понедельник, 20 октября 2014 г.

WOLVERINE - OLD MAN LOGAN


WOLVERINE - OLD MAN LOGAN


Этот комикс был одним в числе первых, с которых я начал свое знакомство с жанром. Я ничего не знал про супергероев, издательства, внутреннюю мифологию и персонажей, личность Марка Миллара и прочее. И по сей день я с удивлением обнаруживаю, что худшие из прочитанных комиксов я сравниваю с творением Миллара в плане качества, настолько сильными были мои негативные эмоции тогда несколько лет назад. Я возненавидел OLD MAN LOGAN, хотя сейчас на фоне остальной писанины Миллара, некоторых отдельных серий и благодаря увеличившемуся в разы багажу знаний о комиксах я понимаю, что это не самый плохой продукт, но все равно не могу ничего с собой поделать. 


Комиксы Марка Миллара меня вообще никогда не интересовали, но нужно признать, что его ранние работы выполнены очень качественно, а некоторые отдельные мейнстрим-серии вообще очень хороши и читаются с большим интересом. При этом все его последние работы выглядят парадоксально: в них топовые художники тратят годы жизни на создание образов, совершенно испохабленных дуболомным, клишированным и просто плохим сценарием. И при этом он считается одним из самых успешных сценаристов индустрии, как ни странно. Он хорошо умеет конструировать глобальные события, но жажда наживы и довольно специфическая манера написания сценариев привели к тому, что в последнее время Марвел поручат такие проекты куда более вменяемому Майклу Бендису. 


OLD MAN LOGAN же был написан достаточно давно. Комикс хорошо отражает все сильные и слабые стороны сценариста, и может служить неким универсальным пособием по вселенной Милларворлда. Я, конечно, понимаю, что сердиться на такой комикс бесполезно (с тем же успехом можно критиковать «Трансформеров» Бэя), мол, это же блокбастер. И это одна из ключевых проблем этой мини-серии. Миллар, привыкший мыслить с размахом, приносит в жертву все, что считает ненужным и посторонним, оставляя при этом в самом комиксе только малосвязный набор сцен, главным критерием отбора которых, надо полагать, было желание сценариста выписать «наиболее over the top» действо. 


Тут нужно прерваться на небольшую интерлюдию и пояснить, как Марк пишет комиксы. Представьте, что вы зарабатываете на достаточно инфантильном занятии немалую сумму денег, но вы совершенно не в состоянии понять свою целевую аудиторию. Миллар пытается писать и для детей (главных потребителей комиксов) и для взрослых (включая в детские истории кровищу, ужас и ангст), но чудовищно фейлит на всех фронтах. Марк не обладает фантазией, способной родить по-настоящему оригинальные сцены или же преподнести что-то не «в лоб», поэтому он обращается к клише, мату, условностям и заставляет художников работать на проект куда больше, чем он сам. 


Усвоив все это, можно понять, почему комикс вышел настолько плохим. Для начала меня просто взбесило, что Миллар ставит чудовищнейшее, предсказуемое и видное за три километра клише во главу сюжета. Я совершенно не понимаю, кем нужно быть, чтобы не понять, что Росомаха в конце все равно выпустит свои когти и пойдет кромсать виновных. Я понимал это даже не зная о Логане ничего толком, я понимаю это, прочитав кучу комиксов о персонаже. Миллар этого не понимает, поэтому возводит это клише в абсолютную степень, презентуя нам в конце комикса двустраничный разворот с звукоподражанием «SNIKT». Это недопустимо. Это кошмарное дурновкусие само по себе, но меня больше бесит то, что Миллар принимает своих читателей за идиотов, никогда в жизни ничего не читавших, смотревших и не понимающих. Марк плотно оборачивает велосипед оберточной бумагой так, чтобы его контур идеально просматривался, а затем спрашивает читателя: «Что это там стоит такое красивое? Динозавр, кактус, может быть, телефонная будка?». Нет, Марк, это не телефонная будка. Любой читатель с минимальным культурным багажом увидит конец твоей истории с самого начала, а искушенный любитель комиксов еще и продиктует тебе все сюжетные повороты, встречающиеся в серии, не читая при этом ее. Я просто не понимаю, зачем было настолько упрощать свою историю, когда в итоге она выходила достаточно интересной и даже местами драматичной. Само собой, существует поговорка, гласящая, что клише так часто используют только потому, что они хорошо работают. Но коллеги Миллара по ремеслу, особенно Уоррен Эллис и Алан Мур как огня избегают стандартных ситуаций и сюжетов. В чем же дело, Марк?


Возможно, но ответ в этом может крыться в том, как Марк видит Росомаху. В OLD MAN LOGAN сам Логан почему то показан пассивным, унылым и грустным, хотя у меня этот мутант ассоциируется с чем угодно, но не с пассивностью. Я помню, что уже читал историю Миллара о Логане, сводящем с ума нацистов в концлагере непротиводействием, и уже тогда я не мог уловить причинно-следственную связь между каждодневной смертью самого иконического героя из пантеона Марвел (добровольную смерть!) и тем, как это соотносится с сюжетом комикса. В OLD MAN LOGAN Миллар продолжает точно также показывать нам главного героя непривлекательным и бездейственным. Это сильно раздражает, потому что знаешь, что Марк пытается лишь отсрочить момент, когда мы увидим настоящего Логана. И Миллар даже не пытается как-то это исправить – Росомаха под конец с шиком крошит семейство Халков, забив на предыдущие сто с лишним страниц истории и собственную клятву. Миллар не удосужился вставить в комикс ни единого твиста, ни одного непредсказуемого поворота, ничего, что удивляло бы и поражало.


