воскресенье, 24 августа 2014 г.

THE AUTEUR


THE AUTEUR

«Sleeper hit» как он есть. Чудесный комикс о кинопроизводстве со смелым и смешным сценарием и рисунком от восходящей звезды индустрии. Полная показного реалистичного насилия, сцен употребления наркотиков, подцензуреной обнаженки, рвоты и дуракаваляния история о любви. Содержащий в себе все сотни отсылок к культовым кинофильмам едкий пасквиль на голливудскую культуру и некоторых конкретных личностей. Сюрреалистический рассказ, словно проиллюстрированный гением С. Клея Уилсона, бесконечно стильный и изобретательный. 

Это просто меча синефила, а не комикс. Само название уже отсылает нас к понятию в кино, обозначающему чисто авторский продукт, сумевший сохранить в себе четкий отпечаток личности его создателя. Тут спектр отсылок столь широк, что варьируется от сексплойтейшн кино до «Бартона Финка». В одном лишь кадре киностудии из первого выпуска сценарист и художник отдают дань уважения вековой истории кино – от Франкенштейна тридцатых, через Супермена семидесятых, к суперблокбастерам современности. Тот факт, что авторы наверняка смотрели все культовые фильмы от «Эльвиры» до «Faster, Pussycat! Kill!!! Kill!!!» моментально сближает меня с ними и их видением довольно мерзкой изнанки шоубизнеса куда быстрее, чем их неторопливо разворачивающийся сценарий или же их мастерство. 

Комикс повествует нам о кинорежиссере Нейтане Ти Рексе, чья карьера до недавнего времени была безупречной. Снятые им хорроры приносили многомиллионный доход, а фанаты видели в нем нового Джона Карпентера и Лючио Фульчи в одном лице. Возгордившись, Нейтан (меня не покидает ощущение, что его списали с продюсера Джоэла Сильвера или же игравшего его Кевина Спейси в «Плавая с акулами») решает снять свой первый блокбастер, но терпит сокрушительное фиаско и теряет статус независимого режиссера, будучи подмятым под себя киностудией. Нейтан, как и положено творческой натуре, непомерно много пьет, употребляет наркотики, имеет собственного драгдиллера и, конечно же, жить не может без советов премудрого гуру. Рекс находится в творческом кризисе, ища вдохновение для своего следующего кинофильма. Продюссируя очередной слэшер, он морщит нос от приевшихся эффектов, ненатуральности сцен и отсутствия новизны. Однако, под воздействием наркотиков он случайно видит по телевизору выпуск новостей, в котором рассказывается о поимке жуткого серийного убийцы. В воспаленном мозгу Нейтана зреет мысль – «нам нужен консультант по убийствам!». Эта чудесная мысль, равно как и ее последующее воплощение, задают тон всей истории. Кошмарнейший маньяк, которого освободил Рекс, мгновенно рубит на куски начинающую актрису прямо в кадре, Нейтан влюбляется в девушку по имени Кокос, фильм о расчлененке превращается в романтическую драму, а на вечеринке по случаю премьеры своего шедевра Рекс и все гости перебарщивают с наркотиками, отчего у всех присутствующих кровь сочится из пор. THE AUTEUR оканчивается совершенно неожиданно, но так трогательно, что сам не понимаешь, как весь этот дичайший балаган смог растрогать тебя до такой степени.

За сценарии комикса отвечал малоизвестный Рик Спирс, в чьем послужном списке нет практически ни одной крупной работы. Он явно оттягивался по полной, рисуя красочного гедониста Рекса и его мир набекрень. Это один из лучших и, вероятно, самый честный взгляд на кажущимся непорочным мир Голливуда. Им, по версии Спирса, заправляют люди, абсолютно не интересующиеся кино как таковым и возбуждающиеся только при виде денег. Продюсеры гнобят режиссеров, доводят актрис до истерики, вечно орут и чуть ли не источают запах серы. Творческие люди, вроде сценаристов здесь ценятся чуть меньше, чем привозящие пиццу и пончики парни. Они могут загубить многообещающий проект только из соображений финансовой безопасности и дадут зеленый свет даже самым страшным кадрам, едва им стоит почуять запах денег. 

