четверг, 25 сентября 2014 г.

WINTERWORLD


WINTERWORLD

Первая часть постапокалиптической дилогии Чака Диксона о Земле, пораженной природным катаклизмом невероятной мощи, превратившем планету в покрытую снегом пустыню. У комикса со временем обнаруживается густая атмосфера совершенно уникального апокалипсиса (немногие авторы способны создать или же повторить подобное), а сам комикс оборачивается чистым авантюрным приключением.

Диксон описывает нам события, произошедшие с главным WINTERWORLD, скитальцем Скалли, выживающем в условиях вечной мерзлоты на откатившихся на века назад остатках цивилизации. Катастрофа, превратившая Землю в ледяной плен, произошла так давно, что уже целые поколения людей не помнят, что значит слово «тепло». Скалли считает «тепло» мифом, колеся по снежным дюнам на своем вездеходе. Он выживает, меняя одни вещи на другие, но в футуристическом мире будущего подлость и предательство никуда не делись, поэтому вскоре он попадает в плен к племени людей, скрывающихся в Ледяном Городе. Этот город полон самого настоящего тепла и живых растений, растущих не из снега, а из давно пропавшей почвы! Оказывается, что сам Ледяной Город – это занесенный снегом бывший хоккейный стадион, а на самом поле местные жители и разбили грядки с морковью. В плен Скалли попал не один, а вместе с девочкой подростком Уинн, которой также не повезло быть с ним в момент, когда их насильно под дулами ружей увели в рабство. Уинн и Скалли разлучают, но каждый думает о побеге. Удается это провернуть только Скалли, да и то с помощью своего преданного зверя – ручной росомахи Рара. Скалли бежит, но обещает Уинн вернуться и освободить ее. Спустя месяцы, Скалли наконец вырабатывает план, и для его осуществления заручается поддержкой еще одного лидера другой группировки – Медвежьих Людей. Скалли ведет их к месту бывшего плена в бой, надеясь на то, что Уинн еще жива…

Диксону стоит отдать должное – комикс написан умело и интересно. При удачном стечении обстоятельств, его запросто можно было бы экранизировать в виде очередной части безумного Макса. Чак создает свой «мир после катастрофы» чрезвычайно удачно. Канонические рейдеры здесь носят униформу хоккеистов и манерой речи напоминают неандертальцев, заброшенные пиццерии и трейлерный парки служат местом, где укрываются от холода люди, футуристическое оружие и транспорт соседствуют со старыми образцами. Люди, вынужденные жить в подобных условиях, тоже описаны красочно и емко. Авантюрист Скалли, занимающимся чем угодно, лишь бы выжить и увидеть очередной восход солнца или же предводитель нового племени, столь же мощный, сколь и глупый – все они прекрасно вписаны в мир WINTERWORLD. Чака не сильно интересует подробное описание быта людей, он в основном сосредоточен на приключениях Скалли, но даже те элементы что есть широкими мазками описывают новую вселенную комикса. Диксон хорошо держит темп, укладывая в семьдесят страниц комикса довольно крупную историю, состоящую из множества сцен. Характеры героев выписаны просто отлично. Все, даже проходные герои обладают индивидуальностью, собственной манерой речи и стремлениями, часто основанными на отъеме имущества у более слабых людей. 

Рисовал WINTERWORLD Хорхе Заффино. Диксон сам предложил художнику сотрудничать, увидев его портфолио, и Заффино согласился. Вместе они создали как этот комикс, так и его продолжение, WINTERSEA. Заффино обладает своим стилем, и рисует чуть ли не фотореалистичные кадры, даром что комикс полностью черно-белый. Заффино предпочитает рисовать мелкие панели, которые даже при чтении комикса в электронном виде кажутся небольшими, плотно расставляя их на странице. Он предпочитает строгость и баланс фантазии и вымыслу, поэтому комикс начисто лишен каких либо визуальных изысков, оставаясь при этом красивым. Несмотря на то, что само место действия комикса предполагает наличие снега, Хорхе напускает очень много теней, словно отгораживаясь ими от безбрежного океана белого снега. Его объемные фигуры людей полны деталей и напоминают скорее барельефы, они почти трехмерны. Заффино отлично рисует портреты и мимику, помогая Диксону оживлять ярких персонажей. Местами комикс, правда, настолько насыщен экшеном, а само действие столь молниеносно, что два цвета просто не успевают передать всю суть происходящего и некоторые кадры кажутся слишком уж запутанными. Тем не менее, стиль Заффино, однозначно, очень необычен и я бы с удовольствием увидел бы другие его работы.

WINTERWORLD был издан в 1988 году Eclipse comics.

