пятница, 8 августа 2014 г.

SINGLES THAT TICK #7: SCALPED #35 – LISTENING TO THE EARTH TURN


SINGLES THAT TICK #7: SCALPED #35 – LISTENING TO THE EARTH TURN


Невыразимо прекрасный выпуск серии, чье качество и так невероятно высоко. Крошечная зарисовка из мира персонажей, которых не показывали до этого и не покажут потом. Рассказ о непостоянстве этого мира и неисповедимости путей, мастерски написанная маленькая драма о двух судьбах, самодостаточная и совершенная.


Этот выпуск не рассказывает нам о судьбе главных героев серии или же резервации, являющейся основным местом действия SCALPED. Вместо этого Джейсон Аарон повествует нам о судьбе пожилой пары индейцев, чьи силы направлены на выживание. Годы безвозвратно ушли, забрав с собой их молодость и остроту чувств, но подарив взамен уважение и единение. Единственный их сын погиб на войне по милости случая, и теперь существование Мэнса и Хэйзел, главных героев выпуска, свелось к земляной работе и тихим вечерам, посвященных раздумьям.


Весь выпуск представляет из себя два внутренних монолога супругов, знающих своего партнера десятилетиями, и ставших одним целым. Мэнс недавно сломал лодыжку, работая в саду, а у Хэйзел обнаружились проблемы с почками. Возраст берет свою долю, ничего не поделаешь. В былые годы их маленькая ферма производила достаточно продуктов, чтобы непривередливая семья питалась вдоволь, но впервые за сорок с лишним лет им грозит голод. Еды катастрофически не хватает, и они оба это знают. Хэйзел не осмеливается сказать вслух, но надеется, что Мэнс сам выскажет идею о покупке провизии в городе. Мэнс  сражается со своей гордостью, но быстро одерживает вверх, лишь посмотрев на морщинистое лицо своей супруги и подумав о перспективах голодной зимы. Возле их дома, годами стоявшего на отшибе, построили взлетную полосу, и теперь по ночам их некрепкий сон нарушает утробный рев истребителей, вылетающих на тренировочные миссии. Мэнс отправляется в город, прихватив с собой список покупок, написанный Хэйзел. Он покупает все по списку, затем идет к парикмахеру, а после делает то, что до этого еще ни разу не делал. Перешагивает через порог хосписа, выдающего еду нуждающимся. Он стоит в очереди за продуктами, размышляя о том, каким слабым он стал, чтобы противостоять этому миру. Огромная корзина с продуктами стоит перед ним, а рабочий хосписа требует его роспись. Мэнс вспоминает самые трудные моменты своей жизни, но мужественно переживает сложнейший из них – признание собственной нищеты и беспомощности. Он забирает проклятые продукты и отправляется домой, минуя вывеску казино, открывающегося в Прейри-Роуз. По прибытии домой он застает жену лежащей на полу. Вновь дали знать о себе почки. Он просит жену поехать в город за помощью, но она наотрез отказывается. Мэнс собирается было отправиться сам, но Хэйзел останавливает его, говоря, что пойдет с ним. Машина Мэнса, проехав изрядное количество пути до города, глохнет, оставляя стариков мерзнуть в снегу. Кутаясь в пледы, они отправляются домой с тяжелым сердцем. По пути, устав от холода и изнеможения, Хэйзел оседает на снег. Мэнс, найдя верные слова, помогает супруге встать и преодолеть остаток пути. Но когда они уже видят дом, предчувствуя тепло костра и теплый ужин, уши их улавливают неестественно громкий рев мотора. Очередной истребитель, потеряв ориентир в снегопад, падает на их дом и взрывается. Оба теряют сознание… Спустя какое-то время, они приходят в себя в больнице. Оказывается, прибывшие на место спасатели оперативно нашли их, и направили в город. Мэнсу потребовалась операция по вживлению металлических пластин, а Хэйзел сумели вылечить почки. Страховка за дом оказалась щедрой, и все их знакомые назвали катастрофу, лишившую их крова, благим знамением и поводом не упрямиться, а поселиться ближе к городу, где в случае чего, помощь была бы совсем рядом. Но Мэнс и Хэйзел распорядились деньгами по своему – начали отстройку своего старого дома. Кадром с ними, сидящими на обновленном фундаменте дома и держащимися за руки, и кончается комикс.


