понедельник, 25 августа 2014 г.

GAMMA


GAMMA

Неожиданно прекрасный уан-шот от Улисса Фаринаса. Это эмоциональная история о трусости и нахождении в себе силы жить дальше. Красивая короткая сказка об одиноком мужчине, принявшем в прошлом трудное решение, и живущем с ним и его последствиями долгие годы. Это новый взгляд на устоявшуюся франшизу со стороны, и одна из лучших историй о кайдзю, которая в легкую бьет «Pacific Rim». 

За сценарий тут отвечали сам Фаринас и Эрик Фрейтас. Они повествуют нам о судьбе некого мужчины, зарабатывающего на жизнь и стакан горькой тем, что позволяет незнакомцам бить себя в лицо. Бар, где главный герой получает синяки и ссадины, увешан рекламными баннерами, и все в округе, похоже, отлично знают кто этот человек, и за что он страдает. Желающих ударить его не убывает никогда. Возвращаясь под вечер домой к сварливой жене, мужчина зализывает раны и замертво падает на кровать, стремясь забыться. Но от судьбы не убежишь, а прошлое не изменишь. Утро наступает, а сожаления о былом все также бередят его разум. Однажды, некая девушка, забревшая в бар, просит избитого героя о помощи. Тот соглашается, и ввязывается в поединок, который проигрывает…

Здесь нужно остановиться. В тот самый момент, когда Фаринас с хитрым прищуром (я клянусь, он точно знал, как читатель на это отреагирует, и ведь не ошибся) рисует дуэль, комикс полностью меняется. Выясняется, что сам мужчина – бывший великий Тренер Монстров, а мир, где происходит действие GAMMA является вариацией всеми знакомого мира Покемонов. Фаринас заставляет нас сопереживать горю мужика, который когда-то проиграл битву с Покемонами! Покемонами, черт возьми! А как классно авторы маскировали свой подлый сюжетный твист, рассказывая нам достоверную и хорошо написанную историю. 

В тот момент, когда ты уже приготовился к чтению чего-то, похожего на подростковую мангу, комикс удивляет вновь. Фаринас рисует свирепую схватку монстров, полную кровавых подробностей и неподдельного горя. За месивом нелепо выглядящих существ, раздираемых на части, смотришь как за репортажем канала «Дискавери». Когда же остатки монстров главного героя валяются разбросанными по песку, он вспоминает о том, почему его прозвали Трусом. Его ориджин для нелепого комикса просто душераздирающий. Там смешан героизм, отчаяние, воля к жизни, и горечь поражения. Трус даже пытается застрелиться из украденного дробовика, и напоследок художник нам показывает полное муки и слез лицо персонажа. Фаринас изображает правдоподобные боль утраты и предсуицидальное состояние очень достоверно. Про то, что ты не воспринимал комикс всерьез, забываешь мигом, ускоряя темп чтения, и стараясь выяснить, что же будет дальше. А что будет дальше, каждый из вас выяснит сам, скачав или купив комикс. Скажу лишь, что финал у истории очень достойный.

Произведения, где сюжет в какой то момент переворачивают с ног на голову, очень не просто написать. Для этого требуется настоящее мастерство и опыт. GAMMA демонстрирует нам один из лучших примеров, как это стоит делать. В тридцатистраничном уан-шоте так много чистых, сырых, сильных чувств, что я до сих пор не могу поверить, что сюжет там действительно вращается вокруг Покемонов. Я просто не могу это отпустить. Фаринас и Фрейтас здорово показывают нам одну из разновидностей elseworlds в мире покемонов, полную реализма и драмы. Почему то в такое развитие событий и веришь больше всего, хотя оригинальный мультсериал был предельно милым, добрым и позитивным. Здесь же мрак и тяжесть бытия обрушиваются на неунывающего Эша Кетчума (здесь его зовут Дасти Кезчмал) в полной мере, стремясь раздавить его как в реальной жизни. Сценаристы прекрасно учли тот факт, что во вселенной, где есть монстры, не может быть постоянного мира, и развернули свою фантазию в эту сторону. Здесь местные покемоны уничтожают частную и государственную собственность, жрут людей, спариваются и убивают друг друга. 

Однако колоссальные разрушения тут выглядят декорацией для истории людских судеб. Вместо Пикачу у главного героя есть домашний кролик, который в один миг погибает на глазах Дасти. На это физически больно смотреть, так как тут в дело уже вступают ассоциации с Покемонами, и ты мысленно подрисовываешь Дасти и его кролю годы дружбы, окончившиеся кроваво на твоих глазах. Что за чувство! А как неприятно смотреть на опустившегося героя, не уважающего самого себя. Для истории, где цветастые и похожие на надувные шары зверюшки убивают друг друга, здесь очень и очень много новых впечатлений.

