вторник, 2 сентября 2014 г.

SAM AND MAX – FREELANCE POLICE


SAM AND MAX – FREELANCE POLICE

Комикс про добродушного, но сумасшедшего пса Сэма и психопатического белого кролика Макса начал выходить еще в восьмидесятые годы. Серия пользовалась популярностью, но культовая слава пришла к ней только после того, как ее автор, Стив Парсел, помог адаптировать ее игровому отделению Lucasarts в виде игры. Продолжающий нерегулярно выходить, комикс к тому времени заметно увеличил число фанатов, а затем и пережил второе рождение, когда в 2000-х начали выходить новые квесты с участием любимых героев. 

SAM AND MAX – эталон юмористического комикса. Стив поражает невероятным разнообразием способов рассмешить читателя, и по количеству гэгов и шуток серия напоминает все любимые фильмы с Лесли Нильсеном вместе взятые. Связного сюжета у комиксов про Сэма и Макса нет, автор предпочитает вместо этого ситуационную комедию и дуракаваляние. 

Итак, добро пожаловать в мир Сэма и Макса. Похожие на огромных плюшевых зверей, друзья держат некое подобие детективного агентства, но на самом деле лишь используют его как повод носить и использовать оружие. Безумный Макс обожает насилие, глумиться над людьми и сладости. Его друг Сэм – смешить Макса, каламбуры и путешествия. Вдвоем парочка постоянно влипает в разные передряги, из которых выпутывается только исключительно благодаря некоему совершенно невероятному событию вроде нашествия осьминогов или спонтанному самовозгоранию. География путешествий детективного дуэта разниться от трущоб их родного города до Луны, а абсурдность ситуаций тут бьет все рекорды. Герои всегда пребывают в хорошем расположении духа, попутно уничтожая частную собственность, а также периодически разговаривают с читателем, переживают собственную смерть, участвуют в ритуалах, колесят по Америке на стильной машине, и едко комментируют все происходящее.

Читая комикс, местами хохочешь как сумасшедший. Стив старается, чтобы каждый кадр нес в себе какую-то шутку, и вскоре чтение превращается в игру «найди зашифрованный автором гэг на странице». Здесь половина действия происходит на периферии страницы, где подчас происходят из ряда вон выходящие вещи. Так, например, в обычной сцене в углу панели можно заметить морского конька в сомбреро, едущего на черепахе. Просто так, без всякого контекста. То, как герои общаются между собой, порождает массу цитат, и вообще диалоги в комиксе удивительно сложносочиненные и смешные. При этом, все окружение в мире Сэма и Макса, равно как и они сами, наполнено довольно мрачным юмором. За кадром люди совершают самоубийство, сосед Сэма избивает местных гопников, оставляя им на память нож в спине, Макс откусывает кому то лицо. Если бы не общий несерьезный тон комикса, просто не позволяющий воспринимать все происходящее иначе как набор шуток, то впечатления от SAM AND MAX оставались бы депрессивные.

Нарисовал комикс сам Стив. На страницах серии спрятана масса неочевидных шуток (татуировка «рожден воевать с динозаврами»), но больше всего поражает плотность действия и то, как сильно комикс не похож на другие похожие медиа-продукты. Стив сразу понял, что «антропоморфные звери + насилие = золото», но как же круто у него получается постоянно напоминать читателю об уникальности его мира. Альтернативная вселенная серии абсолютно непредсказуема и обладает своей атмосферой. Это палп-детектив, смешанный с субботними мульт-шоу, местами срывающийся на боевик, комедию абсурда и балаган. Может показаться, что местами комикс даже лишен сценария, так сильно разнятся соседствующие рядом панели. Но это, как и все в серии, лишь очередной способ удивить и рассмешить. 

SAM AND MAX выходят с 1987 года.

