пятница, 29 августа 2014 г.

100%


100%

Если бы «Криминальное чтиво» снимал Вонг Карвай, то этот гипотетический фильм очень бы был похож на великий комикс Пола Поупа о любви, дружбе и одиночестве. Это роскошно нарисованная киберанк-мелодрама с криминальным уклоном написана страстно и увлекательно, полна волнующих образов, и задевает за живое. Триумф комикса как формы и арт-галерея на двести с лишним страниц. Утопающий в чернилах шедевр сказочной красоты, чья форма не менее изящна, чем его содержание. Это самая лучшая, самая личная и самая красивая полноформатная работа Поупа, если не брать в расчет THB.

Копия 100% попала мне в руки давно, но прочитать я ее сумел только в период затяжной болезни. Обычно, я не очень люблю возвращаться к медиа-продуктам, прочитанным или увиденным мною в таком состоянии, но от комикса Пола я остался в восторге. Это не только выдающееся достижение Поупа как художника (здесь феноменальная плотность красивых кадров, с нуля разработанных визуальных идей и просто красивого, резонирующего с твоим внутренним состоянием арта), но и как сценариста. Понятия не имею, где Пол научился так хорошо складывать слова в предложения, но для инди-вундеркинда он владеет словом на очень приличном уровне. Это, пожалуй, лучший комикс для демонстрации его таланта рассказчика, если вдруг кому-то захочется посоветовать именно хорошо написанную работу Пола. Сразу же после того, как 100% был мною прочитан, я заказал почти все доступные его работы себе в коллекцию, а именно этот комикс с удовольствием перечитываю под настроение не меньше двух раз в год. Это приятное развлечение, наполненное пряной смесью меланхолии и оптимизма, идеально подходящее для потребления в периоды душевного неспокойствия или метаний. 

Сюжет 100% как водоворот, вовлекает в себя множество действующих лиц. Герои комикса – парень, работающий посудомойщиком (вечный лейтмотив Пола, как показатель физически изматывающей низкооплачиваемой работы, пагубно сказывающейся на состоянии творческого человека), девушка-танцовщица в ночном клубе, две подруги, бегущие от прошлого, художник, работающий над необычной инсталляцией – они почти не пересекаются, но история каждого из них дополняет и общий сюжет, и истории остальных. В центре сюжета описан кратковременный роман посудомойщика и танцовщицы, нежный и яркий, но фатальный и душераздирающий. Парень работает в футуристическом ночном клубе, куда приходит искать работу танцовщица. Пока они знакомятся, двое подруг за столиком обсуждают возможность купить оружие одной из них. Выясняется, что бывший парень одной из них связан с криминалом, а именно – подпольными боксерскими боями. С парнем второй пока ни она сама, ни мы еще не знакомы, но вскоре мы увидим харизматичного заклинателя чайников воочию. В клуб, как центральное место действия, мы будем возвращаться еще неоднократно, наблюдая за различными сценами жизни персонажей, проживающих еще один день в самом крупном мегаполисе планеты. Комикс нелинеен, поэтому тщательно выстраивать хронологию событий не стоит, лишь испортишь себе удовольствие от закрученного и философского сюжета.

Еще один замечательный фильм, на который похож комикс – «Магнолия». Вновь, у работы Пола Поупа очень много параллелей со знаменитой картиной Пола Андерсона. В основном, они связаны со структурой повествования и кульминационном переплетении всех сюжетных нитей.

Несмотря на кажущееся со многими культовыми картинами и книгами сходство, комикс Пола вышел образцово самостоятельным и независимым. Выбор такого способа повествования не случаен, ведь Пол изначально планировал написать несколько коротких историй в духе палп-чтива, но редакторы DC попросили его о чем-то, что занимало бы больший объем, и Поуп задумался о создании полноценного графического романа. Короткие истории легли в основу единого сюжета, а финальный вариант 100% был на тот момент самым крупным проектом в портфолио художника. 

Прелесть работ Пола Поупа заключается в том, что он в первую очередь творец, а уже потом художник или рассказчик. Пол потратил немало времени на то, чтобы научиться создавать произведения, где невозможен анализ одной из их составляющих без необходимости рассматривать другой аспект. Проще говоря, он четко знает, как сплести воедино арт и слова. Так, сценарий 100% был сравнительно небольшим, но то, что Поуп не мог выразить через монологи, диалоги и красочные описания, он с лихвой компенсировал экспрессивным визуальным стилем. У комикса нет недостатков в сценарии. Это намерено перенесенный в недалекое будущее рассказ, содержащий в себе немало интересных тем для анализа. Так, сам сеттинг комикса подобран специально для подчеркивания социальной изоляции главных героев. И танцовщица, вечно бегущая от судьбы, и принимающая перед танцами странный отупляющий наркотик, и посудомойщик, ищущий счастье, они не могут услышать свой собственный голос в огромной толпе людей. Какой-то период им кажется, что они нашли его, обретя друг друга, но это не более чем иллюзия. Обожаемый Полом криминальный подтекст комикса содержится, в основном, в его финальной трети. Накручивая драму до предела, он ставит героев в тупик, и заставляет их выбирать между эгоизмом и любовью. У комикса довольно депрессивный финал, говорящий о том, что от себя не убежать, но тут в дело опять вступает «дихотомия Поупа», когда мрачный подтекст рассеивается удивительно оптимистическими кадрами и правильно подобранными словами. Пол знает, как сделать финал открытым, но четко обозначить его настроение. 