И от рисунка тоже. Я взялся за GAMMA в качестве разминки перед рецензией MEGA CITY TWO, и от арта Фаринаса я в восторге. Улисс – обладатель хорошо узнаваемого визуального стиля, строящегося на повышенной детализации. Обязательная в таком случае фантазия у него присутствует, и в комиксе отчетливо видно, как хорошо Фаринас наловчился ее использовать. Дизайн монстров бесподобен, сеттинг напоминает далекую колонизированную планету, атмосфера здесь от вестерна. Фаринас пренебрегает анатомией и реализмом в угоду насыщенности и разнообразия. Он умеет рисовать развороты, где мир до горизонта набит тысячами мелких деталей, но вовремя умеет остановиться, чтобы его арт не перенапрягал зрительные нервы. Вообще, для художника с такими навыками у него потрясающее чувство меры. В личных беседах персонажи наделены минимумом черт и разговаривают на фоне однотонного бэкграунда, а уже страницей позже он может нарисовать схватку уникальных монстров всепоглощающе разрушительной. В этом комиксе его приятный округлый арт еще и замечательно покрашен, придавая ему сходство с рисунками Ника Гуревича. Улисс умеет поражать, его рисунки – чистый плод воображения, не стесненного никакими рамками. Он рисует что-то, знакомое только ему, оставляя гадать, что же это за персонажи, места и видения мы видим на страницах GAMMA. 

GAMMA опубликован издательством Dark Horse в 2013 году.

"БЕСОБОЙ" №1 SPECIAL



SINGLES THAT MAKE ME WANNA BARF

Хрестоматийный пример того, что выйдет, если человек с прирожденным талантом продавца станет владельцем  издательства комиксов. Потуги работать в исконно чуждом медиуме порождают уморительные результаты в виде плохо написанных и скверно нарисованных комиксов, чья культурная ценность не может быть определена даже под микроскопом. Это худшие представители мира рисованных историй, к которым ни один уважающий себя фанат комиксов не притронется даже трехметровой палкой. В комиксах редактора/сценариста/издателя/исп. обязанности царя Артема Габрелянова сквозит непонимание. Непонимание как писать и работать со сценарием, как работает медиум, как сотрудничать с художником для достижения лучшего результата. Его карьера – это стандартный путь для пост-СССР стран «через деньги в свет». Он предположил, что если у него есть возможность писать и издавать комиксы, то это обязательно нужно сделать. Ему, впрочем, неизвестно, что за деньги талант не купить. Он, как Тимати или Алсу, проложил себе путь в индустрию, но каждая его попытка сделать что-то в ее рамках оканчивается колоссальным фиаско. Его комиксы – это подножный корм, самое дно, они годятся только для того, чтобы в них заворачивали рыбу. Они написаны косноязычным языком без малейшего понятия о редактуре, синтаксисе и правилах построения предложений. Они полны клише, штампов и заимствований из чужой культуры, смотрящихся инородно на фоне нарочитой лубочности исходной продукции. Если бы Габрелянов отправил любой свой сценарий действительно хорошему редактору, то уже после беглого знакомства писанина Артема отправилась бы кормить шредер. Это вопиюще низкокачественный продукт любительского уровня, стоящий чуть выше рисунков маркером на дверце холодильника.
Я взялся прочитать первые выпуски каждой из запущенных серий BUBBLE, и, о Боже, что это было за приключение! Я не так давно анализировал арт роба Лайфелда, попутно поясняя, почему так нельзя рисовать комиксы. Так вот, сценарии Артема показались мне приблизительно одинаковым по качеству продуктом. Это тоже дешевый подростковый бред на тему супергероев от человека с узким кругозором и никчемным арсеналом сценарных приемов, но не спешите верить мне на слово!

Итак, начнем. Первым куском дерьма, отвалившимся от задницы BUBBLE, был «Бесобой». И на обложке у нас…


STOP! HAMMER TIME!!!


