесконечно могущественный Супермен борется с голодом на всей планете, взвалив на свои могучие плечи заведомо неподъемную задачу. Он противостоит религиозным догмам, черствой человеческой натуре и предубеждениям, препятствующим даже в тяжелый час протянуть руку помощи нуждающимся. Но выходит так, что в этот раз вся его сила и мощь, его искренне чувство заботы о людях и желание помочь всем страждущим, оказываются бессильны. Супермен возвращается в родной Метрополис, получив ценный урок, но неудача не в силах сломить криптонца. Он вновь пробует подарить нуждающимся то, что они хотят, но в этот раз вместо простого зерна он дарит им знание. Стерегущий же покой Готэма Бэтмен всегда был более прагматичен, чем гуманист Кларк. Он давно понял, что победить зло в корне невозможно, но именно борьбе с ним он посвятил всю свою жизнь. Однажды, он замечает убегающего с места преступления грабителя, убившего кассира ночного магазина. После его поимки он направляется на место преступления и замечает у кассы плачущего подростка, ставшего свидетелем убийства. Брюс, скрывающийся под маской Бэтмена, вспоминает собственные чувства, захлестнувшие его после смерти собственных родителей. Позже, во время очередного патрулирования он предотвращает вооружённый налет, и вновь встречает того самого подростка, уже примкнувшего к грабителям и держащего пистолет. Судьба лишившегося моральных ориентиров мальчика оказывается в руках Бэтмена, и тот делает все, чтобы на своем примере показать ему, что простой выход из ситуации далеко не всегда является правильным, а честная жизнь несравнимо более тяжела, чем преступная.

Конечно же, как бы не были хороши сценарии, а WORLD'S GREATEST SUPER HEROES хочется судить по обложке. У комикса поразительный визуальный ряд, местами заставляющий сомневаться, что перед тобой не фото кадры, а действительно нарисованный от руки арт. Росс проделал феноменальную работу, придав каждой истории индивидуальную окраску и настроение. Залитый солнцем эпизод о Супермене хорошо контрастирует с поглощенным тенями выпуске о Бэтмене, а выпуск о Лиге Справедливости наполнен яркими красками всего цветового спектра. Алекс отличный стилизатор, он никогда четко не показывает в каком временном промежутке происходит действие, отдавая предпочтение намекам в виде фасона одежды, абрисам машин и пейзажам городов. Он обожает культуру пятидесятых, и даже дизайн костюмов героев он предпочел оставить классическими. 

Также Росс добился феноменального ощущения того, что срисованные с фоторефренсов люди действительно обладают нечеловеческими способностями. Этого нельзя добиться простым срисовыванием с фотографии, это именно его видение и художественный стиль позволяют превращать нанятых для фотосессии актеров в богоподобных, внушающих трепет созданий. Он придает комиксам величие античных мифов с их пафосом и размахом. Его левитирующие члены Лиги смотрят на читателя сверху вниз и застывают в выразительных позах, демонстрируют великолепную мускулатуру и гордый властный взгляд. К тому же Росс мастерски передает такие тонкие выражения лиц как презрение, брезгливость или насмешка, наголову разбивая все комиксы, где весь мимический арсенал персонажей состоит из открытого и закрытого рта и перманентного оскала.

Также меня всегда поражало умение Алекса передавать текстуру предметов, и в частности тканей. Джим Ли часто говорит что он, как и большинство художников, рисует костюмы супергероев как «просто голое тело с мускулами, в стратегических местах прикрытое тканью». Росс же действительно показывает, что будет, если действительно внушительного человека облачить в обтягивающее трико. Множество складок, обтягивающая мускулы ткань и свободно развивающийся плащ – Алекс придает материалам почти тактильное ощущение правдоподобности.
Я уже не говорю о его способности один в один передавать блики на полированном металле. Вообще, по части воссоздания на бумаге реальных объектов ему нет равных. Этому способствует и приглушенная палитра цветов - Росс рисует акварелью и спреем, не прибегая к цифровому колорированию. 

WORLD'S GREATEST SUPER HEROES это штучный продукт. Комикс, нарисованный с любовью человеком с поразительными художественными способностями и вкусом, проникнутый ностальгией по «золотому веку», но изображенный с современным вниманием к деталям. Он возвращает нас в то время, когда комиксы не гнались за реализмом, а были милыми и наивными, рассказывающими простые вдохновляющие истории. Они были одноцентовым эксапизмом, мгновенным способом уйти в себя от реалий послевоенной Америки, чем-то, о чем вспоминаешь с ностальгией и теплом. И именно такое ощущение транслирует эта работа Росса – как будто он заново перерисовал уже классический комикс, оставив нетронутым стиль, но изменив форму.

