вторник, 26 августа 2014 г.

WEAPON X


WEAPON X

Под конец девяностых Барри Виндзор-Смит уже был заслуженным автором, умеющим создавать запоминающиеся и интересные комиксы. Он брался за работу раз в несколько лет, сосредоточившись на содержании и развитии собственной художественной студии. Его проекты всегда были авторскими, даже если он был приглашенным художником. По собственным словам, Крис Клермонт страшно не любил, когда Барри произвольно изменял его диалоги в процессе создания арта. Барри учился писать и рисовать комиксы десятилетиями, и в итоге умел работать в медиуме как никто другой. Однажды, он написал сценарий длинной истории о Халке, которая отражала в себе всю сущность этого персонажа, и показывала нам детство Брюса Баннера, подвергающего постоянным избиениям со стороны отца. Барри почти закончил создавать арт к ней, когда в один момент он увидел собственную историю напечатанной в журнале. Сценаристом числился Билл Мантло, а о наработках и участия в создании комикса Барри нигде не упоминалось. Кто не знает, Виндзор-Смит обладает бешеным темпераментом, сравнимым только с Говардом Чайкиным. Поэтому представьте себе, как сильно редакторы Марвел вжали головы в плечи, когда Смит появился в их редакции, кипя от негодования. Когда Барри поутих, выяснилось, что шастающий по офису Мантло нашел копию рукописи Барри, которую тот любезно оставил редакторам Марвел для дальнейшего исследования. Будучи опубликованной, история Халка стала канонической и основополагающей, но все лавры достались Мантло. Барри пообещал, что выпустит свою версию этого комикса в другой раз, но до сих пор ее не закончил. Вместо этого он придумал и написал еще один очень запоминающийся и великолепный ориджин для еще более крутого персонажа - WEAPON X.


Это чистейший комиксный кайф как он есть. Проработанная психологическая драма с массой неожиданных поворотов и откровенных сцен, приоткрывающая нам завесу над прошлым персонажа с трагичной  судьбой. Барри уничтожает все клише и развенчивает все мифы, окутывающие образ Логана. Он очеловечивает вечного бунтаря Росомаху, и показывает, какую страшную цену ему пришлось заплатить за то, чтобы самому себя ненавидеть. В WEAPON Барри рассматривает типичные комикс-атрибуты вроде когтей из адамантия, не как подарок, но бремя. За право быть самым популярным мутантом Росомахе пришлось пожертвовать куда больше, чем собственным телом. Это один из считанных комиксов, который ощущается как «единственный верный». Сразу же после прочтения можно уверенно сказать, что Логан именно так обрел свою силу, и никак иначе, что бы кто на эту тему не писал.


Комикс неторопливо стартует со сцен жизни Логана, еще не подвергшемуся эксперименту. Он много пьет, много грустит и не может понять, что заставляет его вставать по утрам с постели. Логан отживает дни, не находя ответа на вопрос: «Зачем я здесь?». В один из таких дней его существованию приходит конец – он подвергается нападению группы людей, оглушающих его и доставивших на место проведения секретного эксперимента.  Выясняется, что он станет подопытным в серии экспериментов, позволяющих создавать сверхсолдат в рамках правительственной программы «Weapon X». Росомаху доставляют в научный комплекс, а мы знакомимся с главными героями комикса – учеными, руководящими проектом. Это доктор Корнелиус, человек без имени, к которому все обращаются «Профессор» и их ассистентка Керол Хайнс. Вскоре по прибытии, Логана готовят к операции по вживлению в его тело адамантийа. Планируется, что сквозь вживленный металл и многочисленные датчики, закрепленные на теле, ученым удастся добиться удаленного управления телом подопытного. Финальной целью проекта считается создание лишенной собственной воли машины для убийств, идеального солдата, покоряющегося лишь руке на пульте его управления.
Логана бреют, но мисс Хайнс практически сразу же замечает, что волосы на теле отрастают с невероятной скоростью. Ученые с удивлением обнаруживают, что их подопытный – мутант с поразительной способностью к регенерации. Эксперимент продвигается, и ученые праздную первые успехи. Логан полностью лишен сознания, но не реагирует на их призывы. Когда же  его тело все же подчиняется командам, ликованию Профессора нет предела. Логан совершенствуется с удивительной скоростью, учась убивать все более сложные цели. Но Профессора интересует не то, как быстро Оружие Х сумет разодрать стаю голодных волков, а как их подопытный будет реагировать на схватку с человеком. К глубокому ужасу ученых, им предстоит это узнать на собственной шкуре, потому что их живое оружие отчаянно противостоит натиску на собственный разум. Когда же ментальные путы спадают, Логан выпускает когти и начинает охоту на искалечивших его людей…


