четверг, 14 августа 2014 г.

ELEKTRA LIVES AGAIN


ELEKTRA LIVES AGAIN


Очень красивый комикс от Френка Миллера на пике своей формы. Тогдашний Френк умел писать мрачные, но лирические сценарии и рисовать схватки лучше всех в мире. Фантазии одержимого Электрой Мэтта Мердока, ходящего по тонкой грани между помешательством и реальностью, феноменально красивы, жестоки и символичны. Линн Вэли, жена и неизменный колорист Миллера, сумела значительно приукрасит и дополнить его работу, доведя уровень содружества между авторами до эталонного. Незабываемые кадры из ELEKTA LIVES AGAIN нарисованы вручную в узнаваемой манере Миллера, смягчены акварельными красками Линн и выглядят невероятно эстетично.


Вообще трудно поверить, что схематичный рисунок Миллера можно так облагородить, но Вэли придает картинке объем, контраст и текстуру, добавляя новые детали и раскрашивая картинку изумительной палитрой мягких цветов, оставляя от оригинального арта только пропорции, перспективу и композицию кадров. Это, однозначно, ее бенефис как соавтора, а не просто колориста.  Миллер, конечно, тоже на тот момент умел творить с негативным пространством и комиксной панелью удивительные вещи, но его рисунок в лучшем случае всегда был второстепенным, тогда как от этого комикса глаз не оторвать. Стильная смесь из привычных открыточных видов Адской Кухни, готической архитектуры и лихих контрастных боев – ELEKTRA LIVES AGAIN выглядит штучной работой чуть ли не уровня Алекса Росса.


Сценарий Миллера полон привычного для него символизма, слегка тяжеловесного, правда, и отточенного ритма схваток и мирных сцен. Главный герой, Мэт Мердок, эмоционально раздавлен смертью столь дорогого для него человека, и, не в силах самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации, он решает посетить церковь и исповедоваться. Рассказав святому отцу и читателям о природе своих отношений, он признается, что не может отпустить мысль о смерти Электры, хоть и получает наставление святого отца о необходимости двигаться дальше. Испытывая ночные кошмары, Мэт переживает те жуткие моменты, когда Электра умерла у него на руках, но сон изматывает его обилием жутких подробностей ее смерти и другими кошмарными образами. Мэту в какой то момент становится трудно отличать монотонную реальность от навязчивых видений, но однажды он улавливает запах Электры в своей комнате и идет по его следу…


Вторая половина комикса слегка расфокусирована, но это сознательный ход, позволяющий строить догадки относительно правдоподобности описанных событий. Миллер умело пишет Мэта сомневающимся супергероем с человеческими переживаниями, а его чувству меры и умению создавать атмосферу буквально двумя-тремя предложениями можно позавидовать. Это личный для Сорвиголовы комикс, любовная история в стиле «нуар», с печальным концом и упадочным настроем. Так сильно деморализировать собственного героя смог бы не каждый его создатель, но Миллер давит надежды Мэта на счастливую совместную жизнь без колебаний, оставляя шрамы в душе Сорвиголовы и непреложную по значению историю в биографии героя.


По части арта это шедевр, комбинирующий привычные для Миллера приемы с экспериментальными сложными ракурсами и идеями, исполненными по-новому. До начала работы над Sin City остается еще год, а все удачные решения Френк и Линн уже опробовали в ELEKTA LIVES AGAIN, который от небольшой продолжительности только выиграл, ломясь от стильных цветовых решений, экспериментов с освещением и силуэтами, и массой других художественных трюков. Отдельно хочется отметить, что Миллер на тот момент отдавал себе отчет в том, как наиболее выгодно строить каждый кадр, поэтому в каком-то смысле этот комикс может служить учебником на эту тему. Центрирование персонажей, динамические позы, переход от минимализма к детализированным объектам и кадрам, анатомия схватки и транзакции между панелями – это нетипично крутой комикс даже по меркам профессионала Миллера.


