пятница, 26 сентября 2014 г.

ISLE OF 100,000 GRAVES


ISLE OF 100,000 GRAVES «Остров сокровищ» вперемешку с «Плоским миром», нарисованный обладателем двух премий Айснера Джейсоном и написанный им же в соавторстве с французским автором комиксов Фабьеном Вельманном. Свежее и волнующее средневековое приключение с необычным и драматическим концом. Комикс пропитан атмосферой сказки, но при этом довольно мрачен и даже жутковат.
 Главная героиня комикса, девочка Гвенни, воспитывается матерью-одиночкой, склонной к насилию и приступам неконтролируемой ярости. Отец Гвенни давно пропал – он отправился в путешествие в надежде отыскать овеянный легендами Остров 100,000 Могил, и сгинул, не оставив и следа. Гвенни мечтает о том, чтобы найти его. На берег поселения где живет Гвенни то и дело выносит запечатанные в бутылку карты с подсказками о нахождении острова. Убежав из дома, Гвенни нанимает пиратский галеон и его команду, обещая им сокровища, спрятанные на острове. Те, слегка поразмыслив и поняв, что без нее им остров не отыскать, соглашаются. Гвенни тем не менее понимает, что как только остров покажется на горизонте, ее отправят кормить акул, поэтому она с помощью хитрости заручается поддержкой одного из матросов. Тот на своей спине доставляет ее на остров вплавь, спрыгнув за борт корабля под покровом ночи. Гвенни и пират осматривают окрестности, прячась от ступивших на остров пиратов. Внезапно, появившиеся из ниоткуда фигуры в капюшонах травят всех головорезов каким-то газом, а затем транспортируют их бесчувственные тела неизвестно куда. Проследив за процессией, Гвенни и ее компаньон видят, что обитатели острова несут пленных в «Академию Висельников»! Да, на острове обнаруживается самое настоящее учебное заведение, посвященное пыткам, убийству и допросу. Все учителя и академики обучают маленьких детей как правильно допрашивать подозреваемых, нанося им при этом максимальный урон, как психологически сломать и заставить признаться в чем-угодно абсолютно любого человека, и другим премудростям работы палача. Гвенни подозревает, что информация о местонахождении ее отца находится как раз в этом опасном и зловещем месте. Она проскальзывает в академию, но ее моментально пленяют стражники. В академии же Гвенни удается подружиться с одним из учеников, который и пытается помочь девочке. И вот, Гвенни и мальчик совершают побег, а им в этом помогает скованный обещанием пират…
 Просто отличный комикс, в очередной раз демонстрирующий новые грани таланта Джейсона. Он и Вельманн с легкостью рассказывают историю, которая при всем своем модерновом нарративе и наполнении, выглядит и ощущается классической, словно передаваемой из уст в уста басней, пережившей века. Все элементы постмодернизма в комиксе прекрасно подобраны так, чтобы быть понятны читателю и не выглядеть нелепо в рамках сюжета. Как и Терри Пратчетт (у которого авторы могли и позаимствовать идею о необычном учебном заведении), Джейсон и Фабьен умеют органично вводить в средневековый сеттинг современные нововведения так, чтобы те смотрелись во вселенной органично. Так, например, один из палачей здесь рассматривает новое изобретение в виде пушки, позволяющее уничтожать пленников по нескольку человек за раз вместо привычного «один на один» метода.
 Кончено же, без элементов иронии и юмора сказка о Гвенни была бы совсем уж мрачной. Здесь за это ответственен как легкий и динамичный сценарий с едва уловимой атмосферой буффонады, так и рисунок Джейсона, выручающий комикс тогда, когда тот едва начинает казаться серьезным. Сценаристы то и дело разбавляют почти пародийные сцены пыток слэпстик-юмором и deadpan-элементами.