WEDNESDAY COMICS: PAUL POPE’S STRANGE ADVENTURES


WEDNESDAY COMICS: PAUL POPE’S STRANGE ADVENTURES


WEDNESDAY COMICS был смелым экспериментом DC, выполненным на безукоризненном уровне. От выбранных авторов и их идей до выпуска комикса на бумаге, все здесь было исполнено достойно. Издательство задумало комикс как трибьют газетным стрипам, вроде «Малыша Немо», и все приглашенные сценаристы и художники должны были учитывать эту особенность. Звездные авторы разбились на пары, и создали пятнадцать коротких стрипов, ничем, кроме пантеона героев DC не связанных. Общий уровень качества комиксов был так велик, а концентрация смелых новаторских идей и хорошего арта была столь высока, что комикс не содержит слабых глав в принципе. Я выбрал рассказ Пола Поупа, но только потому, что на его примере несколько проще пояснить, чем же собственно так хорош трибьют-проект.


STRANGE ADVENTURES чудо как хорош для двенадцатистраничной истории. Пол сбалансировал собственный комикс, чтобы тот и отдавал дань уважения ориждину персонажа из пятидесятых, и одновременно был авторским. Это один из трех-четырех самых красивых с художественной точки зрения комиксов в сборнике и один из самых живых. Пол не просто успел рассказать нам историю Адама Стренджа, он еще и показал нам дивный мир планеты Ранн, успел разветвить повествование, забросив Адама в наш мир, набросал простой, но эффектный темпоральный твист, а также традиционно для себя наделил историю любви высшим смыслом. 


Комикс очень легко читается, даже если с персонажем и его историей читатель не знаком. Автор поясняет все необходимые моменты, попутно рассказывая довольно масштабную историю с нуля придуманного мира. Пол предпочел  показать мир Ранна как фантастический ландшафт, частично списанный у Эдгара Берроуза. Заимствования тут не прямые, а скорее работающие на атмосферу, но Пол на фантазию не жаловался никогда, и финальный комикс выглядит очень самобытным, даже когда знаешь, что это не так.


Пол в интервью, посвященном выходу комикса на бумаге, говорил, что за время работы над историей Стренджа он научился массе новых трюков и накопленные знания затем перенес в другие свои работы. STRANGE ADVENTURES действительно заметно отличается от привычных работ автора с плотным нарративом и устоявшимся стилем. Прежде всего, сама эстетика воскресного стрипа диктует свои условия. Комикс должен быть связным, но каждая страница (предположительно выходящая еженедельно) обязана быть как продолжением предыдущее, так и самостоятельной в плане арта и композиции. Это, конечно, не железобетонный стандарт, но Пол старательно придерживается этого принципа, изобретая на ходу новые способы повествования.


Так, сразу обращаешь внимание на расположение панелей, несущих здесь не только декоративный смысл. Поуп предпочитает вставить в центр пару самых важных моментов, обрамляя их другими панелями, зачастую укрупненными. Также комикс буквально полон хорошо ощущаемой свободы: Поуп мастерски работает с окружающим пространством, оставляя небу Ранна большую часть в кадре и не спеша окружить своих героев рамкой панели. У Пола получилось законсервировать все то ощущение «приключения в неизведанном мире», которым были полны книги Роберта Говарда и того же Берроуза, и перенести его на страницы с собственным артом. Здесь ракурсы намекают на масштаб происходящего, а проработанный дизайн персонажей и окружения заставляет поверить в их правдоподобность. К тому же на помощь Полу приходят очень хорошие колористы, раскрашивающие подвиги Адама красивейшей комбинацией цветов. Цветовая палитра меняется каждую страницу, всегда идя в унисон с сюжетом комикса.


WEDNESDAY COMICS был выпущен компанией DC в 2009 году
.

Избранное сообщение

"Банк-беглец" - Дональд Уэстлейк/BANK SHOT by Donald E. Westlake

BANK SHOT by Donald E. Westlake   Джону Дортмундеру осточертело выманивать у доверчивых домохозяек мелочь на пропитание. Но что по...