Феноменально, какие сильные эмоции может вызывать простой рассказ. Джейсон Аарон, начавший карьеру сценариста с историй о людях, свои лучшие вещи посвятил именно комиксам, где раскрывались и демонстрировались простые человеческие проблемы. В SCALPED, высочайшего класса криминальной драме, эмоции были неподдельные и искренние, а сценарий Аарона – выдающимся. В нем наблюдение за персонажами и характерами вызывало у тебя сильный эмоциональный отклик, а закрученный сюжет с криминальным привкусом заставлял читать десятки выпусков за раз, погружаясь в мир резервации все глубже.


Я, читая SCALPED впервые, обратил внимание именно на этот выпуск. Он стоял особняком на фоне более комплексных историй, но сам был неотъемлемой частью серии. Трогательный рассказ о проблемах пожилой пары, их мыслях и переживаниях был написан столь мастерски, что трогал душу и западал в память. Аарон работает с персонажами на очень высоком уровне, мгновенно втягивая читателя в собственную историю. Спустя пару страниц о Хэйзел и Мэнсе уже знаешь достаточно фактов, чтобы признать, что это люди интересные и следить за ними тоже будет увлекательно. Написанные от первого лица монологи каждого из них превосходны. Оба обладают уникальным голосом, а их познания о друг друге моментально дают понять о крепости их связи. И вообще, уместить рассказ о двух судьбах в двадцать четыре страницы – это признак мастера.


Помимо хорошо написанных персонажей у этого выпуска, как и вообще во всей серии, очень четко и ярко выписана атмосфера места, где происходят действие. Мрачные тона и тени в доме Мэнса и Хэйзел напоминают о безысходном положении обоих, тени и грязь на дорогах Прейри-Роуз лучше всего свидетельствуют об упадке города и депрессивном настроении местного населения, а слова, озвученные четой пожилых индейцев, подобраны так хорошо и складно, что их горечь, их потери, их лишение, бессилие и нужду чувствуешь как свои собственные. Аарон прекрасно справился, сплавляя драму, нуар, и экшен на страницах SCALPED, но этот выпуск скорее представляет из себя его рассуждение о жизни простых людей, далеких от опасных будней основных героев комикса. Вновь, отдаю должное Аарону, он сумел найти слова, чтобы сделать  комикс, лишенный привычного драйва, интересным и запоминающимся.


Сама история об упавшем самолете тоже чудо как хороша. Неожиданная, в стиле dues-ex-machina, она удивляет второй раз, когда старики делают единственный правильный выбор. Аарону очень хорошо удалось понять и перенести в свой сценарий образ мышления индейцев. В основной серии, и в этом выпуске, современные «коренные американцы» представлены без прикрас. Их быт и их жизнь, все это летопись народа, претерпевшего великие лишения. Некогда гордые хозяева великой страны, в современном мире они могут лишь рассчитывать на обнесенный забором ее участок и судьбу, полную унижений и ненависти. Но им как-то нужно выживать, поэтому как бы ни была велика их гордость, а рано или поздно каждый индеец вынужден будет усмирить ее и найти низкооплачиваемую работу, чтобы поддерживать свое унылое существование. Их старость – худшая пора времени, с маленькой пенсией и стремительно уменьшающимся кругом друзей. У них нет ничего, кроме них самих, и это для них – самое важное. Конечно же, Мэнс и Хэйзел не могли поступить иначе. Их маленький дом вдали от города – это они сами, их оставшаяся жизнь. Препятствия на их пути не сломляют их, ведь преодолевать их они учатся всю жизнь.


В заключение скажу, этот выпуск SCALPED, на мой взгляд, один из лучших в серии. Он дарит надежду на то, что как бы ни было мрачным наше настоящее, шанс на светлое будущее есть у каждого.