PUNISHER MAX by Jason Aaron


PUNISHER MAX by Jason Aaron

Мне видится неизбежным сравнение рана Джейсона Аарона с раном Гарта Энниса далее в тексте, поэтому скажу сразу – Аарон проиграл. Он написал отличный динамичный боевик с нестыдной драматургией, куда более проработанной и активно используемой, но комиксам про Карателя она, как оказалось, не нужна. Все проблемы Аарона сводятся к тому, что он не слышит «голос» персонажа столь же отчетливо, как его слышал Гарт. Аарон отступает от канона не раз, но делает это слишком неуклюже и топорно. Не то чтобы это отступление было плохим, но оно не вяжется с образом главного героя комикса. Каратель Джейсона Аарона сильно отличается от той версии, которую писал Гарт, а Гарт, я напомню, за десять лет на посту сценариста серии нащупал таки идеальный способ написания сценариев об этом персонаже. Разница между комиксами двух мастеров в том, что Гарт писал все с нуля, а Джейсон пишет по мотивам. Все, что писал Эннис в своем ране PUNISHER MAX было идеально сбалансировано, выверено и проработано. Аарон же допускает несколько грубейших ошибок при работе над персонажем, а заодно явно ведет серию не в том направлении, куда бы ей следовало идти. 

Серии противопоказано было наличие в ней супергероев и сверхъестественного, об этом я уже писал. Гаджеты от Джеймса Бонда, черное трико, ниндзи в виде противников – Эннис совершенно правильно поступил, спустив все эти элементы в унитаз, создавая реалистичные и натуралистичные сценарии, где правила логика. Аарон же весь ран противопоставляет Френку Каслу злодеев из комиксов про Сорвиголову. И если Уилсон Фиск и его восхождение к вершинам власти еще выглядели органично, то Буллзай и Электра были там откровенно не к месту. Аарон, загнав сам себя в угол, старался как мог, создав удивительный портрет преступника-психопата Буллзая, но столь гротескный злодей в вполне себе приземленной серии видится инородным и странным. Сам Каратель Аарона из эталонного вояки с моральными принципами стал психически неустойчивым массовым убийцей, который, как оказалось, убивал все эти годы просто потому, что мог. От компетентного сценариста Аарона я не ожидал такой подлянки, признаюсь честно. Эннис четко дал понять, что семья для Френка была оправданием всей творимой им жестокости, а Аарон разом перечеркивает это, выдавая свою, куда менее интересную и честную версию. 

От сценариев Аарона веет непониманием того, как нужно писать этот комикс. Когда Гарт тщательно выверял, сколько, когда и в каких количествах демонстрировать насилие, Аарон просто старается переплюнуть его по всем параметрам, сочиняя совсем уж отталкивающие сцены смертей и пыток. Френк которого я знаю запросто мог бы сжечь виновного, но никогда бы не стал пытать и убивать копа, чья вина даже не была столь весомой. Аарон словно потерял чувство меры, так ловко выручающее его при написании собственных авторских серий. PUNISHER MAX за двадцать выпусков много раз переходит ту границу, которая отделяет кровавый комикс от пародийного балагана. Джейсон не знает, как удивить нас, поэтому просто выдумывает новые способы убийств и расправы, не задумываясь, нужно ли это видеть читателю.

Под конец серии Аарон вообще совершает очень странный поступок, убив Френка. Само собой, через пару лет его воскресят, но смерть титульного персонажа не компенсировалась ничем, а тем более дешевой концовкой, смотрящейся очень странно в контексте самого комикса. 

Смерть Френка тем не менее была не самым худшим, что с ним произошло. Перед ней были с полтора десятка выпусков, где абсолютно правильный герой вел себя неправильно. Аарон уничтожил все, что было дорого Френку, включая его семью, лишил того крова и напоследок еще и искалечив. Когда Гарт оперировал тем фактом, что Каратель скорее идея, чем человек, поэтому Френк хоть и стареет, но все еще сражается очень достойно, то Аарон показывает нам старость персонажа в лоб несколькими эффектными сценами. Супергерои не должны стареть так, как это делает Френк, даже такой мститель как он мог бы рассчитывать на благородную старость, а не то, что уготовил для него Аарон. 

Твист с семьей Френка я вообще сценаристу никогда не прощу. Это один из худших примеров того, как ориджин персонажа можно испортить, подумав, что он слишком устарел. Аарон утверждает, что Френк не любил свою семью, когда именно это чувство позволяло герою даже в свои самые темные моменты сохранять рассудок и четкое видение того, зачем он живет. Джейсон никак не может оправдать то, что Касл просто убийца по натуре. Ни сценарий, ни диалоги, ни тщательно выстроенный вокруг этого факта сюжетный арк – это все кажется картонным и нелепым, оставаясь на уровне добротного фанфика, но не канона. Столь разительная смена эмоционального фона вполне себе здравого Френка Касла тоже выглядит престранно. Я понимаю, что Джейсон как никто другой умеет писать качественную драму, но здесь ей не место. Касл не обладал и не должен обладать столь сильными эмоциями, чтобы быть человечным. Это просто еще одно доказательство того, что Аарон не знает как еще это можно показать, кроме как через натужные муки и душевные терзания. 

