понедельник, 11 августа 2014 г.

AEON FLUX


AEON FLUX


Вышедшая в 2006 году минисерия из четырех выпусков является предысторией событий, которые были отображены в фильме с одноименным названием. Для сопутствующего экранизации продукта серия очень неплохо написана и просто замечательно нарисована. Жанрово комикс принадлежит к авантюрной фантастике с элементами утопии, но женственная главная героиня и небольшая порция детектива заметно отличают его от вещей подобного типа.


Эон Флакс,   жительница футуристического мегаполиса, ведет двойную жизнь, переодеваясь по ночам в латексный костюм и выполняя шпионские поручения контр-культурной организации. Сама организация борется с привычным режимом путем саботажа  и диверсий, осуществляемых завербованными членами. Все это происходит в городе, защищенном от агрессивной растительности высокими стенами и голографическим куполом. Цель правящей организации – уничтожение джунглей, защита от которых обходится слишком дорого и начинает раздражать горожан. Цель диверсантов – подослать Эон, чтобы та выкрала новейший прототип биологического оружия, направленного на истребление океана зелени, а позже – замена образца на другой, созданный с другой целью.


Незамысловатый, но интересный сюжет комикса строго линеен, но грамотно написан и местами даже удивляет. Сюжет у комикса универсален, при определенных усилиях, из него можно было бы сделать и полноценный детектив, и нуар, и драму.  Само будущее в AEON FLUX не выглядит совсем уж неправдоподобным, но и для двадцать пятого столетия все окружение Эон и она сама выглядит несоответствующее. Избранные предметы обихода и одежда – вот и все, что напоминает нам о времени действия и жанре. Впрочем, хорошая работа с персонажами, поддержание интриги и неплохой финальный твист не позволяют сильно сердится на сценариста, не сильно делающего упор на фантастику, ведь прежде всего комикс о самой Эон, не даром ее имя вынесли на обложку. С этой позиции AEON FLUX тоже очень хорош. Эон выглядит загадочной особой (во многим благодаря нестандартному рисунку), она очаровательна, в отличной физической форме и предпочитает адреналиновые забеги и схватки с вооруженными мужчинами фотографированию себя на футуристическую версию Iphone. Жаль, что сценарист предпочел неосмотрительно много времени уделить схваткам, а не раскрытию черт характера Эон, но недосказанность в этом случае хорошо коррелирует с образом самой героини. А вот ее помощница выглядит более плоским персонажем. На ее «очеловечивание» автор отвел один небольшой монолог, но, в принципе, на ее месте мог бы быть любой другой персонаж-сайдкик, на общий сюжет и его исход это никак бы не повлияло.


Нарисовал серию отличный художник Тимоти Грин, чей стиль довольно интересен и уникален. Грин слегка изменяет пропорции человеческого тела для усиления визуального восприятия, активно использует штриховку, но строго по назначению и очень уместно, вкладывает в каждый кадр строго необходимую долю деталей (местами кадры из комикса выглядят как ротоскопированные фотографии), играет с позициями и расположением панелей и просто обладает хорошим художественным вкусом. Эон он наградил длинной шеей, лицом с правильными пропорциями,  и стройной, но не гипертрофированно-модельной фигурой. Кадры ее схваток с охранниками всегда динамичны, а заодно Грин подчас использует интересные ракурсы и позы, выделяющиеся и примечательные. Очарование самой героини здесь во многом передано через ее выразительные взгляды и позы, но, опять же, в них нет ни грамма показной сексуальности. Мир будущего Грин рисует минималистическим и строгим, все в его кадрах подчинено порядку, и отличается от видений дня завтрашнего тем же Мёбиусом.


AEON FLUX вышел в 2006 году в издательстве Dark Horse.

KATSUYA TERADA’S MONKEY KING


KATSUYA TERADAS MONKEY KING


Жутковатое восточное темное фентези, пропитанное буддистскими толкованиями, наполненное жестокостью и похотью. Кто-то видит в нем азиатский вариант Конана, но мир Роберта Говарда и его центральный персонаж никогда не был даже отдаленно таким пугающим и давящим.
  Комикс Терады, кроме прочего, это адаптация классического китайского романа «Путешествие на Запад», заимствующий из него героев и сцены, но остающийся донельзя позерским и упрощенным.

Сам комикс поделен на короткие главы, иногда неприлично короткие и малоинформативные, в которых рассказывается о каком-то конкретном приключении Короля Обезьян и его фантасмагорических спутников. Компанию огромному и зловещему полу-примату (Терада оставил тело Короля человеческим, лишь заменив голову на застывшую в яростном оскале морду обезьяны) составляют жирный человек-свинья без особых способностей и монахиня с кляпом во рту, мешающим ей издавать проклятия, сила которых равна over 9000, и выглядящая как порнозвезда. По случаю отряд встречает гротескных чудовищ, которых Король всегда убивает каким-нибудь показательно кровавым способом. Спустя несколько таких глав сюжет становится глобальным, повествуя о борьбе Короля с демонами и его особом предназначении. В лучших традициях манги битвы Короля становятся все масштабнее и безумнее, но конец первого тома застает нас, как ни странно, в самом начале пути путешествия на запад. Воскрешенный (в очередной битве он был убит, бывает) Король Обезьян получает указания от умирающего монаха отправиться в далекую страну за свитками Будды…