ELEKTRA LIVES AGAIN был опубликован в 1990 году Epic comics. Комикс выиграл одну премию Айснера.

THE JACK KIRBY COLLECTOR


THE JACK KIRBY COLLECTOR


Первый выпуск этого журнала увидел свет в 1994 году, вскоре после смерти самого Джека Кирби. Супружеская пара Морроу связались с вдовой Джека, Роз, и обсудили с ней возможность запуска журнала, посвященного Королю комиксов. Получив благословление, Морроу собрали материал для первого выпуска и издали первый номер THE JACK KIRBY COLLECTOR небольшим тиражом.


Трудно себе представить, но журнал, посвященный одной, пусть даже такой одиозной личности, продолжает выходить в свет до сих пор! В этом году мы увидим шестьдесят второй и третий выпуски. Сам журнал из двадцатистраничного вырос до объемов трейда, в последних выпусках количество страниц приближалось к двум сотням. От простых интервью с ближайшими родственниками и коллегами журнал со временем перешел к гигантским статьям, где мнение о работе и наследии Джека выражали все ключевые фигуры индустрии, от патриархов до нео-классиков. Журнал сумел за двадцать лет опубликовать тысячи до этого неизвестных рисунков, скетчей, готовых комиксных страниц и набросков Кирби, став самым большим архивом его работ.


Наращивая объемы, журнал эволюционировал на глазах. Качество бумаги и полиграфия улучшались с каждым выпуском, появлялись новые рубрики, статьи и интервью. Колоссальное количество фотографий Джека увидело свет на его страницах, включая фото из семейного архива. Семья Кирби предоставила несчетное количество материала для публикации, поэтому нехватки в ней не было нужды. Близкий друг и коллега Джека, Марк Эвинир, тоже выступал в роли постоянного колумниста журнала, каждый выпуск рассказывая все новые истории о Короле Кирби.


Масштаб и разнообразие приведенных материалов делали журнал уникальным. Только тут можно было прочитать интересное интервью с Аланом Муром и узнать, что сам Алан никогда бы не купил третий номер «Фантастической Четверки», если бы не заболел и не послал маму в магазин, где продавались комиксы. Та принесла ему комикс, обложку которого он расплывчато описал («Люди в синих костюмах позируют!»), но оказалось, что Алан хотел какой-то из DC проектов. Впрочем, едва начав читать «Четверку», он, по собственному признанию, был поражен работой Кирби, и продолжал покупать серию до момента отстранения Джека с поста сценариста.


Надо признать, что журнал о Джеке хоть и обладал большим количеством иллюстраций, но был текстовым на 80%, и качество этого текста всегда было очень велико. Редакторы каждый номер находили новые темы для исследования, и поручали их написание только проверенным людям.  В основу статей журнала ложились самые разные темы от детства Джека и артистов, повлиявших на его творчество, до ухода их индустрии и последних лет жизни. Пятьдесят лет карьеры и  «larger-than-life» характер Кирби способствовали тому, что недостатка в новом материале у журнала не было.


Фанаты также помогали вносить свою лепту в превращение THE JACK KIRBY COLLECTOR в культовое издание. Они слали скетчи, подаренные им Джеком на различных конвенциях для публикации (я до сих пор с трудом подавляю зависть, видя крутейшие рисунки Кирби с автографами, сделанные чуть ли не салфетках), писали письма в редакцию, рассказывая о каком-то жизненном опыте, включавшим знакомство с комиксами Джека, активно обсуждали фанатские конспирологические теории о том, что Джордж Лукас  украл из комиксов Джека все идеи, легшие в основу «Звездных Воин» (кроме шуток, в одном номере была огромная статья на эту тему, даже включающая таймлайн и точные номера комиксов, откуда Лукас мог заимствовать конкретные идеи), и вообще были сплоченной группой неравнодушных людей, объединенных общими интересами.