 И, как всегда у Джейсона, финал комикса получился драматическим. Но от других комиксов автора эта история все же немного отличается. Тогда как в прошлых своих работах Джейсон сводил все в финале к единственной сцене, чей смысл всегда был однозначным, ISLE OF 100,000 GRAVES оканчивается открытым финалом. Любой, кто осилит комикс, конечно, понимает, какой выбор в конце сделает Гвенни, но сами авторы не посчитали нужным как-то это показать. Сам же сквозной сюжет с историй отца Гвенни тоже оказывается весьма трогательным, но жестоким – все в соответствии с канонами создания старых преданий и легенд.
 «Академия головорезов» и ее учебный процесс явно являются плодом вымысла Джейсона, уже не раз с помощью метафор рассказывающего о его видении каких-то проблем и переживаний. Это может быть аллюзия на современный учебный процесс, где всем детям вбивают в голову одинаковую информацию, не интересуясь личностными предпочтениями каждого ученика. А может быть и вечная для автора метафора об «изгое», плохо вписывающемся в социум. Мальчик, плохо справляющийся с конструированием костра для сожжения пленных, может быть лишь вариацией вездесущего персонажа Джейсона, неспособного быть кем-то, кроме себя.
 В целом сценарий комикса написан отлично. Быстрый темп и обилие различных ситуаций позволяют отличному приключению сменять декорации с невиданной скоростью. История стартует так быстро, что вводная ее часть, описанная парой абзацев выше,  занимает в комиксе не больше дюжины страниц. Джейсон все также эффективно умеет компоновать на странице кадры, не растрачивая драгоценное пространство по мелочам. Комикс к тому же действительно драматичный и лирический. Смерти и боль, приглушенные простым и лаконичным рисунком, никуда из сюжета не испаряются. История Гвенни под конец вырастает в полноценную трагедию, и неважно, что некоторые ее составляющие заставляли вас улыбнуться. Ей сопереживаешь так сильно, что невольно задумываешься, а не подмешивает автор в краски немного эмпатии.
 Нарисовал комикс сам Джейсон. Несмотря на то, что большинство его работ разворачиваются в современном или же ретро-мирах, ему блестяще удалось воссоздать мир куда более старый. Ему в этом сильно помог его минималистичный и приятный глазу стиль. Джейсон переодевает его обычных героев-зверей из пиджаков и свитеров в камзолы и треуголки – и вот они, герои пиратского романа! Несколько деревьев в кадре создают джунгли, а плоская стена из дерева видится грозным частоколом.
 Любопытно, но почти все истории, созданные Джейсоном, в глубине своей универсальны. Они могут разворачиваться в каком угодно временном периоде, и все равно останутся столь же драматическими и глубокими, не опирающимися сильно на дух эпохи. ISLE OF 100,000 GRAVES же наоборот ощущается как исключительно старое литературное произведение, воссоздать которое при помощи перенесения его в наше время кажется просто невозможным.
 ISLE OF 100,000 GRAVES был издан в 2001 году Fantagraphics.


EL DIABLO


EL DIABLO Необычный нуар-вестерн от Браяна Азарелло, сочетающий в себе обаяние классических историй о Диком Западе с современным нарративом. Стиль Азарелло словно специально создан для описания бытности в тот суровый период. Ковбойские истории в интерпретации Азарелло обретают мощь современных мифов, EL DIABLO великолепно написан и весьма интересен.