Вообще, комикс Аарона только выиграл бы от того, будь он авторской серией с другими персонажами в главных ролях. Он же, к сожалению, ей не является, и это печально. PUNISHER, один из ключевых тайтлов Марвел, который разительно отличался от всей производимой корпорацией продукции, был в конце все же низведен до обычного комикса, пишущегося под надзором редактора. Все те нововведения, которые привнес в серию сценарист, оказались ненужными и лишними, а некогда законченный и цельный комикс теперь обрел никому не нужное продолжение.

Учитывая все вышеперечисленное можно подумать, что комикс как минимум средний, но это не так. Аарон все еще пишет практически монументальные сценарии, создавая чисто авторскую вселенную. Его ран на редкость цельный и выверенный, пусть даже и идущий в противоположном направлении. С первого по последний выпуск серия читается как единое произведение, что для жанра редкость и большая удача. Аарон не растерял свой дар писать божественные диалоги, смачные и памятные. Даже монологи Касла здесь написаны превосходно, если оценивать только их качество, а не направленность и смысл. Серия также полна сильнейших сцен битв и конфликтов, а Аарон совершенно напрасно трудится впустую, создавая одни из лучших версий суперзлодейских личностей. Все враги Карателя не просто написаны выпукло и правдоподобно, они наделены солидными бекграундами, а их характеры меняются по ходу действия сюжета. Их личности словно пропитаны личными драмами и переживаниями, делающими их теми, кто они есть. Уже ради того, как удачно Аарон переизобретает и переосмысливает чисто комиксных персонажей серию стоит читать. Это не лучшая работа Джейсона, но и далеко не его худший комикс. 

Серию рисовал старый друг Энниса Стив Диллон, подаривший Карателю его внешность, и рисунок серии станет лучшей наградой для преданных фанатов этого тандема. Стив все также рисует, скажем так, вариации одного и того же лица, но на нем он научился передавать даже мельчайшие эмоции. Диллон один из считанных художников, кто умеет правильно состаривать персонажей, и это наглядно демонстрируется в комиксе прямо на одной из страниц, сравнивающих молодого и постаревшего Френка. Я даже не знал, как много деталей может содержать человеческое лицо, пока не посмотрел, как сильно его может менять Диллон. Ему подвластны любые эмоции – Касл всегда безразличен и его лицо напоминает неподвижную маску, Буллзай смотрит на читателя глазами душевнобольного и улыбается в кадр широкой улыбкой, оживляющей все лицо, Фиск всегда выглядит раздраженным, надменным и брезгливо морщащимся. Аарон знает о сильных сторонах Стива, поэтому в комиксе полно крупных кадров, и мало тех, где талант Диллона мог бы оказаться неуместен. За повышенную детализацию лиц правда приходится расплачиваться отсутствием задников в кадре и общей простотой рисунка, но комиксы про Карателя всегда были сборником прямолинейных историй с видеорядом далеким от стандартного комиксного сумасшествия. 

PUNISHER MAX Аарона и Диллона вчистую проигрывает совершенному рану Гарта Энниса, но состязаться с Гартом именно на этой серии не может даже столь крутой автор как Джейсон. Это хороший комикс, но провальная попытка нажиться на наследии некогда великой серии. Я даже не могу обвинять Аарона в том, что он сделал плохую работу, так как с тем же успехом можно было бы поносить Энниса, пишущего за него «Scalped». Это просто вторжение в авторскую вселенную, которую сценарист создал в рамках уже существующей серии. Будь комикс Аарона самостоятельным спин-оффом, кучу неудобных претензий можно было бы снять. Ремедер, к примеру, писал Картеля в разы хуже Джейсона, но там все было обусловлено полной сменой формата. Продолжать же то, что начал Гарт не нужно было в принципе, но раз это было сделано, вердикт будет соответствующий. PUNISHER MAX by Jason Aaron читать стоит, но следует помнить о том, что наравне с этой серией всегда будет существовать куда более интересная, личная и просто лучшая серия о персонаже за авторством Гарта Энниса.

PUNISHER MAX издавался с 2010 по 2012 год издательством Marvel.

Избранное сообщение

"Банк-беглец" - Дональд Уэстлейк/BANK SHOT by Donald E. Westlake

BANK SHOT by Donald E. Westlake   Джону Дортмундеру осточертело выманивать у доверчивых домохозяек мелочь на пропитание. Но что по...