Я даже не успел как следует глянуть на блеклый набросок, украшающий обложку комикса, как мне уже приходится пояснять Артему азы создания художественных произведений. Садись, Артем, перестань есть из банки клей, и навостри уши! Возможно, ты услышишь что-то, что позволит тебе поднять планку выпускаемой тобой продукции до «безнадежно плохо». Какое первое правило создания медиа-произведения? Не упоминать в нем более лучшие произведения. Это неизбежно приводит к тому, что потребитель начинает сравнивать продукт с превосходящим его аналогом, что всегда плохо. Так вот, скажи мне, почему у тебя на обложке арт, кричащий о том, что нанятый тобой художник крадет идеи у Джо Мадурейры? Джо Мэд возвел в абсолют и одновременно закрыл тему протагонистов, чье лицо закрывает капюшон. О постмодернизме я  и говорить не хочу, это не тот случай, когда я могу уличить авторов в нем. Для Артема «постмодернизм» - это слово в словаре на букву П.




«Закурить не найдется?» - так открывается наш комикс. Артем справедливо решил, что белый медведь с урановыми когтями дерущийся с вооруженным балалайкой полярником в ушанке на фоне силосной шахты, снега и разбитых бутылок из под водки будет недостаточно сильно сигнализировать, что действие разворачивается в России. 




Последующий разворот с монологом Бесобоя, то есть Роршаха, то есть Бесобоя, опять же, говорит нам о том, что Артем взасос любит комикс Алана Мура и неуместные отсылки. Столь тонкий сюжетный инструмент как оммаж или рефренс в руках Габрелянова выглядит как Google Glass в руках неандертальца. Артем, пойми, сперва тебе нужно научиться рассказывать простые истории простым языком. Ты абсолютно не умеешь оперировать сложными техническими приемами, в принципе не понимая, как они повлияют на твою работу. Это выглядит жутко неуместно. Заодно можешь отвесить оплеуху человеку, расставляющему знаки препинания в твоем комиксе. И себе заодно не забудь отвесить парочку – в тексте крайне не рекомендуется использовать предложения, состоящие из одного слова. Это моветон, Артем. И Бога ради, не используй по четыре прилагательных в одном предложении. Ты пишешь на уровне школьника, так что подобный выпендреж лишь сильнее подчеркивает твои огрехи.




«Столица погрязла…» - читаю я дальше, и вижу, как Артем тщательно сверяется с энциклопедией клише, чтобы ненароком не оставить свой опус без как можно большего их количества.

А какие здесь диалоги! Словно американскую речь перевели с помощью компьютерной программы, а затем без редактуры вставили в картуши (это такой термин, Артем, обозначающий пузырь с текстом, который ты по ошибке называешь bubble) на страницах. Косноязычие, скудный язык и клише в одной фразе – дайте же ему Айснера кто-нибудь!





Кстати, звонил Анджей Сапковский, Артем. Просил тебя не красть из его книг крутые элементы создания персонажей. Тем более, что они, будучи выдернуты напрямую из текста, в твоем комиксе выглядят странно. Алсо, заимствования в лоб – тоже дурной тон. 





Погоди, пока я указывал на очевидные недостатки комикса, громила, тискающий девушку на соседних страницах, успел перевести ее в вертикальное положение. Зачем? 

«Трясущиеся ручки, бегающие глазки…» - это реплика двенадцатилетней девочки. Ты намерено выставляешь своего с виду здоровенного персонажа Бесобоя любителем сюсюкать?

 Дальнейшее, кстати, поражает. Никто и никогда находясь в здравом уме не пропустит следующий диалог в печать. Бесобой пытается острить, но бес, сидящий у него на плече, превращает насмешку в фарс, выдавая даже не шутку, а набор бессвязных слов.  «И это даже не твоя мама!» - что это вообще значит? И откуда взялся бес? Почему он говорит? Почему он говорит по-русски? Почему у всех панелей не проработан задник? ЧТО ВООБЩЕ ПРОИСХОДИТ???






Почему бандит просто отпускает девушку, ведь у него есть нож, а о крутости Бесобоя ему ничего не известно? Почему бандит молчит? Я бы, увидев говорящего косоглазого демона, точно смог бы родить фразу-другую. Отдельно обратите внимание на чудесное использование слова «короче». Бесобой не толкал длинную речь, и ему не нужно суммировать ее с помощью этого слова. Я бы предлагал каждому выпивать по стопке водки каждый раз, когда я упоминаю косяк по сценарной части, но я не хочу, чтобы вас доставили в больницу с алкогольным отравлением.






Почему бес висит в воздухе? Откуда он достает карточки с числами? Это такой способ разбить четвертую стену? Это когда к читателю обращаются напрямую, Артем. Возьми пока раскраску и порисуй тихо в уголке, пока я пересказываю тот бред, что ты написал, ладно?