 Комикс открывается монологом Мозеса Стоуна. Стоун – шериф крошечного сонного городка, торчащего посреди пустыни как обглоданная коровья кость. Шериф он суровый, и с револьвером явно обращаться умеет. Однажды в его город въезжают кочевые ковбои, мигом направившиеся в бар лапать шлюх и пить разбавленный виски. Мосес вроде как по службе дела (мало ли, может, натворят чего) отправляется в бар, где и слышит, как один из бродяг рассказывает историю о таинственном мстителе Эль Диабло. Стоуну нет дела до мифом, он лишь пьет и посмеивается, но только до тех пор пока на пороге салуна не возникает худая фигура. Некто смертоносный убивает всех, кто был в баре, ранит шерифа и оглушает его. Горожане находят шерифа живым, с исполосованной ножом спиной, на которой Эль Диабло вывел особое для Мозеса послание. Стоун едва окрепнув, отправляется с горсткой других смельчаков на поимку преступника. За голову Эль Диабло обещают баснословную сумму. Запах награды привлекает на сторону Мозеса баунти-хантеров, следопытов и просто людей, дружащих с револьвером и винтовкой. Вместе команда преследует тощего как смерть всадника по пустыне. При свете тысяч звезд они устраивают привал, обмениваясь знаниями об Эль Диабло и друг друге. Вскоре они уже пьют и шумят вовсю, и не сразу понимают, что тот, за кем они охотятся, стоит перед ними в отблесках походного костра. Они палят наугад в изможденную фигуру, но ковбой с горящими как уголь глазами забирает жизнь одного из них. Утром они прибывают в родной город Мозеса. Там начинается творится странное. Выясняется, что Мозеса все местные знают под другим именем, а сам он имеет привычку запросто убивать своих ничего не подозревающих сотоварищей. Шериф Мозес, как оказывается, прибыл в город не только для того, чтобы пленить опасного преступника. Мозес Стоун всеми силами хочет оставить прошлое позади, но в конце концов сполна платит за то, что сотворил в этой жизни…
 Браян Азарелло написал EL DIABLO в 2001 году, а спустя еще несколько лет сочинил уже куда более объемный комикс в том же жанре под названием «Loveless». Последний вышел каким-то совсем уж проходным и громоздким, сильно напирал на реализм и был реализован совсем по-другому, нежели эта мини-серия. Странно, но именно EL DIABLO ощущается как «настоящий» комикс Браяна, несмотря на небольшую продолжительность, некоторые нетипичные для него приемы изложения сюжета и сеттинг.
 Как и подобает комиксу от мастера детектива, эта серия обладает сильным и закрученным универсальным сюжетом о мести и возмездии. Азарелло выдал один из лучших финальных твистов в жанре «вестерн», наградив и без того неплохой комикс просто шедевральной концовкой. Я не понимаю, как EL DIABLO до сих пор не экранизовали, до того он кинематографичен, дерзок и многообещающ. Это идеальный материал для нового «Непрощенного», может быть и не культовая вещь, но вполне к этому статусу приближающаяся.
 Браян наворотил на обычный каркас вестерн-истории столько всего, что тот чудом выдержал, не прогибаясь под тяжестью мистических элементов, ярких ориджинов и прочего. EL DIABLO разнообразен и совершенно непредсказуем. Как только кажется, что читаешь стандартную в жанре вещь, как Азарелло мигом что-то меняет, направляя сюжет в другое русло. Все необходимые для жанра атрибуты тут тоже есть, и они используются повсеместно. Покрытые пылью вывески салунов, пустынные пейзажи, посиделки у костра, пальба из древних револьверов, насилие в лучших традициях «Дикой Банды», суровые мужчины, олицетворяющие собой ушедшую эпоху  - Азарелло использует все это, чтобы с его помощью рассказать историю, которая могла бы произойти хоть сейчас, хоть в этом же году. Нигде в комиксе ни в диалогах, ни в нарративе не прослеживается постмодернизм, но EL DIABLO ощущается современным произведением, ни капли ни устаревшим и скроенным по лекалам создания модерновой беллетристики.
 Навороченный сценарий становится со временем еще сложнее, но не за счет увеличения количества сцен или персонажей, а за счет ловкого сюжетного хода, объединяющего двух, как казалось бы, разных персонажей в одного. Львиную долю удовольствия от комикса получаешь буквально от последних страниц и разворачивающегося на них финала со срыванием масок, поэтому спойлерить их считаю преступлением. Браян просто филигранно разыграл свою историю, запутав читателей, и затем в один миг представив персонажей в их истинном обличии. К этому можно прибавить мощную драматическую составляющую, буквально кулаками выбивающую из тебя эмоции. История Мозеса Стоуна полна человеческой трагедии и ужаса, а его поступки заставляют то уважать его, то ненавидеть.
