четверг, 10 июля 2014 г.

Y: THE LAST MAN


Y: THE LAST MAN

Чего я совершенно не ожидал от этой серии, так это того, что комикс, имеющий настолько большие проблемы со сценарием, будет так сильно обласкан прессой, фанатами и критиками. У серии очень большая и лояльная фанбаза, восхваляющая достоинства сюжета и ставящего его во все топы комиксов, обязательных к прочтению. Да, я не спорю, само приключение главных героев вышло увлекательным, но и только. То ли я не ожидал, что сценарист Браян Вон создавая собственный постапокалипсис сделает его настолько неправдоподобным, то ли откровенная глупость, которой здесь неприлично много помешала мне наслаждаться самим сюжетом, то ли то, как отвратно Вон пишет именно здешние диалоги – в общем, после очень хорошего «Pride of Baghdad» и посредственного «Ex Machina» я не сильно был удивлен тому, какой катастрофой обернулся этот комикс. 

Все проблемы, связанные с серией, условно можно разделить на два категории: относящиеся к тому, как именно Браян решил стереть с лица земли мужское население, и тому, как он видит и пишет женские персонажи. Но, вначале стоит рассказать о сюжете. В результате неизвестного происшествия на Земле погибли все мужчины кроме одного (эту условность сам Вон потом нарушит) парня по имени Йорик и его ручной обезьяны. Йорик путешествует по изменившемуся миру в поисках своей возлюбленной, во время катастрофы оказавшейся в Австралии. Все. Строго линейное повествование, ведущее героев из точки А в точку Б через череду других точек. Не самый плохой выбор для долгоиграющей серии, если честно. Впрочем, какая разница, что там происходит с главными героями, если ты ни на секунду не веришь происходящим событиям?

Итак, начнем. Постапокалипсис у Вона вышел мегаотвратительным. Сценарист не понимает, какие именно последствия может повлечь устроенная им генетическая чума, абсолютно не представляет себе, как на это отреагируют оставшиеся в живых жители, и вообще, настолько однобокой работы в жанре я еще не видел. Для начала, если что-то подобное чуме таких пропорций обрушиться на Землю, то скорее всего произойдет вариант, описанный в «Дороге» Кормака МакКарти. Жуткий и грязный конец света в котором живые завидуют мертвым. Это не единственный вариант развития событий, но наиболее правдоподобный. Впрочем, сам Стивен Кинг предложил нам альтернативу, написав один из лучших романов на данную тему – «Противостояние», где градус творящегося после чумы хаоса был наиболее правильным, а выжившие люди вели себя соответствующе. У Вона апокалипсис чистый и прилизанный, ни заваленных телами туннелей, ни массовых самоубийств, ни эпидемий болезней, ни отбрасывания человечества на сотни лет назад в эволюционном плане, ничего. У него все происходит согласно уравнения «чума = мужчина+женщина - мужчина». Он думает, что если просто уничтожить половину населения, то женщины, согласно его комиксу, этого просто не заметят. Во всяком случае, его мир практически никак не реагирует на истребление трех миллиардов людей. Все учреждения, включая сверхточные и сверхважные прекрасно функционируют, быт налаживается в рекордные сроки, а уж о сообществе и говорить нечего – спустя считанные месяца по стране уже разъезжают бродячие артисты(!), ставящие спектакли о последнем мужчине на Земле(!!), собирающие полный зал(!!!) одиноких женщин. Я, кстати, не говорю, что в обратном случае, если бы погибло все женское население, что-то было бы по другому, скорее еще хуже. Но при смерти такого огромного процента популяции, возвращение к привычным некогда нормам существования становится просто неосуществимым. Это факт, который Вон нагло и показательно игнорирует в пользу собственного вымысла.

Еще одна фундаментальная проблема кроется в том, как Вон распоряжается временем и преподносит его читателю. Точные промежутки времени, во время которых происходят события в комиксе, нигде не называются, но все равно при ближайшем рассмотрении они абсурдно малы. Сестра Йорика, спустя несколько месяцев после чумы и несколько месяцев после присоединения к фракции амазонок, уже вовсю владеет луком на таком уровне, что может попадать с движущегося мотоцикла в цель. Как это возможно? Группа из восьмерых женщин целый год, а то и более, контролирует главную автостраду в Америке, стойко выдерживая все попытки армии США отбить столь важный стратегический объект. Плюс, их всех убивает агент 355, что отдельно доставляет, так как Браян Вон не может точно определиться с масштабом угрозы, которую представляют восемь женщин и точным процентом «мэри сью», заложенном в агента 355. Упомянутая выше труппа актеров запросто ставит спектакли о мужчинах, когда нормальные люди еще вовсю бы оплакивали своих родных. И так во всем, что касается важных аспектов выживания: Вон просто закрывает глаза на неудобные моменты, напрочь замалчивая нужные для понимания факты и искажая истину. Ему ничего не стоило продумать все до конца, но я уверен, что он, как и в «Ex Machina», просто не знал, чем закончится его серия, по ходу дела дописывая нелепости к и без того сшитой белыми нитками истории.