У собственных работ Смита всегда был крепкий сценарий, но тут он быт настолько хорош, что сейчас WEAPON X безоговорочно признают классикой. Сценарий комикса полон новаторских приемом и разных видов нарратива, качество некоторых сцен ставит их в один уровень с пьесой, а то, как мастерски Смит препарирует каждый аспект личности Росомахи поражает своей проработанностью.


Барри зрит в сам корень сущности Логана: его первобытная ярость и буйная, не подчиняющаяся приказам натура, жили в нем всегда. Именно поэтому бывший полицейский не мог жить с собой в мире. Профессор настаивает, что он и его коллеги лишь пробудили все то, что дремало в теле Логана, и они делают тому одолжение, выпуская его внутреннего зверя на волю. Когти Росомахи в данном комиксе образовались в случае непредвиденного излияния адамантия в запястье и кисть, и поэтому они напоминают не лезвия, а металлические лезвия со структурой кости. Вечное желание бунтовать у Логана тоже появляется не на пустом месте. После того, какой ад ему предстоит пройти, его невозможно обвинять в подозрительности. Смит укладывает в какие-то сто с небольшим страниц самое честное и продуманное описание заведомо фантастического персонажа из всех, что я видел. Он дает прочувствовать все, что произошло с главным героем от смятения до закипающей ярости.


 К чести Смита, он всегда старается привнести в жанр как можно больше нового. Это касается и постановки некоторых сцен и развития персонажей. Образ Профессора в комиксе вышел правдивым и честным. Желание контролировать дикого зверя и собственный эгоизм играют с умным человеком дурные шутки. Смит сумел в одну сцену рассказать нам обо всех его комплексах. В ней Профессор подвергается насмешкам, а затем, когда все покинули комнату, выплескивает горячий кофе на лицо Росомахи и зло смотрит на то, как напиток стекает по лицу находящегося без сознания мутанта. Профессор слишком заигрался в бога, чтобы видеть, что его желание манипулировать и подавлять сознание другого разумного существа – противоестественно. У него отказывает чувство меры, когда он узнает, что Росомаха может восстановить любые травмы. Он травит живого человека дикими зверьми и со спокойным лицом записывает результаты в блокнот. Зло в халате еще никогда не было столь бесчеловечным.


WEAPON X примечателен еще и тем, что за главным героем мы наблюдаем со стороны. Большинство страниц с происходящим экспериментом показывают нам самого Росомаху, чье тело покрывает слой трубок и проводов, а голоса докторов вынесены за кадр. Смит творит с привычными облачками диалогов чудеса. Здесь часто используется прием, когда в диалоге участвуют три человека, но как я уже сказал их лиц не видно и кому принадлежит та и ли иная реплика не понятно.  Что делает сценарист? Помечает реплики каждого персонажа отдельным цветом, благодаря чему «captions» становятся такими же легкочитаемыми как и обычный диалог. Также Барри изобретательно разбрасывает реплики в «облачках» между панелями, выстраивает цепочки из диалогов в форме буквы U, заставляя читать текст почти по кругу, оставляя центральный рисунок незагаженным ненужным мусором, и рассказывает историю с помощью всех возможных источников визуальной информации, каких он только может придумать.