 Сценарист мог бы превратить EL DIABLO в куда более комплексный комикс, в этом сомнений нет, но при всей своей закрученности история и мораль этого рассказа очень проста, как и подобает вестерну. Приятно видеть, как Браян прекрасно понимает как работает жанр. В комиксе за исключением небольших и непродолжительных монологов Стоуна вообще нет непрямой речи. Здесь сюжет подается только в виде диалогов, а все модные и изящные способы нарратива принесены в жертву атмосфере чахнущего Дикого Запада. Азарелло также слегка поубавил свою тягу к детальной передаче акцентов, а заодно полностью отказался от двусмысленных диалогов. Это простой рассказ, написанный простыми словами. Мораль и «послевкусие» - единственные тяжелые вещи в EL DIABLO.
 Дениел Зезельч помог Браяну проиллюстрировать его отличный комикс. Сам Дениел позже станет вторым после Эдуардо Риссо постоянным напарником сценариста, с которым они вместе создадут как «Loveless», так и часть рана Браяна на «Hellblazer». Дениель обладает собственным «грязным» стилем рисунка, идеально подходящим для криминальных вестернов. Персонажи, нарисованные Зезличем, выглядят как фотографии, напечатанные на газетном принтере, вырезанные и вставленные в проработанный вручную ландшафт комикса. Сам стиль художника довольно минималистичен и прост, никаких экспериментов и художественных новшеств в нем нет. Дениел четко соблюдает пропорции, никогда не рисует много персонажей в кадре (иначе они бы просто смешались друг с другом, потому что каждый его герой наполовину состоит из теней и каких-то складок), пренебрегает задниками и вообще четко дает понять, что он скорее ремесленник, чем творец. Его арт неплох, но невыразителен и тускл.
 EL DIABLO был издан в 2001 году издательством Vertigo.


I KILLED ADOLF HITLER


I KILLED ADOLF HITLER
 Еще один комикс от Джейсона, напоминающий интеллектуальную шараду. Одним названием автор вроде бы описывает происходящие в сюжете события, но ведь это же Джейсон!  К путешествиям во времени, которые лежат в основе комикса, примешиваются как вольности вроде альтернативной вселенной (которая в свою очередь является альтернативной вселенной, где все живые существа напоминают прямоходящих зверей непонятного типа), умных рассуждений о взаимоотношениях людей и нетривиального и непредсказуемого сценария. Медиа-продукты о путешествиях во времени очень легко критиковать за несоблюдение в них собственных же выдуманных правил, но Джейсону сай-фай бэкграунд нужен только и исключительно как сценарный прием. Он берет от научной фантастики самый минимум, те ключевые слова и концепции, которые смогут работать в его собственной работе, а все остальное он безжалостно оставляет за бортом. Итоговый продукт при таком подходе действительно получается оригинальным, но по-другому Джейсон просто не умеет работать.
