понедельник, 10 ноября 2014 г.

THE AUTHORITY by Warren Ellis


THE AUTHORITY by Warren Ellis

Первый комикс-блокбастер в новом тысячелетии – история богоподобных существ, сражающихся со злом его же способами. Широкоформатная супергероика в своем лучшем проявлении от мастера «командных» комиксов Уоррена Эллиса.

С этим можно поспорить, но Эллис всю свою жизнь совершенствуется в написании такого рода комиксов, только подгоняя их под свои нужды и освещая в них интересные ему темы. Planetary был научной фантастикой, где идеи и информация оттесняли экшен на второй план, Global Frequency тяготел к шпионскому боевику про почти обычных людей, спасающих самих себя ибо никому больше до них дела не было, были еще StormWatch, X-men и многие другие, объединенные лишь эллисовскими фирменными способами создания сценариев. 

При этом THE AUTHORITY среди прочих творений Эллиса стоит особняком. На мой взгляд это одна из считанных серий, которая у него вышла именно такой, которую он задумывал, без отклонений, смены направления сюжета, трагических событий, мешавших ему сосредоточится на написании и так далее. Это просто дистиллированный Уоррен на пике свей формы. С сюжета комикса срезано все, что автор посчитал лишним – полностью отброшены истоки и предтечи демонстрируемых событий (мы сразу стартуем с середины развития сюжета), принесена в жертву излишняя персонификация героев, убраны длинноты и пояснения, почти все диалоги направлены только на развитие действа. Такой способ, как оказалось, принесет Уоррену мировую славу вкупе с солидным денежным вознаграждением (комикс продавался отлично), а заодно и на долгие годы определит то, как сам сценарист станет работать. 

THE AUTHORITY – это сплошное безостановочное действие помноженное на масштаб. Москва уничтожается на первой странице, среди членов команды есть бог Солнца, сжигающий противников взглядом, походя стираются с лица земли мегаполисы, инопланетное вторжение столь гротескно велико, что последние «Трансформеры» на его фоне выглядят театральной постановкой в средней школе, финальная угроза миру является в виде самого близкого во вселенной подобия бога, закрывающего Луну своей тенью. Эллис не просто переработал идеи из прошлых своих серий, он сознательно выбрал из них только самые лучшие, самые крупные и самые интересные, и презентовал их нам в новой форме. Его подход к написанию масштабных арок оказался прорывным. Все события в комиксе, какими бы они не были всепоглощающими и катастрофическими, Эллисом описаны походя и без акцентов, которые до того времени использовались всеми авторами и были, по сути, просто необходимы. Всего несколько лет назад Марк Уэйд старался как мог, выписывая с художником серии Браяном Хитчем арк JLA в котором циклопическая инопланетная сущность атаковала Землю, а Лига оказывала ей сопротивление. Уэйд принес в жертву масштабу и излишнему описанию предтеч даже фан, но так и не смог добиться того, что Эллис вытворяет в AUTHORITY на каждой странице. Герои походя уничтожили мегаполис? Без разницы, зато угроза Земле предотвращена. Нашествие инопланетян превратит всех людей в секс-рабов? Отправимся в путешествие в параллельную вселенную врагов, где сотрем с карты Италию, пригрозив всему остальному миру. Кровь за кровь, око за око. Authority не играют по правилам других команд. Их целью является только победа любыми средствами, все остальное это побочный ущерб, которые не играет роли. 

Создание сценариев таким вот образом на деле лишь казалось простым – пришедший на смену Уоррену Марк Миллар, как обычно пытающийся сделать все круче предшественника, не смог соблюсти тонкий баланс сюжетных элементов, и выдал хоть и не плохой, но куда более посредственный комикс.

Прелесть сценариев Эллиса также крылась в точечных, почти хирургических моментах вроде единичных сцен, по ходу действия которых рассказывалось об одном выбранном герое и его способностях. Не отвлекаясь от основного действа читатель познакомился со всем ростером, а заодно и увидел в них персонажей, живых людей, а не просто облаченных в цветастые костюмы сюжетные рычаги. С их описанием и способностями Уоррен тоже постарался на славу. Вопреки теории, гласящей что в команде персонажей не должно быть больше одного-двух совсем уж мощных супергероев, чьи силы просто несоизмеримы, Эллис наделил такими способностями почти всех своих героев. Местный вариант Супермена выглядит сильным только до той поры, пока сценарист не показывает нам шамана, способного управлять реальностью. Когда же угроза из космоса становится столь весомой, что даже наши герои не знают, смогут ли они в последний раз защитить вверенную им планету, совершенно неожиданно мы получаем сцену, в которой гей-пара супергероев успокаивает друг друга перед, возможно, кульминационной битвой. Мастер-класс. Буквально парой диалогов Эллис очеловечивает неземной мощи существ, делая их как уязвимыми, так и человечными, не скатываясь при этом в балаган и пошлости. Опять помянем Миллара, предпочитающего скальпелю бензопилу – при отсутствии таланта к драматургии и чувства такта, он в продолжении серии устраивает свадьбу этих самых героев. 

Далеко не последней инновацией Эллиса также был частичный отказ от текстового нарратива в пользу художественных иллюстраций, но об этом чуть ниже. Эллис, на мой взгляд, в THE AUTHORITY все сделал правильно. Его очень крутые и харизматичне герои рвали злодеев пополам на разворотах, напичканных валящимися небоскребами и падающими инопланетными кораблями. На тот момент такое позволить себе могли только комиксы и только THE AUTHORITY. 

Ок, теперь обязательно нужно отметить удачный выбор художника и его вклад в серию. Браян Хитч прекрасно проявил себя в индустрии как специалист, которого зовут, когда кто-то из крупных сценаристов затевает что-то большое и масштабное. Упомянутый уже JLA был первым шагом к как раз THE AUTHORITY, а затем Браян уже с помощью Марка Миллара создал свой самый узнаваемый комикс – The Ultimates. Стиль Хитча сочетается с идеями Уоррена идеально. Там где Эллис требует коллапса сознания на странице, Хитч рисует миллионы истребителей и армию клонов, таранящих собой здания. Когда же настает черед камерных моментов, Браян выдает высокодетализированных героев с внешностью кинозвезд и интерьеры, которым бы позавидовал и Сид Мид. Браян отлично умеет показать действие не только в позах или жестах - зачастую у него на странице полно неодушевленных объектов, и все равно драйв хлещет через край. 

И сейчас, когда целые кино-франшизы стали жертвами «сине-оранжевой» болезни (любимый цвет блокбастеров последних лет, все от тех же «Трансформеров» до видеоигр типа «Mass Effect» снято в такой же гамме), довольно забавно наблюдать, что в далеком двухтысячном THE AUTHORITY был одним из первых продуктов, где такой подход применялся одним из первых. Удачная и еще не набившая оскомину комбинация цветов превращала комикс в эпос и драму одновременно.

THE AUTHORITY Эллиса остаются как одним из самых удачных творений сценариста, так и в числе лучших супергеройских комиксов вообще. Это взрослый, наглый, бойкий и шумный комикс, словно специально созданный для получения наслаждения от его прочтения.

Избранное сообщение

"Банк-беглец" - Дональд Уэстлейк/BANK SHOT by Donald E. Westlake

BANK SHOT by Donald E. Westlake   Джону Дортмундеру осточертело выманивать у доверчивых домохозяек мелочь на пропитание. Но что по...