воскресенье, 17 августа 2014 г.

REVELATIONS


REVELATIONS


Помните «Код Да Винчи»? Обладающий сомнительными литературными достоинствами роман, продавшийся тиражом в восемьдесят миллионов копий только за счет умелой спекуляции на религиозные темы? Так вот, комикс Пола Дженкинса и Умберто Рамоса деклассирует детище Дэна Брауна по всем параметрам. Это тонкий, великолепно написанный, умный, приправленный юмором и ошеломляющим твистом детектив, который раз и навсегда показывает, как следует фантазировать на религиозные темы, не настраивая все конфессии против себя.


REVELATIONS рассказывает нам о странном расследовании Чарли Нортерна, британского полицейского, в чью дверь однажды ночью стучится его родной брат-священнослужитель, и сообщает, что ему требуется помощь. Чарли расспрашивает брата о том, что послужило причиной позднего визита, и получает ответ – умер видный религиозный деятель, и смерть его была до нельзя странной. Нортерн, обожающий сигаретный дым и конспирологические теории, соглашается полететь в Ватикан и провести там расследование случившихся событий. По прибытии Чарли принимается за стандартную процедуру полицейского расследования и немедленно начинает подозревать неладное. Место предполагаемого убийства, улики и давление со стороны местных властей, опрос свидетелей – все противоречит друг другу и не проливает свет на произошедшее дождливой ночью святотатство. Чарли знакомится с обворожительной Люсилль Пеличчиа, бухгалтером крупной финансовой фирмы, которая проявляет интерес к его расследованию. Чарли, сталкиваясь со все большим нежеланием огласки со стороны ближайшего претендента на папское кресло, тем не менее продолжает расследование, и выясняет, что на святой земле проводятся демонические ритуалы, цель которых до конца ему не ясна, но которые, однозначно, имеют связь со смертью кардинала. Некогда, будучи религиозным человеком, Чарли Нортерн теперь  ненавидит Бога, отчасти по причине собственного прагматизма и природе своей работы, отчасти потому, что в детстве стал свидетелем гибели собственных родителей от руки сумасшедшего. Неудивительно, что Чарли, даже приподняв занавесу тайны над убийством, не особо горит желание впутываться в творящееся в Ватикане религиозное безумство. Тем не менее, после смерти друга Чарли, приглашенного для аутопсии кардинала, он твердо решает довести расследование до конца. Разоблачая главного подозреваемого, он даже не догадывается, что стал пешкой в игре сил добра и зла…


О, Пол Дженкинс, как же ты крут! Сценарий комикса абсолютно бесподобен, и вызывает чистый восторг от начала до шокирующего конца. Первый же внутренний монолог Чарли моментально заставляет ему сопереживать, а его крутой нрав и манера разговаривать заставляют полюбить персонажа еще больше. Чарли, как и все в комиксе, разговаривает на идеальном миксе из обычных фраз и используемых только в литературе выражениях, которые никто и никогда в реальной жизни бы не использовал, но которые, однако, дико круто звучат. Детектив Нортерн обладает шармом прожженного холостяка и хорошо подвешенным языком, не стесняется давить на всех подряд, независимо от рангов, задорно матерится, умеет подобрать идеальные метафоры («Он также был полезен, как член на лесбийской свадьбе»), и наделен высоким интеллектом, хотя очеловечен Полом как раз до такой степени, чтобы быть живым и привлекательным, одновременно оставаясь ярким и правдоподобным. За его расследование интересно следить, так как детектив Нортерн хорошо знает, что делает, за его романом с Люсилль наблюдаешь с удовольствием, так как Чарли со свойственной одиночкам нелюдимостью, тем не менее, оказывается достаточно романтичен, а его дилемма, проходящая красной нитью через сюжет комикса, выглядит достаточно весомой и борьба Чарли с самим собой выглядит не наигранной, а искренней. Дилемма, кстати, состоит в том, что Чарли-атеист не сможет завершить расследование, но о вере он и слышать не хочет.


Сценарий REVELATIONS до последнего выпуска выглядит как детектив, хотя ближе к финалу ставит все с ног на голову, мутируя в другой жанр. Здешний финальный твист настолько хорош и прописан заранее, что раскрывать его будет сущим преступлением, поэтому даже о мелких деталях шестого выпуска я умолчу. Скажу, однако, что расследование Чарли, все собранные улики и кусочки паззла, все в конце идеально ложится на картину происходящего. Откровение, которое озаряет эмоционально разрушенного Чарли Нортерна в конце, настолько велико и пугающе, что оставляет читателя в шоке. Последние страницы комикса написаны и нарисованы полностью в другом стиле, на них атмосфера загадки и тайны уступает место мрачному удушью космической тьмы. Дженкинс повторяет подвиг Уильяма Хьёрстберга, автора «Сердце Ангела», делая концовку своей истории шокирующей и эпической, со срыванием масок и переоценкой всех предыдущих событий. Невероятно страшные (я читал REVELATIONS ночью, что добавило комиксу атмосферы) последние страницы завершают расследование Чарли, а Пола Дженкинса катапультируют на Олимп комикс-сценаристов.