 I KILLED ADOLF HITLER разворачивается в мире, где профессия киллера является такой же общепринятой, как секретарь или же бухгалтер. Моральный кодекс абсолютно не касается людей, которые с девяти до пяти вынуждены принимать заявки на  убийства от людей, которые по тем или иным (часто, очень мелочным) причинам решили, что кто-то из их близких должен умереть. В этом безумном мире и живет наш главный герой, хладнокровно и методично забирающий жизни. Кроме экзотической работы он ничем не отличается от остальных людей (вернее, зверей). Он состоит в продолжительных отношениях с девушкой, но подумывает о том, а не стоит ли им разорвать отношения. Он регулярно заглядывает в бар, где сидит за столом сам, смакуя пиво и молча. Однажды, ему поручают очередное задание, и вручают фото Адольфа Гитлера. Некий ученый помещает его в машину времени, и отправляет его на полсотни лет назад прямо в кабинет Гитлера. Киллер слегка теряется, и мгновенно обезвреживается личной охраной фюрера. Тем временем сам Гитлер заходит в недра машины времени и нажимает на кнопку, перемещающую его в наше время. Как только его нога ступает на пол кабинета старого ученого, в дверном проходе появляется сильно постаревший киллер. Он стреляет в Гитлера, но того спасает припрятанный томик его самого великого труда. Очнувшись, Гитлер уходит прочь, бреет иконические усы и коротко подстригается. Теперь его практически не отличить от современных обывателей. Престарелый киллер обращается за помощью к своей девушке, и они вдвоем начинают вычислять, куда и зачем отправился Адольф Гитлер…
 Все сюжетные ветки, связанные с темпоральными перемещениями в первую очередь нужны Джейсону только для того, чтобы под конец как по нотам разыграть действительно интересующую его сцену. Это не типичная научная фантастика, которая за концепциями и предположениями иногда забывает о роли людей в ней самой. Это просто еще одна любовная история от автора, накручивающего драму каждый раз новым способом. За прыжками во времени в этом комиксе достаточно легко уследить, а их результаты (что немаловажно) также всегда видны и понимаются без дополнительных пояснений.
 Комикс от Джейсона – практически свой собственный жанр, в котором привычные элементы всегда остаются одинаковыми и всегда имеются в наличии, но их пропорции и применение из раза в раз меняются. В этот раз для исследования темы взаимоотношений автор обратился к достаточно необычному ходу, но сама тема при этом занимает в комиксе центральное место, не затмеваясь остальными его фрагментами. Джейсона ведет свою сюжет строго линейно, несмотря на наличие сразу нескольких временных периодов. Все это ему нужно только для того, чтобы в очередной раз создать идеальный финал, горький и меланхоличный. Как и в других работах автора по сути финал – хэппи-энд, но если оглядываться на весь прошедший путь героев комикса и тем, как финал повлияет на их жизнь, то концовка предстает перед нами не совсем в радужном свете.
 Джейсон вновь создает свой комикс, вплетая в него какую-то необычную и нестандартную идею – в этот раз это сертификация профессии киллера. Забавно, но он показывает общество зверей, существующих при таком допущении, не скатившееся в хаос, а наоборот упорядоченное. Зверей-прохожих не заботит то, что они становятся свидетелями убийства прямо на оживленной улице, они просто стоят замерев минуту-другую, а потом вновь отправляются по своим делам. Разумеется, Джейсон не просто так создал мир комикса таковым. В I KILLED ADOLF HITLER общее пренебрежение человеческой жизнью и равнодушие напрямую противопоставляется общей цели сюжета и трогательному финалу. Я уже упоминал, что все комиксы автора при всей своей простоте выглядят изнутри сложнейшими механизмами, спроектированными заранее, и эта работа не исключение.
 Это, к слову, очередной «словестный» комикс автора, что немаловажно. Здесь слова все же необходимы Джейсону не только в качестве дополнения к его арту. Его краткие монологи и диалоги здесь очеловечивают и возвышают привычных плоских персонажей-марионеток. Киллер и его подруга здесь выглядят личностями, и, соответственно, их любовь и переживания ощущаются из за этого сильнее, чем если бы они молча перемещались по картинкам в соответствии с планом автора.