Худший. Призыв. Демона. Эвер. Там, где сценаристы стараются вообще не использовать призыв оккультных сил (потому что это тоже чудовищное клише), либо же сделать это как можно более умело, стараясь показать нам подлинность и масштаб ритуала, Артем ленится. Он с легкостью заставляет Бесобоя приоткрывать завесу между нашим миром и миром демонов с помощью всего лишь одного слова. Если это так просто, то  неудивительно, что твой город населен демонами! Если каждый, кто промажет молотком мимо гвоздя, ударив себя по пальцу, может вызвать демона, просто сказав «Черт!», то это низводит Бесобоя до уровня обычного, пусть и безвкусно одетого, человека.





И меня уже начинает утомлять отсутствие бэкграундов. Где все это происходит? Это то же место, где Бесобой спас девушку, или же нет? Это мы в аллее находимся? И что, никто не видит ПЯТИМЕТРОВОГО ДЕМОНА С МЕЧОМ, выглядывая из окно? Ведь он, вроде как, особо не старается вести себя тихо.




«Мнимые успехи…». Чувак, демон только что сообщил тебе, что он натурально был ответственен за все беды на земле, начиная с периода ее существования. Он купался в крови младенцев и приколачивал неверных к перевернутому вверх ногами распятию, лично расстреливал миллиарды и был тем самым сперматозоидом, что дал жизнь всем диктаторам на земле. Это не мнимые успехи. Этот демон действительно настолько крут, что я уже начинаю болеть за него. А за кого мне еще болеть, Артем? Я ведь так и не увидел лица Бесобоя. Я не могу ассоциировать себя с ним, даже если он герой. А может у него нет лица, но есть крутой ориджин, объясняющий капюшон и таинственность? Конечно, нет! Это же комикс Габрелянова! Здесь одномерные плоские персонажи кидаются кошмарными уан-лайнерами и безлики до степени ОТСУТСТВИЯ У НИХ СОБСТВЕННОГО ЛИЦА! 

«Я ярость небес, я карающая длянь…»… «Я хочу макнуть свой круассан в твой паштет»(с), сразу вспомнилась мне фраза из «Маски». Хорошо, что Артем не перегибает палку с мерисьюшностью своих персонажей, а то ведь я ненароком подумал, что Бесобой – сбалансированный персонаж.


«Данила Бесобой». Это настолько отдает лубочностью, что я удивляюсь, как до Артема не дошло покрасить одежду Бесобоя в березовый камуфляж, а на ноги ему обуть берестяные лапти. Кокошник бы тоже помешал. А где ендова, Артем?


Алсо, Данила. ДАНИЛА, блин! Почему не Акакий или Святобор? Ярило бы тоже подошло в качестве имени. Или это все дань уважения культовому русскому фильму про недалекого мигранта? «Не брат ты мне, Андрей, редактор BUBBLE».


Данте из серии Devil may cry просит не тырить у него идею с названием пистолетов. Его орудия назывались Ebony и Ivory, по цвету клавиш пианино. А у тебя почему «Спаси» и «Сохрани»? Контекст где?






А как насчет фразы «татуировки, данные свыше…»? Кем они даны и почему? Это, что, настолько необязательно, что объяснять не нужно? Поразительно, насколько халтурно можно написать было в 2012 году комикс. Нагромозди себе кучу несуразицы, позови художника, работающего за еду, и вперед. Можешь писать про вспыхнувшие татуировки у персонажа, а художника заставлять тут же это рисовать, делая бессмысленным само заявление от первого лица. Можешь сублимировать на тему лишения мужского достоинства (!) демоном(!!), который потере жизненно важных органов не удивляется, проронив только: «Теперь ты разозлил меня по-настоящему». Вообще, наличие вторичных половых признаков говорит об эволюции и принадлежности демона к роду людскому. А пупок у него есть, Артем? Может, более тонкого намека хватило бы?




Почему демон ест попкорн? Откуда он его берет? И может ли он оттуда достать  лучшего сценариста? Потому что если можно, пусть он немедленно это сделает! В этом случае мы бы не видели очевидных вмятин от гигантских кулаков демона на асфальте, которые от Бесобоя оставили бы только нелепый псевдоним.




А как вам злодей, прошедший «Школу злодеев З. Л. Одея для персонажей, противостоящий Джеймсу Бонду»? Я тоже в восторге от заезженного штампа с вываливанием на почти побежденного противника горы бесполезной информации, которую можно было бы с легкостью донести до читателя в любом другом виде. Алсо, Артем, злодеи, проговаривающие вслух экспозицию, это тоже моветон. Фи, Артем, не знать такого. 