Как и любой другой комикс Пола, 100% написан нарочито просто и без изысков, но всегда - с эмоциями. Пол просто не может творить обособленно от создаваемого им материала. Он – это сам комикс, его герои и его чернила, покрывающие страницы. Он в каждом трагичном монологе о расставании и боли, в каждой сцене, где герои испытывают боль или радость, он прячется за сказочными кадрами заснеженных высоток и лабиринта неоновых вывесок, он полностью растворяется в процессе создания своих работ. Это чистейший авторский материал, созданный одним человеком, и буквально впитавший все особенности его характера. Поуп – один из главных романтиков в комиксах, постоянно исследующий темы взаимоотношений и благородства в создаваемых им работах. Здешняя эмоциональная отдача художника сравнима только с трогательнейшей «Blankets» Крега Томпсона.

Самое вкусное я, естественно, оставил на потом. То, как 100% выглядит, нужно видеть самому. Сам Пол в 2002 году уже полностью отошел от рисования маркером, сосредоточившись и овладев искусством рисования кистью. Это во многом переломный для него комикс. Когда в ранних своих работах Поуп недостаточно мог использовать скрадывающий выразительность маркер одинаковой ширины, то с переходом к кисти и туши его арт стал все больше походить на настоящие картины. Его рука обрела твердость, а рисунок – необходимую глубину. Фактически, его стиль полностью изменился под влиянием работы с кисточкой вместо карандаша. Пол сам признается, что его любимая часть создания комикса – нанесение туши. На этой стадии рисунок может бесконечно изменяться по сравнению с тем, как он выглядел в наброске. Кстати, комикс хоть и выглядит черно-белым, но на самом деле пропущен через специальный фильтр, делающий разукрашенный арт монохромным. Это создано для того, чтобы помимо традиционных черного и белого цветов высвободить целую гамму серых оттенков, придающих рисунку глубину и прекрасно сочетающихся с атмосферой сценария.

Традиционно, с художественной точки зрения 100% выглядит невероятно мощно. Пол экспериментирует с нарративом, полностью лишая героев диалогов (все это делается не ради самих экспериментом, а согласовано с сюжетом, в котором все действие происходит в ночном клубе, где дрожащие от басов колонки заглушают речь) на добрый десяток страниц. При этом все, что происходит с ними, предельно ясно донесено через выразительные жесты, позы и взгляды. Это работа мастера и это обязательно нужно видеть самому. Также экспериментом можно назвать многократное использование видов города, зачастую пустынного. Одинокие герои на фоне узких аллей, темных проулков и каскадов пожарных лестниц кажутся еще более несчастными и замкнутыми. 

Здесь же Поуп крайне изобретательно строит кадры, используя самые разнообразные ракурсы, крошит панели или же наоборот – удивляет крупными планами, как никто другой работает со «звуком», создавая причудливо висящие в воздухе «BABOOM-POW», написанные неровным каллиграфическим почерком, не лениться прорабатывать задники (тут у большинства кадров есть не только передний план и задний, но и еще куча деталей между ними), достоверно и стильно передает анатомию, не приемлет визуальных клише, составляя комикс только из нигде не использованных сцен и панелей, упивается своей возможностью устроить на странице чернильный хаос из росчерков, клякс, брызг, геометрии и полутонов, и, наконец, даже самый статичный кадр рисует полным действия. Поуп – художник собственного уровня. Его стилю старательно подражают многие, но артистическое восприятие и талант Пола (а также его огромный багаж знаний о самих комиксах и их авторах) делают попытки имитации его арта бесполезными и жалкими. Он годами смешивал европейскую точность и детализацию с японской безбашенностью и экспрессией. Его стиль уникален и притягателен, путь поначалу и может показаться нарочито бессмысленным и даже отталкивающим. Тем не менее, очарованию и красоте 100% в медиуме практически не с чем тягаться. 

100% был издан в 2002-2003 годах издательством Vertigo. Это один из трех моих самых любимых комиксов.

Избранное сообщение

"Банк-беглец" - Дональд Уэстлейк/BANK SHOT by Donald E. Westlake

BANK SHOT by Donald E. Westlake   Джону Дортмундеру осточертело выманивать у доверчивых домохозяек мелочь на пропитание. Но что по...