пятница, 11 июля 2014 г.

ESCAPO


ESCAPO

Маленький шедевр Пола Поупа, созданный им в период бедности, и неуверенности в собственных силах (работодатель Пола, издательство Kodansha из более чем полутора тысяч страниц, нарисованных Поупом за пять лет, выпустило около пятнадцати). Две едва связанные между собой истории, одна очень личная, рефлексирующая и поэтичная, одна с мистическим подтекстом, образовали комикс ESCAPO, историю об «escape artist» (человек, работающий, как правило, в цирке и специализирующийся на освобождении из оков под угрозой смерти), который ищет свою любовь и заключает договор со смертью. 

Первая часть комикса, более короткая и меланхоличная, повествует нам о неразделенной любви Вика, выступающего под псевдонимом Эскейпо, и акробатки Аэеробеллы, взаимных чувств к Вику не питающей. Это проникнутая меланхолией и грустью исповедь человека, глядящего на мир сквозь розовые очки влюбленности, и отказывающегося видеть реальность. Чувство Вика так сильно, что он не замечает холодность девушки, у которой есть свой избранник…

Вторая история об Эскейпо, чуть более длинная и экшен-ориентированная, рассказывает нам о том, как во время очередного трюка Вик на секунду поддался своему заклятому врагу, панике, и мгновенно был ею повержен. Под конец своего выступления он был заперт в цистерне, наполненной водой, и забыл шифр от люка, выпускающего его на поверхность. За считанные секунды до того, как у него кончился кислород, его посещает смерть в образе зеленоватого скелета. Эскейпо делает то, что совершал уже сотни раз в своей жизни - заключает со смертью договор, чтобы отсрочить неминуемый конец. Смерть, ухмыляясь, соглашается, но напоминает, что вскоре она явиться вновь…

Обе истории вызывают разные эмоции, но все в равной степени сильные. Поуп умеет нарисовать и написать историю так, что она кажется больше, чем есть на самом деле. В первой части ESCAPO есть невероятно сильный и трогательный момент, когда Вик общается с покойной матерью, глядя на одинокий фонарь посреди пустыни, очерчивающий теплый желтым светом круг посреди серой равнины. Вик делиться с фонарем самым сокровенным, но мы знаем, что его любовь обречена быть неразделенной. Пол работает с историей в разных плоскостях, потрясающе воссоздавая на бумаге кадры и ситуации, которые резонируют не с разумом, а с душой читателя. Он не опускается до дешевых приемов, выжимающих из нас слезы, но дает нам возможность наблюдать за настоящей, неподдельной драмой, которая будучи маленькой и личной историей знакома всем, и поэтому легко экстраполируется до таких масштабов, что иные комиксы в ее тени выглядят карликами. Универсальный катализатор большинства историй Пола, - любовь, - здесь понятен каждому, поэтому за Эскейпо болеешь всем сердцем. 

Ко второй же половине ESCAPO преображается в совершенно другой комикс. Вик становиться участником все более масштабных номеров, происходящих в диковинного дизайна машинах, полных острых вращающихся лезвий, живых тигров и других опасностей. Тут действо развивается на таких скоростях, что за перемещениями ловкого Эскейпо, балансирующего на лезвие ножа (иногда буквально), иногда не успеваешь следить. Пол всегда умел рисовать динамику в комиксах по-особенному, чуть лучше, чем могут большинство картунистов. В ESCAPO его герой всю жизнь занимался акробатикой, поэтому его движения филигранны и точны, он грациозно перемещается по смертельной многоэтажной ловушке, выполняя опасные пируэты и чудом избегая повторной встречи со смертью. 

Само собой, все приключения Эскейпо безбожно красивы. Комикс, особенно в цветной редакции 2014 года, напоминает артбук с рукописным шрифтом и редкими диалогами. Уникальный стиль художника, у которого стиль в крови, здесь местами нависает над сюжетом, заставляя разглядывать арт, а уже потом читать диалоги. Едва только начавший овладевать кистью Пол, который тогда в 98 году еще владел ею не так хорошо, как сейчас, уже тогда демонстрировал мастер-класс по обращению с негативным пространством и силуэтами, с лёгкостью рисуя сложнейшие сцены. Здесь как нельзя лучше видно, что тушь для Поупа не просто инструмент для запечатления на бумаге населяющие его голову образов – это продолжение его самого.

ESCAPO был опубликован в 1999 году издательством Horse Press.

Избранное сообщение

"Банк-беглец" - Дональд Уэстлейк/BANK SHOT by Donald E. Westlake

BANK SHOT by Donald E. Westlake   Джону Дортмундеру осточертело выманивать у доверчивых домохозяек мелочь на пропитание. Но что по...