Сам Нейтан тоже выставлен самовлюбленным придурком, но обилие стрессовых ситуаций и наркотических откровений помогают ему полностью преобразиться. Остальной каст персонажей тоже весьма колоритен: обворожительная Кокос сразу дает понять, что ее расположение не так то просто завоевать, убийца-маньяк на весь мир взирает только как на череду очередных преступлений, видя разговаривающих с ним людей с выпущенными кишками и содранной с лица кожей, помощник Рекса трусоват и явно привык ожидать от Босса всяческих выходок. 

Спирс придумал и реализовал свой комикс в виде череды фатальных, казалось бы ситуаций, которые приводят главного героя к успеху. Ближайшим аналогом в мире кино может служить цикл «Мальчишник в Вегасе». Здесь тоже эпизоды разной степени вседозволенности вот-вот грозят Рексу помешательством (мой любимый включает в себя сцену, где полностью голый Нейтан весь покрытый кровью актрисы, зарубленной у него на глазах, и собственной блевотиной, бежит по переполненным павильонам киностудии, находясь на грани нервного срыва), но благодаря везению, наглости и обаянию он все же выходит победителем. Он достигает своей заветной цели, пусть даже и под свист разочарованной толпы фанатов.

Если бойкий и нетривиальный сценарий все же оставят вас равнодушными, то серию стоит заценить только ради арта Джеймса Каллахана. Это одна из первых его работ в комиксах, в основном же он специализируется на иллюстрациях. Арт Калахана очень хорош как с художественной точки зрения, так и с визуальной. Джеймс обладает собственным стилем, сочетающим в себе обилие деталей, правильные пропорции и гротеск. Он также бодро и с выдумкой рисует сумасшедшие видения Рекса, заставляя кадры из комикса выглядеть радикально и круто. Каллахан мастерски передает самые разные оптические эффекты, будь то сложные вещи вроде «оплывшей» картинки, на которую смотрят сквозь толщу воды или же анатомически верную расчлененку. Когда же дело доходит до нетрадиционных кадров с изображением монстров, галлюцинаций и апокалиптических видений, то мне на ум приходит только сравнение с Клеем Уилсоном. Это почти такой же смахивающий на оголенный нерв рисунок, отталкивающе первобытный, мрачный и притягательный. Каллахан сперва шокирует нас, а уже потом заботится о том, все ли он сделал правильно. Его мощная фантазия плодит не поддающиеся описанию эпизоды, отдающие шизофренией и прочими душевными расстройствами. В этом плане, комикс очень похож на шедевр Дэниела Клоуза «Like a velvet glove…» c его уникальной атмосферой какого-то предсмертного, макаберического видения. Впрочем, само настроение комикса совсем не серьезное, поэтому какими бы странными не были эпизоды в нем, они всегда приправлены юмором и также нарисованы. Комичные выражения лиц, позы, выразительности которых позавидовал бы Джек Кирби, мгновенный переход от строгого стиля к мультяшному – Каллахан старается, чтобы от безумия THE AUTEUR не веяло могилой. Чисто технически комикс нарисован на очень высоком уровне, от здешнего многообразия визуальных приемов даже несколько устаешь.

THE AUTEUR, кстати, только готовится к выпуску на бумаге. Пока что все пять выпусков серии доступны в цифровом формате, где все великолепие арта Каллахана доступно в высоком разрешении. 

THE AUTEUR был выпущен в 2014 году издательством Oni Press.

HAWAIIAN DICK – SCREAMING BLACK THUNDER


HAWAIIAN DICK – SCREAMING BLACK THUNDER

Последняя на сегодняшний день мини-серия из цикла HAWAIIAN DICK немного отличается от предыдущих частей. Нет, там по-прежнему есть загадочное расследование, любимые персонажи, щепотка мистики и кружащие в голубом небе Гавайев чайки. Но читая комикс невозможно не заметить изменений в структуре сюжета, развитии истории и значительном отступлении от канонов серии.

