вторник, 14 октября 2014 г.

HELLBLAZER by Peter Milligan


HELLBLAZER by Peter Milligan

В январе этого года я стал счастливым обладателем почти всех выпущенных на тот момент изданий о Джоне Константайне. В течении трехнедельного марафона я прочел всю основную серию, определился с моими любимыми арками и сценаристами, и двинулся дальше. Периодически я возвращался к отдельным выпускам или аркам, в том числе и для написания рецензий. Сейчас же я жду переиздание рана Пола Дженкинса, находясь в предвкушении, ведь мне очень хочется сравнить его ран с раном лучшего на мой взгляд сценариста серии – Питера Миллигана. 

О серии у меня остались приятные воспоминания, но собрание ее целиком – удел фанатов, к которым я не отношусь. До прочтения HELLBLAZER мне виделся детективом, некой вариацией Шерлока Холмса, расследующего паранормальные преступления. Если кто осилил все триста номеров серии, то сами понимаете, что такого там и в помине не было. Впрочем, чего я от комикса ждал совсем не важно. Важно, что он дал мне взамен. 

HELLBLAZER был самым долгим сериалом Vertigo, который даже после своей кончины был моментально реанимирован в другой комикс. Он начался в далеких восьмидесятых, был современным и крутым, но сейчас ранние выпуски серии заметно устарели. И их идеи и их реализация сильно уступают современным, пусть даже и не таким культовым продуктам. За исключением неканонических выпусков SWAMP THING, все комиксы о Джоне выглядят древними, медленными и неповоротливыми. Немного даже скучными. Где то с приходом на пост сценариста Браяна Аззарелло серия сильно меняется, и в последующем берет более быстрый темп, а заодно и становится интереснее в разы. 

К приходу Питера на пост сценариста серии сам комикс уже полностью выдохся. Его загнал в тупик Майк Кэри, писавший серию долгие несколько лет. Положение слегка исправил Энди Дигль, но все равно действительно запоминающиеся и хорошие номера у HELLBLAZER остались в прошлом. Серия гнулась под гнетом собственной, придуманной многими сценаристами мифологии, смущала лично меня тем, как по-разному пишут Джона и его окружение разные авторы, и страдала от некачественного и блеклого арта. 

Миллиган не просто исправил все это. На примере его рана наглядно видно, как сильно он превалирует над другими сценаристами серии и их работами. Если вы думаете, что ран гарта Энниса был лучшим в серии, или же, что Браян Аззарелло написал самую необычную часть биографии Константайна, то прочтите эти волшебные полсотни выпусков, и убедитесь в обратном.

Для начала Питер успешно противостоял неизвестной болезни, косившей всех сценаристов HELLBLAZER – снижению качества арков. Поясню немного: у всех авторов, писавших серию дольше десяти выпусков, первые один-два арка были блестящими, но последующие за ними выпуски драматически падали в качестве. Джейми Делано сдулся после трех первых выпусков (которые, к слову, я люблю), скатившись в философствование, позор и чертовщину слишком быстро, чтобы я смог ему это простить. Гарт Эннис страшно затянул собственный ран невероятным количеством сцен в пабах, но у него хотя бы получилось писать Джона как яркого и живого персонажа. Браян Аззарелло после бесподобного арка про тюрьму и ад попытался сделать что-то вроде мета-серии, но до собственного же дебюта не дотянул. Майк Кэри был незапоминающимся в принципе, Денис Мина тоже. Уоррен Эллис просто не прижился со своим подходом писать серию чередой малосвязных выпусков.

Так вот, Питер Миллиган не просто написал отличный вступительный арк, он сумел все пять лет на посту сценариста поддерживать высокое качество историй о Джоне, периодически совсем уж удивляя. Его «Scab» лишь знакомил нас с его видением персонажа, а заодно служил прологом ко всем последующим приключениям Джона. 