 Раз уж речь зашла о картинках, то стоит отметить, что они, как всегда, превосходны.  Комикс покрашен, что отлично позволяет отличать персонажей друг от друга. Бэкграунды здесь все такие же минималистические и забавные, например, кирпичную стену Джейсон рисует как плоскость, на которой нарисованы три кирпича в кладке и больше ничего. Все персонажи обладают особым шармом – они по-прежнему носят мятые пиджаки и старомодные прически, активно жестикулируют и проявляют эмоции, если сцена того требует. Комикс слегка напоминает эксперименты с форматом Криса Уэйра, только если его ACME NOVELTY можно назвать каким угодно, но не строгим, то работы Джейсона всегда выглядят как расчетливый и систематизированный труд. Восемь безупречных панелей на странице – с их помощью картунист может показать как шекспировскую драму, так и нелепую слэпстик комедию.
 I KILLED ADOLF HITLER был выпущен в 2007 году издательством Fantagraphics.


JONNY DOUBLE


JONNY DOUBLE Сценаристу Браяну Азарелло этот комикс помогал создавать художник и его будущий напарник по серии «100 bullets» Эдуардо Риссо. Эта короткая история, как оказывается, была лишь разминкой перед десятилетним раном двух авторов, сотворивших один из лучших криминальных комиксов. С первого взгляда может показаться, что и JONNY DOUBLE был скроен по лекалам конспирологического триллера, но при чтении выясняется, что это считанный комикс в портфолио Азарелло, где он пишет отступив от своего привычного стиля. Жанрово история о частном детективе Джони Дабле – почти чистый детектив. С монументальными «100 bullets» его роднит только очень запутанный и многоходовый сюжет. Но при всем желании именно этот комикс ни в коем случае не мог бы стать частью тех самых «пуль», как это, например, легко получилось бы у «Brother lono». Это куда более легкий и юморной продукт. Здесь меньше грязи, мачизма, драмы, пафоса и тяжеловестности. В противовес этому Браян пишет нетипично большие для него диалоги и старается излишне не драматизировать все сцены. Комикс благодаря этому читается необычайно легко и с большим интересом.
 История JONNY DOUBLE начинается в небольшом баре, где в долг пьет пиво неудачник Джонни Дабл. По профессии он детектив - крутой, но несчастливый парень с прошлым копа. Джонни в прошлом был битником, путался с мелкими криминальными элементами, и даже один раз помог неудачливому торговцу травкой, отведя от того полицию. Сейчас детектив Дабл сидит без работы, но это вскоре изменится. Его нанимает некий громила, платящий Джонни за то, чтобы тот присмотрел за его непутевой дочерью. Джонни мигом соглашается, вспомнив, что ту самую дочь он видел в своем любимом баре не позднее чем вчера. Дочь ошивается в баре в компании молодых людей, с которыми Джонни мигом заводит дружбу. Те приглашают его потусоваться вместе, и также предлагают ему работу. Выясняется, что семеро друзей собираются в некотором смысле ограбить банк, только вот интересует их лишь один счет. На вопрос Джонни кому принадлежит счет, они отвечают: «Аль Капоне». Банковский счет старого гангстера не закрыт до сих пор, а Джонни должен притвориться его сыном и снять всю сумму, после чего получить свою долю и зажить безбедно. Дабл неохотно соглашается, осознавая риск, и попадает в водоворот таинственных событий. Счет, с которого сняли деньги, как оказывается, не был закрыт. За молодыми людьми и Джонни открывается настоящая охота…
 За ранним творчеством сценаристов детективов очень любопытно следить, особенно если впоследствии они сильно изменяют творческий почерк. Эд Брубейкер, например, начинал писать свои детективы практически как прозу, с множеством слов на странице и, в основном, полагаясь на собственный талант. С годами он разительно сменил собственный стиль, сработавшись с Шоном Филлипсом, и его самый главный шедевр «Criminal» был написан в привычном для Эда минималистическом стиле с тесным сотрудничеством с художником.
