понедельник, 14 июля 2014 г.

JLA by Mark Waid


JLA by Mark Waid

Сценарист Марк Уэйда, периодически подменявший Гранта Моррисона на этой позиции, мне виделся куда лучшим кандидатом на роль рассказчика о Лиге Справедливости, чем Грант. Истории Уэйда были лучше написаны, в них правильно были расставлены акценты в повествовании, его идеи просто были лучше и оригинальнее, чем моррисоновские. Тем не менее, когда Грант уже пошел закупаться комиксами про Людей-Икс в рамках подготовки к написанию сценариев для Марвеловской серии «New X-men», а Марк Уэйд занял его кресло и написал свой вводный арк про Лигу, чуда не произошло. Это по-прежнему утомительно, изматывающе скучный комикс, в котором все настолько неизобретательно, банально и глупо, что читать это нет никаких сил. 

Частично комикс преследуют все те же проблемы, что и оригинальный ран Моррисона. Стремясь увеличить масштаб происходящего, а заодно заручившись самым подходящим для этого художником – Браяном Хитчем , комикс попадает сам к себе в заложники. Когда автор раз за разом поднимает ставки и увеличивает пропорции всего, находящегося в комиксе (а там, например, была невероятных размеров космическая станция-планета, вокруг которой запросто могла вращаться солнечная система) создается обманчивое ощущение, что само приключение Супермена и его друзей становится больше. Но это лишь фикция. История не станет лучше, если сценарист напишет ее крупным шрифтом, а художник нарисует все как минимум колоссальным. Масштаб – инструмент сторителлинга, которым нужно уметь пользоваться. Марк возвел все в своем комиксе в абсолют, замаскировав тем самым нудный и бредовый сюжет про очередную межгалактическую угрозу (арк Heavens ladder), полностью проигнорировав тех же персонажей, которые обмениваются диалогами двух типов – techno-babble и банальными, оставаясь при этом одномерными. Лишь Пластик Мен хоть немного разбавляет действительно неплохим юмором этот омут скуки, но, в целом, такой скучный супергеройский эпос еще стоит поискать. Хитч, кстати, наизнанку выворачивается, уже готовясь рисовать орущего про значение буквы у него на голове Капитана Америку, выдавая ту самую широкоэкранную супергероику, которую несколько лет спустя очень удачно адаптировали под свои нужды именно киноадаптации комиксов.

Сразу же после этого невнятного арка стартует куда более удачный – вариация Уэйда на тему «Fables», но гораздо менее интересная и тонкая, чем монументальный труд на эту тему Билла Уилингема. Здесь очень удачная концепция о том, что Чудо Женщина – Белоснежка, а Супермен и прочие – ее рыцари, развита по полной. Герои обзаводятся средневековой броней, бродят по заколдованному Централ-парку, побывают в самой настоящей книге, и одержат очередную победу. Этот арк заметно выделяется на фоне всеобщего уныния в лучшую сторону, но тоже не избежал сопутствующих Лиге проблем. Во-первых, члены Лиги все не определились, как они относятся к Бэтмену, на время исключенному из рядов JLA. Это видится мне лишь затягиванием сюжета, итог которого хорошо виден за километры – Бэтмен занимает больше всех остальных героев места на обложках, явно давит всех интеллектом и вообще, без него никак, так как Супермен слишком положительный, а уравновешивать его некем. Во-вторых, «эффект несмачивания», в который раз наблюдаемый мною в супергероике. Это термин, обозначающий отказ жидкости взаимодействовать с подопытным телом. Вода, или что-то ей подобное, просто стекает с предмета, не оставляя на ней никаких следов. Если взглянуть на такие комиксы как тот же арк Уэйда или же, например, Frankencastle, то хорошо заметно, что некая блестящая идея, пришедшая в голову сценаристам и ставшая осью развития сюжета, на самом деле ну совсем никак не стыкуется с основными принципами, по которым серия писалась до того. Такие вот идеи выглядят настолько инородно, что невольно выдергивают читателя из мира комикса, мешая наслаждаться его чтением. В случае с Карателем, сценарист поместил Френка Кастла в фентези, получив нелепейший балаган, который был бы хорошим комиксом, просто смени он главного героя . В JLA же строго противопоказано сводит героев с суперспособностями и магию. Это ни у кого нормально не получалось, и вряд ли получиться. Опять же, любые другие герои сделали бы из этого арка запоминающееся действо, но только не члены Лиги, отказывающиеся верить в магию. Это настолько парадоксально, что даже смахивает на постмодернисткий ход со стороны Уэйда, но тот, наморщив лоб, упрямо давит иронию в зачатке. В общем, от Уэйда, написавшего более чем достойный «Kingdom Come» я ожидал пусть не таких же откровений, но и не такого даунгрейда. 

Дальнейшие приключения в JLA продолжают конкурировать с наблюдением за сохнущей краской за звание «интересное развлечение». Это практически статичный комикс, который несмотря на наличие массы диалогов, сюжетных ходов, персонажей, твистов и всего прочего, оставляет в голове чувство «белого шума», сливаясь в однородный поток моментально забывающихся сцен. Уэйд видно что старается, но его усилия почти всегда пропадают даром. Я вспомнил лишь, без дураков, шедевральный клиффхенгер его авторства, а все остальное забылось сразу же после того, как я поставил книгу на полку. 

Про клиффхенгер пару слов скажу отдельно, ибо это работа мастера, жалко что погребенная под проходным материалом. Бэтмен, обвиняемый в том, что он недостаточно доверяет своим партнерам по Лиге, в какой-то момент созывает их всех в свою Бэт-пещеру и у них на глазах появляется в образе Брюса Уэйна, вынуждая всех замереть в изумлении. Герои с улыбкой сбрасывают маски, открывая друг другу десятилетиями охраняемые личности обычных граждан, как тут в пещеру въезжает бэтмобиль. Машина останавливается, а из нее выходит ВТОРОЙ Бэтмен, интересующийся у притихших супергероев, что за хрень тут происходит. Дальнейшее скатывается в уже привычный рутинный рассказ о супергероях, но покупай я комикс в момент его написания, я бы перед выходом последующего номера от нетерпения не смог бы месяц заснуть. 

Хитч, ассистировавший Уэйду, со своей работой справился на отлично. Он смог наиболее выгодно преподнести свой арт в комиксе, где только такой стиль и считался приемлемым. Все эти широкие панели с творящимся на них беспределом даже сейчас завораживают, тогда же такой подход вообще был новаторским, мигом потеснив ЭКСТРИМ-стиль девяностых. Хитчу суждено было рисовать комиксы, где герои швырят друг в друга небоскребами, а за кадром словно звучит бравурный саундтрек от Джона Уильямса, и тот факт, что он не прозябал на задворках индустрии, иллюстрируя какие-нибудь жизненные истории, а в полной мере реализовывал свой потенциал, создавая иконическую супергероику, в какой-то мере утешает. Уэйд подвел, так хоть на красивые картинки стоит обратить внимание.

JLA выходил в 1997-2006 годах в издательстве DC.

Избранное сообщение

"Банк-беглец" - Дональд Уэстлейк/BANK SHOT by Donald E. Westlake

BANK SHOT by Donald E. Westlake   Джону Дортмундеру осточертело выманивать у доверчивых домохозяек мелочь на пропитание. Но что по...