Ну, и самая большая проблема Y THE LAST MAN – персонажи. Мне просто обидно, что Вон, не самый плохой, замечу, сценарист, так обошелся со столь колоритными героями. Но прежде, чем рассказать о наших героях подробнее, я хочу обратить внимание на встречающихся по ходу путешествия группы женщин. Все эти лысые автомеханики, доктора с латексе, пираты с повязкой на глазу и их командирши с саблей – это все одна женщина. Это очень заметно ближе к концу, но Вон действительно пишет одного и того же персонажа, подсовывая его нам на протяжение всей серии в разных обличьях. Это бой-баба с принципами, смелая и независимая. У всех этих женщин один типаж, они одинаково разговаривают и мыслят. В мире Вона нет горюющих вдов, сломленных потерей семьи, обычных домохозяек, вынужденных продолжать существование без крепкого мужского плеча рядом, подростков и детей, нет вообще никого, кто просто не умел или не хотел пользоваться оружием, нет больных и умирающих, нет сошедших с ума, нет ленивых, глупых, сомневающихся, нет тихих и смирившихся, нет абсолютно никого, кто хоть немного бы напоминал настоящую пережившую катастрофу женщину. Все это, безусловно, происходит от неумения писать женские персонажи, но если сама идея комикса предусматривала наличие только таких персонажей, то неплохо было бы подучиться их писать. Вон думает, что женщина в комиксе – это противоположность мужчины, и все. Мужики любят спорт, громкую музыку и убивать, соответственно женщины в его комиксах вяжут шарфы, читают дамские романы и обожают пацифизм. Более тонких наблюдений здесь ждать не приходится. После того же Терри Мура читать Y просто не хочется. 

И вот, мы, наконец, подобрались к краеугольному камню преткновения, который отвращал меня от серии на протяжение всего времени, которое я потратил на ознакомление с Y THE LAST MAN. Это диалоги и стиль их написания. Браян пишет излишне проработанные диалоги, но не в плане их качества, а в плане того, что живые люди так не разговаривают. Так разговаривают персонажи, управляемые невидимым сценаристом, потому что ему нужно, чтобы прямо сейчас на странице происходило что-то, что он задумал, вместо того, что должно было произойти. Все диалоги Йорика с 355 и доктором Элисон строятся по принципу «кто-то говорит несусветную глупость, от которой зубы сводит. – другой персонаж замечает, что все, сказанное первым персонажем напоминает бред. – это же доходит и до читателя, спрашивающего себя, как это возможно, так откровенно тупить в ситуации, где выход лежит на поверхности и хорошо просматривается. – герои решают все же действовать по плану, придуманному первым персонажем вопреки логике». Это повторяется из главы в главу, из арка в арк. Под конец серии такое поведение персонажей вызывает откровенную к ним антипатию. И тот факт, что они наделены некой разновидностью «comic awareness», благодаря которой он словно предугадывают печальное развитие событий, не делает сценарий лучше. На это наслаиваются вопиюще неправдоподобные реакции женщин, видящих Йорика живым в первый раз. Все, от его собственной матери, до обычных женщин приходят в себя чрезвычайно быстро, хотя по сути, они видят некий вариант божественного откровения, реакция на которое в нормальном комиксе бы была куда более эмоциональная. 

