четверг, 4 сентября 2014 г.

PRISON PIT


PRISON PIT

Это не просто старое доброе ультранасилие, это старое доброе ультранасилие со вспоротым брюхом и собственными кишками, обернутыми вокруг шеи. Комикс напоминает арт-проект по развенчиванию табуированных тем в рисованных историях. Здесь очень много разнообразного насилия, извращений и ужасов, но благодаря правильно развивающемуся сценарию все это выглядит лишь как психопатичная версия «Adventure Time», а не как попытка разом оскорбить всех, до кого можно дотянуться. 

PRISON PIT рассказывает нам о приключениях героя по имени Каннибал Факфейс, которого за преступления против человечества отправили на планету-тюрьму, полную таких же подонков, как и он. Идея с тюрьмой, где нет стен, охраны и благ цивилизации не нова, но выглядит свежо. Итак, Каннибал прибывает в тюрьму, где сразу же начинает бороться за выживание в череде невероятно длинных и кровопролитных драк. Чуть позже, по его душу спускается на планету еще один персонаж с темным прошлым. А еще позже оказывается, что пришествие Каннибала было указано в пророчестве, на планете есть масса культов, собственный царь-узурпатор, сто тысяч видов разной оккультной чертовщины, трансгуманизм, чревоточины во времени, магия, агрессивные бандиты-мутанты и еще много всего интересного, со временем придающего прямолинейному комиксу ощущение проработанной вымышленной вселенной со своими канонами.

Основное же время действия сценарист и художник серии, Джонни Раян, уделяет многостраничным схваткам Каннибала со всеми, кто встанет у него на пути. Первый том серии выглядит как пародийный комикс, где мерзкий персонаж сто с лишним страниц уничтожает другого персонажа, но со временем Раян пустил свою фантазию в ход, и драки стали многоступенчатыми, персонажи-противники – все более невероятными, а Факфейс уже не просто убивал, а занимался чем-то вроде простого квеста по сбору необходимых ему для выживания вещей. Однако создание своего мира Джонни не сильно интересует. Куда важнее ему кажется рисовать чернушные битвы омерзительных существ, рвущих друг друга на части.

Здешние поединки (да и все в комиксе вообще) и приключения Каннибала по-хорошему отдают «японщиной». Джонни нашел выход для своей темной энергии, выдавая сотни страниц самых невероятных кадров, подчас отталкивающих и завораживающих одновременно. Комикс явно не предназначен для впечатлительных людей, но Раян и не вставляет туда нарочито показательные эпизоды просто так. К примеру, здесь есть танк со свастикой, и некоторые читатели упрекнули автора в том, что подобная символика оскорбляет их чувства. Но ведь мир PRISON PIT вымышленный! Там не было нацистов, и, значит, сам символ вне контекста исторических событий не может быть воспринят как оскорбление. Таких моментов в комиксе еще много, но я лучше расскажу, что же заставило меня его прочитать.

Битвы - кровь и плоть комикса. Они чудовищно кровавы и жестоки, но Раян и тут перегибает палку, выводя потасовки мерзких существ на новый уровень. Каннибал кромсает трупы на куски, ест их, насилует и творит сущее непотребство в кадре. Он пожирает мошонку поверженного врага (иронично названного Неперевариваемая мошонка), а затем пинком возвращает ее в лицо противнику в виде кучи дымящегося черного кала. Каннибал насилует женщину-птеродактиля со стеклянным лицом, мастурбирует рукой-червем, выделяющим наркотики, вылезает из уретры сожравшего его бандита, режет собственный скальп, и творит еще массу удивительных вещей. Эпизоды, от которых тянет прикрыть лицо рукой, здесь составляют процентов семьдесят комикса.

Раян показывает Каннибала как ультимативное зло, не способное быть чем-то еще. Каннибал решает все проблемы через убийство и изнасилование, а также, периодически, разрушение. Им движет только ярость и первобытный инстинкт убить как можно больше других людей и существ, пока не умер сам. Он идет на самые разные, иногда очень болезненные, поступки, чтобы стать сильнее и убивать еще эффективнее.

Джонни Раян, даже нарисовав шестьсот страниц вышедшего из недр его подсознания ада, все же заложил в свой комикс немало интересных идей. Так, например, трансгуманизм, который Раяну интересен и как сюжетный элемент, и как тема для нарратива. Каннибал часто заменяет свои конечности искусственными, срастаясь как с живыми существами, так и с роботоообразными. Это видится мне сатирой над людьми, утратившими контроль над собственным желанием выделиться из толпы, и вставляющим в уши, щеки, лоб и нос миллионы странных, явно не предназначенных для этого приспособлений. Раян высмеивает употребляющих синтол и анаболики, вставляющих «тоннели» в уши, пирсингующих половые органы граждан довольно тонко, но большинство из них так и не увидит в стремительно изменяющемся уродце Факфейсе самих себя. 

Еще одним примечательным элементом PRISON PIT является ворлдбилдинг. Джонни лишь немного повеселившись, мгновенно выстраивает свою вселенную, где правила гнуться как он того пожелает. Раян с каждой страницей придает собственной версии преисподней объема, усложняя дизайн персонажей, прокладывая новые сюжетные ходы и вплетая концепции. К пятому тому PRISON PIT выглядит уже как полноценная версия «Конан встречает безумного Макса», а не как голый концепт.

Нарисовал комикс Джонни примитивно, но это тот случай, когда такой стиль – единственно верное художественное решение. Здесь плоские персонажи не отбрасывают тени, не дружат с анатомией и выглядят статично. Это выглядит как рисунки Патрика Бейтмана у себя в блокноте, лишь фантазии на тему безграничной силы и безответственности. Чуть позже, Раян начнет все сильнее усложнять арт, оставляя некоторые его составляющие все такими же простыми. Так, дизайн и внешний вид тварей станет куда навороченее, а после смерти они, как и положено, отращивают дополнительные конечности и радикально мутируют в новый вид. И самое главное, у Джонни Раяна получилось создать комикс, транслирующий чувство застилающей глаза ярости прямо со своих страниц. То, что в американской культуре называется «red mist», тут показано в полном объеме и с разных сторон. Каннибал страдает, покрываясь порезами и ссадинами, теряет конечности, превозмогает и вновь кидается в бой. Он осатанело раздирает тушу противника, купаясь в крови, гное, слезах и прочих секрециях, победно вопя: «More shit to kill!!!» при виде врагов. Меня не покидает ощущение, что работа над PRISON PIT стала для автора чем-то вроде сеансов терапии, где все накопившиеся негативные эмоции можно выплеснуть на бумагу. Раян периодически совсем теряет чувство меры, показывая хоть и сильно стилизованные, но тем не менее очень отталкивающие сцены изнасилований и убийств, а сам комикс отделяет от больных фантазий на тему членовредительства вроде «Подопытной свинки» лишь профессионализм автора и высокий темп повествования, не смакующий по десять страниц кряду кадры с гротескными сценами извращений.

PRISON PIT издается с 2009 года Fantagraphics.

Избранное сообщение

"Банк-беглец" - Дональд Уэстлейк/BANK SHOT by Donald E. Westlake

BANK SHOT by Donald E. Westlake   Джону Дортмундеру осточертело выманивать у доверчивых домохозяек мелочь на пропитание. Но что по...