ARZACH


ARZACH


Эпохальный комикс от Жана Жиро, больше известного под псевдонимом Мёбиус. Появившийся в первом номере журнала «Metal Hurlant», ARZACH произвел фурор в мире европейских комиксов. Тогда, в 1974 году среднестатистический комикс выглядел скорее схематично и по-детски, а взрослые темы затрагивались только в андеграунд-изданиях, пусть даже супергероика и делала в этом направлении первые шаги. Неудивительно, что комикс Жиро с его богато детализированным рисунком и самобытным  фэнтезийным миром стал сенсацией. Сам подход Мёбиуса к рассказу истории исключительно визуальными приемами (ARZACH полностью лишен слов) был революционным, ведь до этого страницы комиксов утопали в диалогах и пузырях с текстом, разжевывая подробно все, что читатель и так бы смог понять сам без посторонней помощи. ARZACH же открыт для трактований, будучи специально созданным так, чтобы у читателя не возникало единой цельной картины происходящего. Мёбиус давал возможность самому решать о значениях и символах в его работе, не мешая и не акцентируя внимание на отдельных деталях.


Под ARZACH понимают четыре короткие истории, объединенные одним персонажем – всадником некого существа, напоминающего птеродактиля. Молчаливый и смурной, он бороздит небо невиданного мира, переживая маленькие приключения.


Прежде чем восхвалять Жиро, сразу же отмечу несколько минусов комикса, существенно затрудняющих его восприятие. Во-первых, отсутствие речи и слов. Художник, решивший выражать все в своем произведении чисто визуально, должен четко знать, что и как он рассказывает и доносить это в полной мере до потребителя конечного продукта – читателя (или же листателя, если слов в комиксе нет). Связность и отсутствие двусмысленности в этой ситуации должны быть первостепенной его задачей. Мёбиус же рисует комикс, напоминающий сон или же картинки из подсознания, которые сложно увязать друг с другом. Символизм, которым комикс сильно приправлен, в этой ситуации только ухудшает положение. К тому же рисунки без слов могут быть информативными только до определенного предела – дальше без слов уже никак. Стив Дилллон, однажды нарисовавший «немой» эпизод Punisher неплохо подметил этот факт, опубликовав сценарий этого самого эпизода, состоящий из одного листа бумаги, на котором маркером были написаны номера страниц через дефис и фраз вроде: «стр. 12-15 БУМ!!!», «стр. 18-22 битва с Боссом!». ARZACH лишен поддержки слов, оставаясь прекраснейшей, но двухмерной историей, многие аспекты которой утопают во мраке неведения. Даже человеку с сильным воображением комикс может показаться скуповатым на детали сюжета, ведь точного ответа на все роящиеся в голове вопросы никто не даст. Намеки и безграничная возможность спекулировать на выбранную тему – вот удел Жиро, отказавшегося от слов. Во-вторых, темп Жиро, тоже непривычный и не сказать чтобы идеальный. ARZACH выглядит так, словно из страницы с тремя панелями вырезали еще как минимум три. Там, где нужно уделить внимание транзакциям героев и действий от одной панели к другой, жиро предпочитает оставлять пустоты, призывая заполнять их самостоятельно. Последний рассказ серии так и вообще с первого раза выглядит случайным набором панелей, не несущим смысла. Это не спишешь на замысел, так как Жиро, вообще то, в других своих работах выдерживал темп отлично, не сбиваясь и не торопясь.


Покончив с брюзжанием, переходим к освещению плюсов комикса. У комикса уникальный, очень детальный и проработанный рисунок, мгновенно выдающий в его авторе европейца. Картинки из ARZACH напоминают иллюстрации к книгам, а не комикс. Красивейшие и фантасмагорические пейзажи мира Арзака будоражат воображение и выглядят завораживающе. Только тут можно увидеть растительный мир, питающийся плотью, заточенную в красной башне принцессу-чудовище, скелеты несуществующих монстров и армии невиданных агрессивных существ, сходящихся в битве. При всем своем молчаливом великолепии, комикс умудряется местами быть эпосом, а местами выдерживать камерную атмосферу. Сама атмосфера мира ARZACH буквально рвется со страниц комикса, заполоняя все вокруг. Немыслимый и далекий мир всадника пленит непознанным и недостижимым. У Жиро прекрасно получилось передать ощущение, что помимо авантюр, в которых участвовал Арзак, в этом мире еще осталось полно интересных вещей, мест и существ.


ARZACH публиковался в журнале Metal Hurlant. В Америке этот комикс переиздавался под эгидой Epic Comics.

Избранное сообщение

"Банк-беглец" - Дональд Уэстлейк/BANK SHOT by Donald E. Westlake

BANK SHOT by Donald E. Westlake   Джону Дортмундеру осточертело выманивать у доверчивых домохозяек мелочь на пропитание. Но что по...