Умберто Рамос, помогающий Полу рассказать его историю, за впечатления от комикса ответственен не меньше. Прежде всего, я заметил сам комикс, что называется «по обложке», приложенной к сканам какого-то комикса. Поразительный арт для кавера первого выпуска был выполнен в виде грандиозной мозаики, из которой были собраны портреты главных героев. Поскольку о комиксе в интернете нигде никто не писал, я скачал его только из-за имен авторов. И был покорен тем, что арт на обложке и в самом комиксе был высочайшего класса. Умберто явно рисует с помощью компьютерных средств, хотя рисунок также может быть просто очень сильно обработан в графическом редакторе. Чудесный мультяшный и немного комический стиль Рамоса потрясает умением художника работать с источниками освещения, изображением фотореалистичного ливня, общим высоким уровнем эстетики и художественного мастерства. На кадрах комикса то и дело проглядывают карандашные штрихи на неровностях бумаги, которые остаются в случае, когда художник рисует грифелем на очень качественной и плотной бумаге, полученной из древесины с минимальным добавление целлюлозы. Разумеется, это может быть и компьютерный эффект, но это придает комиксу особое очарование вещи, сделанной вручную. Рамос чудесно передает погодные эффекты, и смело использует их в комиксе многократно, благо, они выглядят сногсшибательно и отлично гармонируют с атмосферой сцен, в которых применяются. Его капли дождя, оставляющие концентрические круги на мощеной камнем мостовой до неприличия красивы. А как Умберто работает с палитрой пастельных тонов можно заносить в учебники. Рамос создает саму атмосферу широкими панелями, наполненными светом и пространством, он рисует исключительно яркий и позитивный комикс (до определенной поры), ни на секунду не забывая, что темой REVELATIONS является религия. Ватикан у него вышел идеальным – с одной стороны это современный европейский город, с другой он выглядит, как и полагает святому месту зловещим и преисполненным гнета. С помощью пост-эффектов, в частности солнечного света и бликов, Рамос добивается красивейших кадров  с закатным солнцем, и придает картинке отполированный лоск и дополнительное измерение. Почти всегда его персонажи выглядят плоскими, но раскрашенными столь умело, что периодически смахивают на низкополигональные компьютерные модели, и это комплимент, если что. Общий же скилл Рамоса в изображении архитектурных достопримечательностей Ватикана также очень высок – статуи, фонтаны, интерьеры и экстерьеры у него выходят достоверными и чертовски красивыми. Иногда, правда, Умберто слишком часто лишает героев фона, но при этом их положение в кадре и действия всегда подчинены логике и не вызывают ненужных вопросов из разряда: «эти двое хотя бы в одной комнате находятся или нет?», как часто бывает с художниками, недостаточно умело работающими с задниками. Другие мелкие огрехи тут тоже присутствуют, но комикс, в целом, настолько хорошо нарисован, что брюзжать по этому поводу нет смысла, все равно визуальная составляющая запомнится читателю высококачественной работой.


REVELATIONS – «скрытая жемчужина» комиксов. Сценарий, полный подтекстов и намеков, мешающий религиозные факты, вымысел, и мистику, полон живых персонажей, интересных ходов и экшена, а рисунок выглядит ему под стать как рукотворное произведение искусства. Я сам не ожидал от себя такой реакции, но REVELATIONS за последние месяцы доставил мне больше удовольствия, чем все другие комиксы, прочитанные за этот период.


REVELATIONS был издан в 2005-2006 годах издательством Dark Horse, но сейчас переиздается Boom Studious в связи с переходом автора под ее крыло.


P.S. Не так давно авторский дуэт собрал на Кикстартере необходимую сумму для публикации новой своей работы – FAIRY QUEST, первый том которой уже в продаже. 

Избранное сообщение

"Банк-беглец" - Дональд Уэстлейк/BANK SHOT by Donald E. Westlake

BANK SHOT by Donald E. Westlake   Джону Дортмундеру осточертело выманивать у доверчивых домохозяек мелочь на пропитание. Но что по...