Касательно последнего предложения -  а что мешает им захватить Землю сейчас?




Дальнейший диалог – классический пример сценариста, слишком много думающего за читателя. Ты действительно думаешь, что мы бы сами не сделали соответствующие выводы, Артем? Впрочем, ты, как я слышал, фанат Марка Миллара, обожающего подобный прием. На тот случай если ты не понял, это оскорбление. Марк Миллар  как сценарист, в принципе не заслуживает хороших слов. Он бесконечно лучше тебя по всем показателям, но все равно от его писанины тошнит так же сильно, как и от твоей.

А вот и прекрасный образец арта Андрея Васина: персонаж без шеи, с комически маленькими руками. Фона у панели, по традиции, нет. Спасибо, Андрей! Артем уже запарил тебе упаковку «Мивины», иди поешь, не смею тебя задерживать. Выдавать по тридцать страниц такого примечательного арта способен не каждый. Уверен, ты даже думаешь, что твоя работа заслуживает похвалы. Нет.





Еще один отличный пример головожопия Габрелянова встречается на этой странице. На предыдущей странице в последней панели бес Бесобоя сказал: «Давно хочу тебя спросить…», но там место действия четко было обозначено благодаря торчащему из стены ножу. На этой же странице место действия сменилось, но бес продолжает разговор, как ни в чем не бывало. Он молчал всю дорогу до подъезда? Бесобой, наверно, сильно удивился, ведь проклятый надоедливый карлик уже порядком задолбал как и его, так и меня, но тут он всю дорогу молчал. Неспроста это…

А вот и чудеснейший ориджин Бесобоя! Одна панель без слов и пару фраз о проведенном в больнице времени. Я даже сразу не понял, почему нам показывают мумию, лежащую на больничной койке. Оказывается, это был Бесобой. Погоди, Артем, а зачем ты заставил художника нарисовать лежащему Бесобою треугольную эрекцию? У него приапизм? Он четыре года провел с постоянным стояком, и теперь мстит всем, кто еще может пускать своего «казанову» (твоя метафора, не моя) в бой? И что за фиксация на мужских гениталиях? Я бы не хотел заострять на этом свое внимание, ты, Артем, вправе встречаться с кем угодно ( вступать в брак пока нет, правда), но твой личный комикс о супергерое не должен становиться объектом для извержения собственных сексуальных фантазий и девиаций, мракобес ты этакий. 







Дальше идет какой-то скучный сюжетный твист с часами времени, питаемыми черным песком, но моя апатия достигла апогея, и читать эту нудный, плохо написанный бред я не могу. Зато здесь есть кадр с Бесобоем без капюшона на голове, но авторы все равно продолжают накручивать идею с анонимностью главного персонажа, устаревшей сразу же после выхода «В значит вендетта». Плюс кадр с устаревшим компом, у материнской платы которого отсутствует HDMI. Артем, ты хоть бы показал луддиту Андрею как выглядит компьютер, что ли. А то он все свои представления об интерьере квартиры раскрывает только наличием в ней бесконечного множества табуреток. Как много стульев нужно одному человеку, Артем? 






«Мужик в ярости!» Тут ты прав, я в ярости. Тихой и холодной, как океанское дно.




Завершается комикс незлым тихим кадром женщины, вешающей сумку (леди всегда следит за своими аксессуарами туалета, даже когда ОНА ПОДВЕРГЛАСЬ НАСИЛИЮ) мимо вешалки. Они наливает молоко «Молоко» кошке, у которой на морде застыло приблизительно такое же выражение, как и у меня, когда я впервые читал этот комикс.





Подводим итоги. Фотографии гнойных язв, хентай-порно с щупальцами и реверс-трансвеститы вызывают у меня меньшее отвращение, чем комикс Андрея. Это мерзкий, плохо продуманный продукт с кучей недостатков и автором, наотрез отказывающимся признать, что таковые существуют. По первому выпуску о серии судить сложно, но я ставлю 1:бесконечности, что ее качество со временем возрастет. Это мертвый продукт в мертвом для России жанре, созданный людьми без воображения, таланта  и трудолюбия. Вердикт: в основном, безвреден.

Избранное сообщение

"Банк-беглец" - Дональд Уэстлейк/BANK SHOT by Donald E. Westlake

BANK SHOT by Donald E. Westlake   Джону Дортмундеру осточертело выманивать у доверчивых домохозяек мелочь на пропитание. Но что по...