Прежде всего, Клей Мур несколько упростил сюжет. Это отчасти связано со сменой художника серии, рисующего более крупные панели, но может быть обусловлено тем, что это единственная сюжетная арка, оставшаяся незавершенной. Планируемый четвертый эпизод HAWAIIAN DICK сейчас находится на стадии разработки, но он, без сомнения, будет продолжать и развивать идеи этой части. Получается, что нам рассказывают лишь часть истории, связанную напрямую с расследованием Берда, но все сторонние сюжетные ветки повисают в воздухе, оставаясь незаконченными.

В этот раз Мур решил написать линейный сценарий, но не скажу, чтобы это пошло серии на пользу. История знакомства Берда с летчиками, выступающими в составе летающего цирка, рассказана неплохо, но духа необычного приключения прошлых мини-серий тут нет. Здешней большой тайной служит таинственный японский самолет, сбивший один из истребителей труппы. Обидно, но именно в этой серии, неотъемлемая мистическая составляющая HAWAIIAN DICK выглядит лишней. Она, если подумать, неплохо прописана и хорошо вплетена в сюжет, но, на мой взгляд, недоработана. Берду в этот раз помогают с полдюжины героев, что сильно контрастирует с предыдущими камерными комиксами.

Мы, наконец, узнаем в каком временном периоде разворачивается действие серии. Как я и предполагал, это пятидесятые. 1954, если быть точным. Мы чуть лучше узнаем наших героев, но Мур подает ориджины в гомеопатических дозах, так что новых штрихов к портрету того же Берда здесь маловато. Вообще, здесь обо всем можно так сказать – информации о новых героях мало (хорошо, что они хоть ходячими штампами не выглядят), новых локаций – тоже. Единственное, чего тут полно, так это интриг и недомолвок. Мур начинает намекать на то, что события всех трех мини-серий неслучайны, и скоро будут переплетены между собой в одно большое расследование. На страницы комикса возвращаются персонажи из первой части, бандиту Мыслителю из второй уделяют куда больше внимания, вновь прожектор сюжета на секунду выхватывает из тьмы часть ориджина Берда – такое впечатление, что Мур задумал как минимум еще одну крупную серию, а этот арк служит к ней прологом.
Арт в очередной раз был изменен. Теперь колористом и инкером служит бывший художник серии, а новый автор, Скотт Чантлер, рисует комикс в совсем неподходящем тому стиле. Гриффин умел соблюсти баланс между мультяшностью и реализмом, что придавало комиксу шарма. Чантлер же рисует что-то, напоминающее вэб-комикс Penny Arcade, и HAWAIIAN DICK мигом теряет часть своего очарования. Серия выглядит детской и наивной, красивых панелей почти нет, а Грифин только усугубляет дело, раскрашивая комикс в знакомые цвета, сильнее показывая контраст между работой нового художника и своей.

Вердикт: самая проходная часть серии, так и не собранная в трейд, кстати. 

Видимо понимая, что в этот раз комикс будет иным, авторы нам подкинули неожиданно приятный сюрприз. В конце каждого номера нас теперь ждет небольшой рассказ о жизни главных героев. Это может быть отсылки к прошлому Берда, или же криминальное приключение красавицы Кахами. Я не удивлюсь, если в эти маленькие эпизоды было вложено больше труда, чем в основную серию. Та же история Кахами выглядит достойной отдельной серии, там великолепный рисунок Гриффина и атмосфера привычного нам нуара. Она гораздо взрослее именно этой части HAWAIIAN DICK, и в разы лучше написана. К сожалению, как и большинство вещей в серии, история Кахами осталась незаконченной, но вот дождется ли она своего продолжения, и на что надеялись авторы, обрывая повествование на самом интересном месте, я не знаю.

HAWAIIAN DICK – SCREAMING BLACK THUNDER выходил в издательстве Image с 2007 по 2008 год.

Избранное сообщение

"Банк-беглец" - Дональд Уэстлейк/BANK SHOT by Donald E. Westlake

BANK SHOT by Donald E. Westlake   Джону Дортмундеру осточертело выманивать у доверчивых домохозяек мелочь на пропитание. Но что по...