Ок, я ведь еще не рассказал про сюжет. Господи, дай мне сил. Само собой, Вон убивает всех персонажей, за которых хоть сколько-нибудь переживаешь под конец серии, а остальных делает несчастными, потому что реализм. К этому я уже привык, но это все равно выглядит убого, как попытка добиться эмоционального отклика от читателя, подсовывая ему покорных марионеток без личности, а потом обрезая контролирующие их нити у него на глазах. Мне было абсолютно все равно, выживут ли они или нет и до этого, мне тем более все равно, что Браян принес их в жертву без особой на то причины. Плюс достойный анти-айснера твист с невестой Йорика, которая как робот повторяет заложенные в ее сознание слова сценариста, под изумление как самого Йорика так и читателей. Этому абсолютно ничего не предшествовало, это никак не было обосновано, и, соответственно, этому просто нет оправданий. Явно, что эта сцена, опять же, писалась без оглядки на основную часть серии, но лучше от этого она не становится. Раз за разом дописывать к истории куски, плохо с ней соотносящиеся – это просто лень и нежелание думать, Браян. Так шестидесятисерийные комиксы не пишутся и точка. Если цельный каркас сюжета не виден сразу, то постепенное создание его на глазах у аудитории не заставит историю выглядеть продуманной и цельной как ни старайся. А что же насчет главной загадки серии: что же стало причиной апокалипсиса? Здесь нас подстерегает еще один жутчайший фейл. Владение сценарным мастерством на должном уровне предполагает, что автор, поместивший тайну в свое произведение, рано или поздно должен будет поделиться ею либо с читателями либо с персонажами. Так, например, 355, сообщившая Йорику свое имя – это правильный сценарий. Персонажи его знают, мы же можем фантазировать на эту тему бесконечно. То, что ни персонажи комикса, ни читатели не знают, что же стало причиной смерти всех мужчин – это как раз слабая, некомпетентная работа Браяна Вона. В том же «Противостоянии» подробностей супер-гриппа мы не знаем, но его ориджин подается нам в первой же главе, чтобы читатель даже немного опережал персонажей книги в понимании происходящего. Здесь же все три неправдоподобных истории могли в разной степени быть ответственными за библейских пропорций кару, но могли и не быть. Спасибо, Браян, ты должно быть гордишься собой. Я уже молчу про псевдо-страшные клиффхенгеры, распиханные в конце выпусков, которые оказываются «пшиками», вроде нападения аборигенов на невесту Йорика с последующим ее отпусканием через пару выпусков или протыканием катаной одного из персонажей, чтобы без последствий вновь ввести его через какое-то время. Такое впечатление, что Вон не знал, что же ему делать с таким количеством сюжетных линий, ведь вести их одновременно у него не получалось: израильская военнокомандующая тут может по пять-семь выпуском пропадать неизвестно где, невесту Йорика низвели до «damsel in distress, вроде бы значимые второстепенные персонажи годами прячутся на базе, отец доктора Элисон появляется в самом конце без каких бы то не было предпосылок, гениальный план по сведению вместе Йорика и Амперсанда может тягаться только с планом злодея из недавнего фильма про Джеймса Бонда и так далее. Тому же Кингу не зря потребовалось два года и тысячу страниц, чтобы его история была цельной и в равной степени освещала все события, происходящие в книге. У Вона Было пять лет, а в результате планета оказывается населена клонами. Я уже просто устал описывать тупизну анализируемого материала, но последний выпуск в этом плане бьет все рекорды. 

И все же при всех имеющихся у Y THE LAST MAN минусах, сам комикс не всегда хочется ругать. Рисунок Герры отлично подходит ежемесячному формату, да и чисто технически он очень хорош. Половину очарования героев тут ощущаешь исключительно глядя на их изображение. Также у серии были совершенно бесподобные обложки, которые хоть отдельно издавай, как в случае с работами Джеймса Джина. Тот же Браян Вон периодически дает натуральную драму или же роуд-муви, сильно отличающиеся от привычного безобразия в лучшую сторону. Опять же, по части темпа у Вона практически нет соперников, тут как количество происходящего в одном выпуске, так и сама одиссея героев вообще перенасыщены быстрыми, сменяющимися эпизодами, иногда «over the top», иногда просто прекрасными.

Я, честно говоря, изо всех сил старался по ходу чтения серии не придираться к материалу уж совсем сильно. В конце концов, я купил ее в делюксах, что само по себе означало некоторую гарантию качества со стороны Vertigo. Но, к сожалению, Y THE LAST MAN оказался не для меня. Он слишком глуп, суетлив и недоработан. Здесь общее впечатление не дотягивает даже до «посредственно», что странно, учитывая как полярно моим чувствам о серии отзываются все вокруг. Видимо, у Вона действительно получилось увлечь большинство читателей в мир, где последнего мужчину на Земле опекают женщины. 

Y THE LAST MAN выходил с 2002 по 2008 год в издательсве Vertigo. Серия заработала пять премий Айснера и сразу же после окончания публикации была причислена к неоклассике.

Избранное сообщение

"Банк-беглец" - Дональд Уэстлейк/BANK SHOT by Donald E. Westlake

BANK SHOT by Donald E. Westlake   Джону Дортмундеру осточертело выманивать у доверчивых домохозяек мелочь на пропитание. Но что по...