Если рассматривать весь ран в целом, то станет видно, что он представляет из себя одну большую цельную историю. У него есть четкое начало, шокирующий конец и несколько десятков номеров между ними, от чтения которых испытываешь настоящее удовольствие. Это еще один плюс Миллигана – пестрая биография Константайна переписывалась, перекраивалась и дополнялась без всякого контроля, но только он смог органично заимствуя частички мифологии сериала создать на них собственную цельную историю. У HELLBLAZER Миллигана почти нет чувства разрозненности (лишь в паре уан-шотов общий сюжет немного теряешь из виду). У него в каждом арке есть продолжение предыдущего и новые сюжетные линии, ведущие в будущее. И все это сделано на недосягаемом для других авторов уровне. Тот же Эннис был двадцатилетним начинающим сценаристом, когда ему поручили писать комикс. Да, он выдал несколько безупречных выпусков, но Миллиган вчистую бьет его опытом. К слову, поменяйся они местами, и напиши Гарт HELLBLAZER сейчас, то ситуация была бы противоположная. На цельность рана еще работает тот факт, что большинство выпусков серии нарисованы были всего парой-тройкой художников, придавших новой инкарнации Джона правильный и нетипичный вид.

К цельности и отличному, проработанному и интригующему сюжету Питер добавил массу всего интересного. Его выпуски радикально по настроению и атмосфере отличались от всех предыдущих, а заодно Питер пересмотрел характер самого Джона. Во-первых, Миллиган принял просто идеальное решение омолодить Джона. Константайн под конец своих приключений выглядит младше, чем в своем первом появлении на страницах SWAMP THING. И выглядит он уже не как Стинг в «Дюне», и не как взрослый человек, выписанный Аланом Муром. Джон показан молодым, тощим и непривычно веселым. Его возраст и вес всех его прошлых решений Питер никуда не дел, и об этих вещах на страницах комикса нам еще не раз напоминают, но при чтении HELLBLAZER Миллигана первым что замечаешь, является чувство обновленности. Это не старый уставший Джон, запутавшийся в своих прошлых делах и уже не помнящий, сколько демонов он оплодотворил. Это не тот грустный, отстраненный мужчина, пассивно наблюдающий за происходящим вокруг. Все это осталось в прошлом. Со времен Алана Мура еще никто не писал Джона таким остроумным. Поразительно, но лишь Миллиган может повторить то обаяние, которое Джон источал, загадывая загадку Болотной Твари в одном из выпусков: «Как озадачить растение?». В своем ране Питер пишет не только Джона, но и его друзей позитивными острословами, которые в карман за словом не полезут. Общий настрой у серии тоже меняется от депрессивного до почти комедийного.

Во-вторых, Миллиган первым додумывается не просто окружить Джона компанией очередной пассии. Джон на страницах HELLBLAZER женится. Причем на девушке, которая младше его в два раза. Она, к слову, оказывается персонажем едва ли не таким же классным, как и сам Джон, но это уже другой разговор. Уже сам факт того, что Миллиган умудрился заставить Джона по собственной воле сковать себя узами брака, вызывает уважение. Еще большее уважение вызывает то, что сценарист сумел сделать приключения женатого Джона самыми запоминающимися и интересными во всей серии. Тандем из вечно дымящего мага, по сто раз за выпуск выдающего монументальные уан-лайнеры, и его жены-алхимика, вечно бодрой, но мудрой не по годам, оказался поразительно хорош. Все персонажи, придуманные Питером с нуля оказались интересными, правдоподобными и выпуклыми. Миллиган не стал наводнять серию через чур уж большим количеством действующих лиц, поэтому мы почти всегда наблюдаем за уже знакомыми нам героями, что придает серии камерности и, опять же, цельности, как при просмотре тв-сериала.

Ну, и в-третьих, Миллиган просто очень хорошо пишет. Нет, не создает сценарии, а именно пишет. Его диалоги – филигранны, его описания кратки, но уместны. Он давно отбросил тяжеловесный стиль написания комиксов, и HELLBLAZER совсем не походит на, например, SHADE, написанный тем же автором двадцать лет назад. Комикс о Джоне с каждым выпуском, когда Питер был у руля, набирал обороты, обрастал собственной, еще более удивительной мифологией, и доказывал, что на недостаток фантазии Миилигану жаловаться не стоит. В пятидесяти выпусках за авторством сценариста произошла масса событий, которая для меня затмила, например, почти все, что было написано перед этим до жутчайшего выпуска Уоррена Эллиса про каннибала, запершегося в отельном номере. Джон летал в Индию (еще одна удачная находка Питера, забросившего сросшегося с духом Англии мага в неизвестную страну с богатой культурой), отрезал собственный палец, находясь в психушке, вызывал Шейда, спускался в ад, пугал мафию видением собственного трупа, спал с собственной женой за двадцать пять лет до встречи с ней, убивал людей молотком, изгонял дух псевдо-панка, обрастал кошмарными наростами на теле, был обвинен собственной племянницей в совращении, играл свадьбу и переживал еще очень много чего. 

