вторник, 19 августа 2014 г.

MOON KNIGHT by Warren Ellis


MOON KNIGHT by Warren Ellis


Очередной перезапуск «Лунного Рыцаря» вышел комиксом дико энергичным и визионерским, но не избежал проблем со сценарием. Бесспорным плюсом серии можно назвать на редкость удачную креативную команду и их четко поставленные и выполненные задачи. Так, сценарист Уоррен Эллис и художник Деклан Шелви сразу договорились спланировать ровно шесть выпусков и ограничится этим. Благодаря сравнительно небольшому объему и творческой свободе команда реализовала целую кучу крутых идей, вываливая их на читателя тоннами в каждом выпуске. Тут есть адреналиновые жестокие драки, прыжки в подсознание, боевые дроны и автомобиль, управляемый голосом, броня Рыцаря, состоящая из древнеегипетских артефактов, призраки, грибы-мутанты и школьницы в беде. Уоррен Эллис впервые за долгое время оттянулся по полной, проводя время за письменным столом, а Шелви выдал как минимум один гениальный выпуск запредельного качества и ворох нестандартных визуальных решений.


Сценаристу меньшего ранга, чем Эллис, возможно, настоятельно бы посоветовали придерживаться канона серии, и писать главного героя сумасшедшим наемником со множеством личностей. Уоррену об этом переживать не нужно – его Лунный рыцарь отряхивает с плеч ветхие лохмотья ориджина, и предстает перед нами современным борцом с преступностью. Вменяемым и умным, но довольно жестоким и сторонящимся общения. Он планирует и собирает информацию, а лишь потом рвется в бой.


Тут сразу же нужно обратить внимание на то, что Рыцарь является, по сути, единственным персонажем своего же собственного комикса, так как у него нет ни сайдкиков, ни друзей, ни коллег, никого. Всю необходимую для его операций информацию он получает за кадром, а на момент старта выпусков он уже, как правило, готов к действию, которое и занимает все страницы MOON KNIGHT. Эллис лишь раз отходит от собственно придуманных правил, в третьем выпуске подав чуть больше необходимых для понимания происходящего фактов чем обычно. В остальное же время Рыцарь находится в  «вакууме», несясь из точки А в точку Я с фирменным оружием в виде полумесяца наперевес, последовательно калеча и убивая всех в точках В, Г, Д и так далее. При этом его личность и характер Уорреном совершенно не прописаны, и сам Рыцарь ощущается скорее как абрис героя и живого человека. Вспомните, как много эмоций умел показать V Алана Мура, а ведь он был вообще лишен лица. Эллис же, как мне кажется, намерено убрал эмоциональную составляющую личности Рыцаря, чтобы тот был лишь инструментом для борьбы с плохишами. За все шесть выпусков у главного героя почти нет реплик, связанных с чем-то, кроме сюжетных миссий. Нет ярко выраженной манеры говорить, особых жестов, повадок, привычек, нет эмоций и нет личности. Опять же, это подчеркивается в комиксе не раз, но в полном смысле слова «бледный» герой – это не совсем то, что я ожидал от создателя Спайдера Иерусалима.


Теперь, держа все вышеописанное в уме, можно переходить к анализу и оценке комикса. Эллис не изменяет привычкам, строя сюжет уан-шотами, и предпочитая напрягать художника намного сильнее, чем напрягается он сам. История Рыцаря бегло рассказывается и тут же подвергается реткону, но большую часть выпусков занимает разнообразный экшен, в угоду которому принесено все. Эллис сталкивает рыцаря с разными врагами, то вспоминая собственную историю из «Planetary» с призраками, то воспроизводя в виде комикс-формата фильм «Рейд» (или же приключения Mr.Miracle из выпуска середины семидесятых, там тоже было бегство из заполненного противниками здания), то отправляя героя в измерение, где в битве нужно применять разум, а не кулаки. Столь насыщенного действием продукта я не видел давно, и здорово, что сейчас есть кто-то, способный на единичных концептах выстраивать целые номера. Вдвойне здорово, что это сам Уоррен Эллис. А уж тот факт, что это все издавалось в Марвел, несмотря на всю свою индии-натуру, вообще поражает. Эллис оступается лишь несколько раз, в основном, в первом и последнем выпуске. И если в первом он традиционно испытывает художника на прочность, глядя, что и как можно поручать своему коллеге и не стараясь поразить читателя новизной, то в последнем его попытка свести сюжет вместе путем несложных отсылок только обнажает тот факт, что центральным персонажем целого выпуска столь замечательного комикса стал неинтересный полицейский, фиаско которого предсказуемо и банально.


Пора рассказать о рисунке. Деклан Шелви работает за двоих, потакая всем желания Эллиса, и совершенствуясь на глазах. Уже во первом выпуске он классно демонстрирует нам Рыцаря, спускающегося между комикс панелей по лестнице. Это свежее и оригинальное решение одновременно показывает нам, что сам герой словно находится вне собственного мира, и одновременно намекает на его неустойчивое моральное состояние. Чуть дальше Шелви несколько раз использует белый костюм главного героя и белый фон страниц, создавая из них нестандартные панели – так четкие прямоугольники меняются в зависимости от того, как плащ Рыцаря будет виден в кадре, обретая острые углы, а самого персонажа выводя за как бы за рамки действа. Это тоже необычный способ разрушить четвертую стену, и Шелви неплохо овладел техникой его применения. Однако, если рисунок Деклана до «грибного» выпуска впечатляет не сильно, оставаясь при этом стильным, но без изысков, то в галлюциногенном кошмаре Рыцаря его мастерство становиться видно невооруженным взглядом. Кафкианские фантасмагорические видения Рыцаря одновременно очень ярки и пугающи, это чистая авторская фантазия, помноженная на скилл. Этот выпуск обязательно удостоится отдельного рассмотрения, настолько он хорош и гармоничен. Отдельно стоит обратить внимание на работу колориста серии, здесь натурально сходящего с ума и выдающего радужные галлюциногенные фантазии ЛСД-сна смесью немыслимых цветов и градиентов. В остальном, Шелви видится мне крепким профессионалом, меняющим свой стиль и нужды под конкретные выпуски. На его арт одинаково приятно смотреть и когда он рисует мирные эпизоды, и когда нарисованный им Рыцарь выбивает дерьмо из плохих парней. На недостаток динамики жаловаться не приходится, скорее наоборот, иногда ее переизбыток заставляет Деклана рисовать панели, которые хоть и уникальны, но выглядят похожими на уже виденные кадры парой страниц ранее. Это, впрочем, скорее претензия к Эллису, выбирающему для поединков герметичное окружение высотного дома или канализации.


Закрыв глаза на мелкие недостатки, мы можем увидеть исключительно хорошую серию, чья скоротечность и свирепый драйв лишь добавляет ей плюсов. Вне зависимости от жанровых предпочтений, это отличный развлекательный комикс, выпуск за выпуском поднимающий планку качества.
MOON KNIGHT выходил в издательстве Marvel в 2014 году.


P.S. Адам, спасибо за наводку) Как ты уже понял, комикс – чистый яд и осом.

Избранное сообщение

"Банк-беглец" - Дональд Уэстлейк/BANK SHOT by Donald E. Westlake

BANK SHOT by Donald E. Westlake   Джону Дортмундеру осточертело выманивать у доверчивых домохозяек мелочь на пропитание. Но что по...