Умению Виндзора-Смита создавать интересные, но легкие для восприятия произведения, я уже посвятил достаточное число слов в других рецензиях. Но я замечу, что не каждый автор сознательно пожертвует собственным артом в пользу того, чтобы читатель не «выпадал» из истории. У WEAPON X средний темп, но отвлечься от рассказа просто невозможно. Симбиоз сценария и рисованных сцен здесь неприлично хорош.


И мы медленно подходим к самому главному козырю комикса. Барри Виндзор-Смит, я напомню, это художник, посвятивший пятнадцать лет созданию всего одной своей картины, которая в итоге выглядит как предмет искусства из музея, а не рисунок картуниста. Его стиль утончен, а скилл практически безграничен. Он любит правильные пропорции, но умеет правильно приукрашивать, создавая визуальные акценты вроде пышной гривы Росомахи. Над каждым кадром и каждой сценой Смит работает столько, сколько потребуется, создавая детализированные полотна, раскрашенные вручную. В WEAPON X чуть меньше видно его умение рисовать мимику персонажей, но даже на отрешенном лице Логана периодически проскакивают тонкие и человечные эмоции. Комикс полон запоминающихся сцен и кадров, надолго остающихся в памяти. Лежащий в компьютерном саркофаге Логан, чье тело залито мертвенно-синим светом, или же устроенная Росомахой бойня с возвышающимся над горой тел мутантом – мы видим результат работы гения. Здешний финал, включающий в себя кошмарные кадры подсознания Логана, мастерски демонстрирует весь потенциал Барри и как сценариста и как художника.


Кстати, о финале. Никто не осудил Смита, даже если бы последних десяти-двенадцати страниц в его истории не было, но ведь они есть! И они полностью переворачивают сюжет с ног на голову единым мощным твистом только для того, чтобы потом сделать это еще раз. Глядя на это, я понимаю, что супергероика просто не достойна такого автора, и тот факт, что он все же уделил ей внимание, считаю за благодать.


WEAPON X показывает, что из желания доказать, что ты на что то способен, может родиться шедевр. Смит подарил фанатам комиксов одну из своих лучших работ, навсегда заявив, что с мало кто может тягаться с ним в мастерстве. Его ода Росомахе демонстрирует как любителям и знатокам медиума, так и новичкам, что избранные произведения от мира комиксов все же могут начисто затмевать и кино и литературу разом при условии, что они созданы мастером своего дела.


Под конец отмечу, что это комикс написан в жанре правильной супергероики – для его понимания не нужно читать тонны материалов или же знать о событиях всех остальных пятисот серий о «Людях-Икс».


WEAPON X был издан в 1991 году издательством Marvel.

JUDGE DREDD: MEGA CITY TWO


JUDGE DREDD: MEGA CITY TWO

Меня несколько смущает тот факт, что это мой первый комикс про судью Дредда. В основной серии, 2000 А.D., за сорок лет публикации была создана своя полноценная вселенная, считающаяся одной из самых сложных в медиуме. Комикс Дугласа Волка и Улисса Фаринаса создан с минимумом отсылок к основной серии, но все равно обескураживает количеством неизвестных терминов, слов и концепций, связывающих MEGA CITY TWO с основной вселенной. Мне пришлось перечитать первый выпуск дважды для лучшего понимания, а в дальнейшем также неоднократно приходилось прикладывать дополнительные усилия для усвоения рассказанной сценаристами истории.

Отчасти в этом виноват сценарист Волк, пишущий неплохие, но строго утилитарные диалоги. Но главной проблемой был сюжет, каждый выпуск забрасывающий судью Дредда в новый район Мега Города Два. Уан-шоты связываются воедино очень нескоро, но каждый из них представляет из себя вполне самодостаточный аттракцион, где происходит футуристическая дичь невероятных пропорций. Отвлекающих факторов в комиксе так много, что вскоре на основной сюжет перестаешь обращать внимания, полностью сосредоточившись на сиюминутных сценах.