Отдельно стоит отметить как классно все в комиксах Миллигана говорят. HELLBLAZER не стал исключением, а в других рецензиях я уже об этом говорил, но скажу еще раз – так живую речь в медиуме почти никто не передает. Новый выпуск читаешь, едва закончив предыдущий только ради дивных диалогов и сцен, в которых они звучат. Новый Джон Константайн лучше всех предыдущих умеет вовремя и не очень острить, смешит тогда, когда нужно, и излучает харизму столь же яркую, как рождение сверхновой. К бурному темпераменту Джона Питер примешивает в строго дозируемых пропорциях свои обязательные размышления о важности личности, самосознании и выборе своего пути, которые так или иначе проходят у сценариста почти в каждом его произведении. В итоге Джон на наших глазах учится быть ответственным, осознает собственную приближающуюся старость, понимает, что крутость – еще не самое главное в жизни качество, с неким скрываемым страхом смотрит вперед, и впервые задумывается об одиночестве. Этих размышлений и штрихов к портрету Джона тут совсем малость, но Константайн никогда не выглядел более продуманным и самостоятельным персонажем, чем под конец своих приключений.

Кстати, нельзя не вспомнить, каким мощным финалом закончилась серия. Все, наверное, думали, что это будет нечто вроде «ухода в закат» - печальным прощанием с полюбившимся, но неспособным быть счастливым одиночкой. Миллиган завершил свой ран столь быстро, что невольно думаешь, что где-то кроется подвох. К самому финалу подводили последние выпусков пятнадцать, но ничто не могло подготовить меня к таком скоротечному концу. Миллиган закончил свой пятилетний ран буквально одной последней страницей. HELLBLAZER, как это ни парадоксально звучит, окончился открытым финалом, и одновременно оборвался так горько, что двусмысленно воспринять последнюю сцену в комиксе не получится. Мне финал не понравился только тем, что на нем закончился столь удачный ран. Все остальное – на совести Миллигана. У серии есть немало фанатов, которые просто возненавидели то, как серия окончилась, но тут скорее дело было в «обычной» концовке, лишенной эпоса и какой-либо крутости. Джон по определению не мог попрощаться с читателями традиционным хэппи-эндом. Может, такой судьбы он тоже не заслуживал, но kudos мистеру Миллигану за то, что он сумел сделать финал действительно запоминающимся. 

У серии также очень приятный и энергичный арт, а Саймон Бисли позаботился о том, чтобы вы вновь покупали серию только ради обложек. Больше мне по поводу рисунка сказать нечего, так как в первую очередь HELLBLAZER был бенефисом Питера Миллигана, и я читал бы его, даже если за арт были бы ответственны художники похуже. 

Рекомендовать новичкам ран Миллигана я не могу хотя бы по той причине, что начинать знакомство с персонажем с конца серии было бы неоправданно глупым, но если уж приключения Константайна вас заинтересовали, то будьте уверены в том, что как бы они не были хороши, к концу они станут только лучше. 

Что касается покупки HELLBLAZER в трейдах, то ран Питера остается единственным, который имеет смысл собрать целиком. У других сценаристов как минимум пару томов всегда можно пропустить, ничем не рискуя, но только эта история окажется неполной, если вы по какой-то причине решите сэкономить. К счастью, весь ран Питера все еще доступен для покупки, а через пару лет даже будет переиздан с единой нумерацией на корешках в серии с единым оформлением.

Избранное сообщение

"Банк-беглец" - Дональд Уэстлейк/BANK SHOT by Donald E. Westlake

BANK SHOT by Donald E. Westlake   Джону Дортмундеру осточертело выманивать у доверчивых домохозяек мелочь на пропитание. Но что по...