Скажу сразу, без определенной подготовки MONKEY KING выглядит артбуком с невероятно красочным и очень красивым артом и, как мне показалось, достаточно плохим машинным переводом, который сам по себе несет мало смысла. Мангу на западе издает, по традиции, Dark Horse, чьи редакторы не поленились бонусом приложить к трейдам огромную статью на тему восприятия MONKEY KING и возникающими с этим трудностями. В статье нам поясняли, что Терада изначально писал мангу для людей, уже знакомых с первоисточником, поэтому тому, каким ужасным нагромождение философских глупостей выглядит сюжет нам удивляться не стоит, равно как и скверному изображению персонажей. Ну, ок, сказал я, не читавший «Путешествие на Запад», но это не значит что у комикса и без этого полно проблем. Манга с невыразительными персонажами – уникум, ведь восточные авторы в плане создания человечных и правдоподобных персонажей опережают комикс-сценаристов на две головы. MONKEY KING визуально так выразительна и ошеломляюща, что меня бы устроило даже простое описание банальных вещей, вроде места битв и мотивов главных героев. Нет, Терада полностью отказывается от раскрытия персонажей, полагая, что скупых диалогов (ужасных, к слову) читателю хватит за глаза. Это вдвойне странно, так как групповые снимки свиты Короля обезьян выглядят так круто и столь необычны и проработаны, что одного их вида хватает, чтобы понять их принадлежность к полностью новому неведомому комикс миру, познакомиться с которым поначалу так не терпится. Ты уже предвкушаешь описания того, чья это голова висит у Короля на поясе, почему Святая монахиня выглядит как BDSM-модель и что за мир простирается вокруг фиолетовой панорамой, но нет, Терада даже не думает объяснять что либо. В итоге комикс вызывает полное отчуждение с первых страниц, усиливающееся благодаря очень быстрому темпу и продолжающемуся нагромождению все новых объектов, мест, персонажей и ситуаций, вызывающих все больше новых вопросов, но остающихся без ответа.


Причину столь плохой сценарной работы я вижу в профессии Кацуи Терады и, опять же, неточном переводе. Терада – концептуалист, он ограничивается набросками, какими бы точными они не были. Поэтому неудивительно, что все, что не касается рисунка ( и что касается арта тоже, но об этом ниже) напоминает прототип, которому еще рано лепить на бок наклейку «финальная версия». Сценарий здесь настолько схематический, что описание каждого эпизода я без труда уложил бы в десять слов. Диссонанс, вызываемый непривычно богатым рисунком и отсутствием подобающих ему героев здесь чудовищно огромен. Возможно, Терада решил, что он в состоянии показать через панели больше, чем через слова, но, на мой взгляд, такой выбор по умолчанию ведет к краху. У него это удается лишь местами, и какими бы они не были запоминающимися, но вне контекста они просто выглядят крутыми сценами-пустышками, ничего не добавляющими к сюжету, балластом, от которого сценарист бы избавился.


Однако, скажу, что даже с шатким сценарием MONKEY KING вызывает безмерную радость и восторг, стоит только глянуть на его иллюстрации. Здесь гений Терады-художника безбрежно плещется в океане его же мастерства. Комикс местами выглядит незаконченным и схематичным, но по большей части он составлен из кадров удивительной красоты и мощи. Я подозреваю, что комикс полностью сделан при помощи компьютерных средств, и выглядит он соответствующе. Восхитительная работа с цветом придает миру Короля Обезьян зловещие и темные оттенки, а неожиданные цветовые решения вроде синей шерсти также играют на руку, добавляя вселенной оригинальности. Терада бесподобно владеет анатомией, изображая Короля в разных позах, демонстрирующих мощь его мускулатуры, а уж по части анатомии женской нужно сказать отдельно. В комиксе есть момент, где заточенный в бутылке (в этом выпуске градус «wtfjapanseriously?» несколько усиливается) Король насилует Монахиню, и этот длящийся добрых несколько страниц момент хорошо иллюстрирует нам и то, почему именно Японию прозвали дистрибьютором самой странной хрени на планете за последние сорок лет, и мастерство Терады в частности. Такое впечатление, что рисунок женского тела для Терады – акт священный, пусть и выглядит все это наоборот. В тот момент, когда волосатые лапы короля сжимают белоснежную плоть Монахини, ракурсы ее тела, отблески света и неприличные звуки мгновенно создают мощнейшую атмосферу тщательно подавленной сексуальности, которую художники, как правило, могут достигнуть крайне редко. Дальше по сюжету Терада продолжает злоупотреблять фетишами, но осторожно и опасливо, чтобы их присутствие не затмевало его более ценных художественных талантов. Те, к слову, работают на всю катушку, выдавая страннейших существ и красивейшие позы, в которых они дерутся с Королем. Местами, отдельные кадры из MONKEY KING выглядят как рисунки для обложки комиксов, но вместе с этим меня не покидает ощущение, что в первой половине серии Терада как раз так и рисовал свой комикс – строил сюжет вокруг одного удачного кадра, как правило, начального или финального. Это ощущение может быть и ошибочно, но визуальная непостоянность комикса (то тут, то там кадры выглядят как набросок) слегка разъедает густую атмосферу MONKEY KING.


KATSUYA TERADA’S MONKEY KING вышел в 2005 году.

Избранное сообщение

"Банк-беглец" - Дональд Уэстлейк/BANK SHOT by Donald E. Westlake

BANK SHOT by Donald E. Westlake   Джону Дортмундеру осточертело выманивать у доверчивых домохозяек мелочь на пропитание. Но что по...