При этом чудовищного идиотизма, который даже на комиксную натуру самой истории списать не получается, в OLD MAN LOGAN очень много. Почему Хоукай ослеп и выжил ( и даже рассекает постапокалиптическую пустыню на автомобиле), а Сорвиголова нет? Если у кого в данной ситуации и было преимущество, так это у Мэта Мердока. Почему Росомаха, поддавшись ментальному контролю (еще одно заскорузлое клише) смог убить всех Людей-Икс? Я , конечно, плохо знаком с серией, чтобы считаться знатоком, но разве среди мутантов нет тех, которые могут летать? Как он убил их? Почему Марк считает нормальным тот факт, что в его истории человеку могут отрубить голову дробовиком? Нет, не выстрелом, а самим ружьем. Это даже по комиксным меркам дебилизм несусветный.


Критиковать этот разрозненный, штампованный и довольно скучный боевик можно, конечно, бесконечно, но даже у такого продукта есть свои плюсы. Милар очень хорошо знает, как работает супергероика, поэтому некоторые моменты в комиксе все же работают. Марк с хирургической точностью расставляет камео и отсылки в комиксе, держит похвальный темп, и сочиняет пусть и предсказуемую, но происходящую в оригинальном мире историю. Миллар также отрабатывает свой гонорар действительно хорошим экшеном и местами хорошими диалогами, еще не полностью состоящими из мата и глупых фраз. Странно, но он губит комикс с шикарной атмосферой меланхолии и упадка, какими-то странными решениями, смотрящимися в контексте медленно начинающейся истории, странно и поспешно. Даже странноватый мир пережившей войну супергероев Америки выглядит как отличная задумка, пусть даже в нем творится бардак и молоиды Герберта соседствуют в нем с динозаврами.


Пока не забыл – Марка все еще стоит больно ударить за его мальчишескую одержимость плохими парнями. Он как ребенок выписывает сцены, достойные фанфикшена (гора Рашмор с профилем Красного Черепа), напрочь забывая о том, кого и зачем он превозносит. Нет, разнообразие это круто, а элсворд и не должен подражать оригинальным вселенным, где царит добро и мир, но и такой мир выглядит слишком уж неправдоподобным. В комиксных вселенных всегда царит искусственно соблюдаемый баланс негативных и позитивных героев, который держится только на том, что сценаристы знают, что нельзя давать победить ни тем, ни другим. Иначе мы получим либо «Miracleman» либо, как раз OLD MAN LOGAN. Это утопия, только еще и плохо написанная. Мне кажется, что сценарист посильнее смог бы из этой концепции извлечь максимум пользы, но Марк предпочел угробить собственный мир сам, отдав его на откуп только злодеям. 


Говоря об этом комиксе, также нельзя не вспомнить о чудесном рисунке Стива МакНивена, который процентов на восемьдесят отвечает за крутость, излучаемую OLD MAN LOGAN. Если бы Марку ассистировал художник его же уровня, то мы бы смотрели на работу кого-то типа Игоря Кордея. МакНивен же просто превосходен, он идеальный иллюстратор именно комиксов. Он замечательно отображает мимику персонажей, насыщает рисунок деталями, здорово передает динамику и рисует очень красивые кадры. Он вздыхает в рисунок жизнь и атмосферу. Из под его карандаша вышел практически эталонный визуальный постапокалипсис – шляпы и плащи, песок, упадок и разруха, небритые наездники и остатки некогда могущественной цивилизации. При этом когда нужно, Стив врубает «comics mode» на полную катушку, рисуя стильные и драйвовые кадры схваток, столь же продуманные, сколь и зрелищные. Злодеи скалятся, герои позируют в выгодных ракурсах, масштаб ощущается нутром, а действие на странице никогда не прекращается. Миллару очень повезло, что Стив (как и Френк Куайтли или же Браян Хитч) поддерживает его хлипкий сценарий настолько монументальным артом. Меня всегда грызет малоидентифицируемое чувство то ли сожаления, то ли тревоги, когда я слышу, что Марк в очередной раз разбазаривает силы кого-то вроде Джей Джи Джонса на собственные влажные фантазии. Без помощи этих людей Марку было бы крайне трудно добиться своей репутации творца широкоэкранной супергероики.


Что касается не моего мнения, а реакции на комикс общественности, то OLD MAN LOGAN считает знаковой историей о персонаже с миллионом фанов, отличными продажами и культовым статусом. У серии очень высокие рейтинги на профильных сайтах, и большинство людей считают комикс о Росомахе действительно хорошим произведением. 


Я совершенно искренне понимаю, почему это произошло. OLD MAN LOGAN выглядит о ощущается крутым блокбастером. У него крутой визуальный стиль, жесткие диалоги и неплохая в принципе история. Некоторые местные сцены очень впечатляют, а динамика и темп повествования заставляют читать страницу за с

траницей, пока, наконец, ты не узнаешь чем же окончилась одиссея Логана.
И при всем при этом это совершенно не мой комикс. Я не могу простить ему слишком уж вольное обращение со здравым смыслом, гравитацией, персонажами и их поведением и действиями. Для меня это низшая ступень жанра – самая простая книжка для детей или же подростков, которая напрочь затмевается чем-то вроде «Authority» Эллиса, где сценарист показывает, как при помощи таланта сделать историю о неоднозначных персонажах как интересной, так и уникальной, не прибегая ни к клише, ни к упрощению всего и вся.

Избранное сообщение

"Банк-беглец" - Дональд Уэстлейк/BANK SHOT by Donald E. Westlake

BANK SHOT by Donald E. Westlake   Джону Дортмундеру осточертело выманивать у доверчивых домохозяек мелочь на пропитание. Но что по...