Как только дело доходило до привлечения звезд индустрии, то никто из них не отказывал себе в удовольствии рассказать о том, как сильно они любят Джека. Кульминацией этого стал юбилейный пятидесятый номер, который вышел таким огромным и насыщенным, что позже был переиздан отдельно в виде трейда. В нем  центральной темой было число «50», и поэтому статьи, специально подготовленные для этого события, были так или иначе связаны с этой цифрой. «50 лучших обложек», «50 сторилайнов», «50 героев» - все это сопровождалось полноформатными иллюстрациями (к этому моменту журнал уже давно стал использовать не просто архивные кадры из комиксов, а карандашный арт самого Джека, не покрытый даже тушью, отсканированный в высоком разрешении) и очень большими интервью с множеством мастеров жанра от Алекса Росса до Гранта Моррисона.


На страницах журнала была разложена и исследована большая часть жизни Джека и рассмотрены под разными углами все этапы его карьеры. К примеру, история с инкером Винсом Колеттой, стиравшем части рисунка Кирби чтобы укладываться в дедлайны, здесь расписана подробнее некуда. Смена стиля рисунка Джека, ставшая результатом ежедневного шестнадцатичасового труда (арт Кирби менялся, в среднем, каждые десять лет, все усложняясь и совершенствуясь), тут препарирована в виде многостраничной статьи с примерами иллюстраций и подробным анализом. Многочисленные друзья Джека, сценаристы и коллеги-художники, здесь вспоминают о деталях рабочего процесса, встречах на конвенциях, совместных взлетах и падениях.


Личная жизнь Джека тоже была отражена на страницах журнала, но предельно корректно. Интервью со всеми членами семьи Кирби появлялись в нем регулярно. Примерный семьянин, Джек многому был обязан Роз, следившей, чтобы ее муж не отвлекался ни на что, кроме создания собственных миров.  Он же в свою очередь создавал характеры сильных женщин в своих комиксах, списывая их со своей жены. Сын и дочь Джека вспоминали, что отец даже рисуя с полудня до четырех утра, всегда находил время на совместные игры и времяпрепровождение. На всех семейных фотографиях Джек выглядит счастливым человеком, широко и искренне улыбаясь в камеру.  Тепло домашнего очага всегда позволяло ему терпеть как строгий редакторский надзор, так и переживать бесконечную отмену собственных комиксов.


THE JACK KIRBY COLLECTOR также примечателен невероятной коллекцией опубликованных работа Кирби. Здесь были напечатаны рисунки, выполненные Джеком в тринадцать-четырнадцать лет, эксперименты по использованию других стилей, великолепные портреты кисти Кирби, наброски персонажей и их прототипы, акварельные полноцветные рисунки, страницы оригинального арта из самых разных серий, конвенционные скетчи, обложки, напечатанные на пишущей машинке куски сценариев с пометками и правками, неиспользованный арт и версии страниц в доредакционной их версии, автопортреты, письма и корреспонденция Джека, шаржи и многое другое. О работоспособности Джека ходили легенды, но в полной мере их правдивость можно оценить только глянув на все разнообразие его художественной деятельности, представленное в журнале. Как у него получалось писать и рисовать по выпуску в неделю и по четыре в месяц на протяжении десятилетий мне непонятно, но еще больше удивляет объем его деятельности, не связанной с комиксами. Оставив индустрию, он не перестал рисовать, и, судя по опубликованным на страницах THE JACK KIRBY COLLECTOR чудесным рисункам, даже если его и сдерживали какие-то условности, они исчезли, позволив кипучей фантазии Кирби создавать удивительные полотна.


THE JACK KIRBY COLLECTOR издается в онгоинге с 1994 года. 

Избранное сообщение

"Банк-беглец" - Дональд Уэстлейк/BANK SHOT by Donald E. Westlake

BANK SHOT by Donald E. Westlake   Джону Дортмундеру осточертело выманивать у доверчивых домохозяек мелочь на пропитание. Но что по...