Некий общий сюжет серии повествует нам о судье Дредде, направленном по обмену в Мега Город Два. К нему сразу же направляют съемочную группу репортеров, следующим за ним по пятам, и документирующим героические похождения Дредда в фантасмагорических кварталах Города Два. Где-то на периферии болтается главная цель судьи по разоблачению местных органов самоуправления, но она стыдливо прячет голову в песок, явно понимая, что увлечь читателя ей не получится. Это один из немногих комиксов, который запросто мог бы быть создан при полном отсутствии текста, и при этом не сильно бы пострадал. Диалоги Волка здесь работают исключительно на атмосферу, а сам сценарист занят поиском как можно большего числа культурных отсылок, которых можно засунуть в свой комикс. Честно скажу, большинство из них просто великолепные, но лучше бы Волк чуть больше уделил внимания персонажам. 

Хотя я бы на его месте тоже особо не старался, зная, что художник серии украдет здесь все, что не прибито к полу. Улисс Фаринас полноценно дебютирует в качестве регулярного художника, показывая мастер-класс по ворлдбилдингу. Кто не знает, Фринас – продолжатель дела Джефа Дэрроу, периодически выдающий крышесносящие кадры, которые с увеличительным стеклом можно рассматривать часами. Панорамы Города Два выглядят живым футуристическим муравейником, наполненным самой разной техникой, существами и людьми. Фаринас передает дух мегаполиса с помощью неистребимой даже спустя века рекламы (разглядывать ее доставляет особое удовольствие, потому что Улисс пихает в каждый рекламный баннер пасхалки и намеки), скручивающихся в спираль скоростных шоссе, остроконечного частокола виднеющихся в дали крыш небоскребов и еще тысячей других приемов. Так классно передать образ города в виде живого организма может не каждый художник. Улицы MEGA CITY TWO играют такую же важную роль в сценарии, как и сам судья. По части уникальных кадров города этот комикс может тягаться с визионерским KING CITY. Только если город Брэндона Грэма был более однороден, Город Два дарит тебе ощущение целого континента со всем его многообразием, окруженного стеной и поделенного на районы. Тут есть солнечные пляжи, свой вариант Голливуда, гетто-кварталы, движущиеся районы, деловой центр и много другое. Каждый район Фаринас продумывает до мельчайших деталей, а затем подает в наиболее выгодных ракурсах. Некоторые кадры из MEGA CITY TWO выбивают у тебя почву из-под ног, так они прекрасны. Именно Фаринаса стоит поблагодарить за увлекательное путешествие в Город Два, ведь он в одиночку создает его на простом листе бумаги из ниоткуда. 

И коротко об отсылках и секретах на страницах MEGA CITY TWO. Внимательный читатель получит свою порцию удовольствия, выискивая в панорамах Города сохранившиеся памятники современной жизни. Купол из «Безумного Макса 3»? Декорации из клипа 2pac «California Love»? Реклама хлеба «BREADD 3D»? Тут есть все. Эту охоту за пасхалками также можно рассматривать как интересное наблюдение за тем, что в действительности может сохраниться на века, и, в таком случае, оказаться культурно важным. Лучшие визионеры из мира кино и книг уже давно показывают нам, что действительно значимые культурные феномены обречены на забвение. Никто не вспомнит «Битлз», «Apple» или «Касабланку». Будущие поколения будут помнить только сомнительные мемы и мастодонтов рынка питания. Фаринас умножает этот факт на количество интересующих его тем, и щедрой россыпью разбрасывает их по закоулкам своего Города. Воистину, это один из самых вознаграждающих за поиски комиксов. 

MEGA CITY TWO был выпущен в 2014 году IDW.

Избранное сообщение

"Банк-беглец" - Дональд Уэстлейк/BANK SHOT by Donald E. Westlake

BANK SHOT by Donald E. Westlake   Джону Дортмундеру осточертело выманивать у доверчивых домохозяек мелочь на пропитание. Но что по...