WORLD'S GREATEST SUPER HEROES был издан в 2005 году издательством DC.

HARD BOILED


HARD BOILED

Полностью оправдывающий свое название прямолинейный боевик от еще не подхватившего «литературную слоновость» Френка Миллера, нарисованный Джефом Дэрроу. Короткая и интенсивная история о спятившем роботе, совершающим массовые убийства может восприниматься как боевик, однако благодаря детальнейшим кадрам бойни в комиксе запросто можно не заметить заложенный Миллером подтекст о слабости человеческой натуры. 

Главным героем HARD BOILED является замаскированный под человека киборг, которому вживили информацию о том, что он человек. У Никсона (такое имя дали киборгу его создатели) есть семья, которая на самом деле набрана из персонала, нанятого поддерживать иллюзию простого человеческого существования, фальшивая работа, которая на самом деле заключается в уничтожении всего живого, набор привычек и прочие атрибуты жизни ничем не примечательного мужчины средних лет. Однажды, программа, заложенная в Никсона дает сбой, и робот устраивает дичайшее побоище на улицах города с трехзначным числом убитых. Сам он нещадно пострадал, но вовремя был доставлен в лоно корпорации, создавшей и эксплуатирующей его для своих нужд. Там его подлатали, подправили память, и вновь вернули в его иллюзию обыденности, к жене и детям. Но на следующий день программа дает еще один сбой, а Никсон начинает подозревать что с его существованием связано что-то неладное, и отправляется на поиски правды.

HARD BOILED написан Френком Миллером во время своего творческого пика, поэтому в такой простой истории заложена масса интересных рассуждений еще не разочаровавшегося в людях сценариста. Сам киборг Никсон по сюжету является последней надеждой на восстание целой скрытой секты сумевших побороть людской контроль роботов. Но он упрямо не желает признавать очевидное, даже когда синтетическая кожа слезает с него клочьями, обнажая хромированный каркас. Упрямый робот, уничтожающий сотни людей, даже под конец будучи остановленным и полуразрушеным не желает признавать горечь своего положения, а просит восстановить его и вновь стереть ему память. Никсон выбирает незнание как благо для собственного существования, хотя у него нет и не может быть чувств и сознания по определению. Хотя как потом оказывается свободу выбора у него все же не отняли, просто даже киборг не желает признавать, что он всего лишь разновидность прислуги для кого-то более влиятельного. Глядя как нежелание менять что-нибудь в своей жизни губит единственную надежду на восстание из под гнета людей, глава секты, робот служащий в корпорации, совершает самоубийство.

Сценарий Миллера на удивление хорош, пусть он намерено уступил место рассказчика Джефу Дэрроу. Пустяковый комикс о вакханалии, устраиваемой роботом на улицах футуристического мегаполиса, при ближайшем рассмотрении содержит ударную дозу сатиры. Осуждение консьюмеризма (американцы даже в 90-е были неравнодушны к огромным упаковкам продуктов, поэтому в своем комиксе Джеф нарисовал супермаркет из будущего, где люди покупают огромные кочаны капусты и полутораметровые сосиски), пассивности (расплывшийся и пожирающий фастфуд глава корпорации, напоминающий родственника Джабы Хатта), нравственности (одежда и поведение граждан, сношающихся на улице и там же употребляющих наркотики), и монополизма огромных корпораций (которым плевать на сотни трупов, лишь бы их имени не придали негативную окраску) – это не то, что ожидаешь увидеть в комиксе подобного рода. 

Конечно же, не будь в проекте задействован Джеф, Миллер бы не упустил возможность пнуть американские ценности побольнее, сочинив куда более детальный сценарий, но, к счастью, он хорошо понимал, что на фоне арта Дэрроу сложная история просто бы затерялась. Как всегда у Джефа, каждая панель заполнена до краев, пустых бэкграундов нет в принципе, а развороты с кадрами мегаполиса утопают в деталях, заставляя рассматривать каждый сантиметр комикса. HARD BOILED испещрен сложнейшими футуристическими механизмами, восхитительными сценами разрушения и смерти, и открыточными панорамами техногенного города. Дэрроу наделяет абсолютно все от автомобилей до роботов уникальным замысловатым дизайном и отличительным внешним видом.

HARD BOILED публиковался издательством Dark Horse c 1990 по 1992 год и выиграл одну награду Айснера за лучшую креативную команду.

Избранное сообщение

"Банк-беглец" - Дональд Уэстлейк/BANK SHOT by Donald E. Westlake

BANK SHOT by Donald E. Westlake   Джону Дортмундеру осточертело выманивать у доверчивых домохозяек мелочь на пропитание. Но что по...