 Азарелло в начале своей карьеры тоже, как оказывается, экспериментировал с нарративом, позже уйдя в сторону «hard boiled» жанра. JONNY DOUBLE написан все также блестяще, но совершенно по-другому. Здешний темп куда ниже, а плотность действий куда выше, чем в поздних работах Браяна. Герои его практически не матерятся, удачно проработаны так, чтобы не выглядеть неправдоподобно крутыми (это главный огрех Азарелло, преследующий его в дальнейшем), они разговаривают не метафорами и подтекстом, а нормальными словами. В комиксе почти нет обожаемого сценаристом приема, когда фраза в конце страницы обрывается, чтобы потом быть продолженной на следующей странице в другой сцене. Также комикс сильно выигрывает за счет чрезвычайно удачной и непредсказуемой концовки, наполненной чисто ситуационным юмором. Не то чтобы в JONNY DOUBLE было полно шуток, но сама атмосфера этого криминального детектива куда менее серьёзная, чем в поздних работах Браяна, типа «Loveless». Я от Азарелло никогда не ожидал того, что он может писать иронично, и никогда бы об этом не узнал, не прочитай я его ранний комикс.
 Вообще, Браян принадлежит к той когорте сценаристов, в работах которых присутствует внутренний «голос» творца. Его сценарии не перепутаешь ни с чьими другими. Он практически всегда пишет предельно жесткие вещи, и поднимает самые разные проблемные темы от нищеты до наркозависимости. У каждого действия в его комиксах цена очень высока, а персонажи его рассказов всегда без исключения ее платят сполна, страдая и часто умирая в последних выпусках. Что же касается передачи речи и диалогов, то тут почерк Браяна можно узнать из миллиона других. Его холодные отстраненные фразы, полные скрытых и явных угроз, произнесенные с акцентом тех или иных народностей помнит каждый, кто читал хоть одно из его произведений. Все это венчает способность сценариста создавать самые хитро закрученные детективные сценарии в медиуме, и умение писать диалоги так, чтобы их смысл всегда был двояким.
 Если бы имя сценариста на обложке JONNY DOUBLE не упоминалось, то я бы никогда не подумал, что автором был Азарелло, Ничего вышеперечисленного в комиксе нет, либо же оно изменено до предела неузнаваемости. При этом комикс остается уникальным и интересным чтивом, стоящим того, чтобы его перечитали еще раз. В нем множество нетривиальных сюжетных ходов, кинематографичный сценарий, хорошая динамика и классный нарратив.
 Эдуардо Риссо в отличие от Браяна создал комикс один в один выглядящий как его будущий шедевр. Внешность доброй половины персонажей здесь в будущем станет ассоциироваться с трагическими судьбами гангстеров из «100 bullets», а общий визуальный здесь вообще идентичный. Риссо – сильный художник. Он может работать по графику, но рисовать детальные панели и интересные художественные решения. Стиль Риссо основывается на самых удачных заимствованиях у стилей других художников (негативное пространство и силуэты он, к примеру, использует на уровне короля таких приемов Френка Миллера), оставаясь при этом самостоятельным и хорошо узнаваемым. Риссо любит наполнять кадр мелкими детализированными акцентами, вроде замысловатых узоров рубашки или татуировками, строит кадр, основываясь на источниках света, обожает тени (у него попадаются кадры, когда даже в солнечный день лицо персонажа и вся панель почти полностью скрыта во мраке) и как минимум пару раз за выпуск выдает по паре чрезвычайно удачных кадров, созданных словно по лекалу. В этих кадрах сочетается измененная перспектива с каким-либо операторским приемом, создавая нетипичный для статичного кадра образ. Риссо с самого начала своего пути в комикс-индустрии поддерживал качество собственного арта на очень высоком уровне.
 JONNY DOUBLE был издан в 1998 году издательством Vertigo.


Избранное сообщение

"Банк-беглец" - Дональд Уэстлейк/BANK SHOT by Donald E. Westlake

BANK SHOT by Donald E. Westlake   Джону Дортмундеру осточертело выманивать у доверчивых домохозяек мелочь на пропитание. Но что по...