четверг, 13 ноября 2014 г.

PRETTY DEADLY


PRETTY DEADLY

Редкой красоты acid-western с бесподобной атмосферой печали и многоплановым сценарием, смешивающим в себе образность притчи и теплоту любовной истории. Если бы не своеобразная подача сюжета и общая недосказанность, то из комикса Келли Сью Деконник и Эммы Риос вышла бы неоклассика. 

Оговорюсь: вся дальнейшая критика комикса тут вообще упоминается скорее потому, что PRETTY DEADLY мне очень понравился, но мог бы, безусловно, выйти еще лучше. 

Келли Сью тут явно прыгнула выше головы и выписала отличнейшую историю, но замахнувшись на создание комикса в таком жанре (если его вообще можно отнести к какому-то жанру) Деконник не учла пару прозаических моментов и немного смазала впечатление от своей работы. Тогда как матерые сценаристы вроде того же Нила Геймана уравновешивают собственные мистические рассказы необходимой долей повседневного, привычного и простого, Келли слегка перестаралась с общим уровнем двусмысленности и недосказанности. Местами чтение комикса превращается в блуждание во тьме. Первые же выпуски наоборот топят нас в ориджнах истории, и подают необходимую для усвоения информацию слишком поспешно. И самое главное – прием, когда рассказ о других персонажах на самом деле является рассказом о действующих лицах, здесь был нужен только для красоты и лишь искусственно раздувал каст вдвое, затрудняя при этом чтение. 

И перед тем как я отложу мухобойку и достану из-за спины трофей «Приз зрительских симпатий за лучший комикс 2014», я уточню о том, что подразумеваю под недосказанностью в сценарной работе. Это не тот факт, что комикс утаивает от нас какие-то важные моменты. В конце концов, это онгоинг, да и Келли Сью постаралась на славу идеально завершим первый сюжетный арк так, что я теряюсь в догадках относительно продолжения серии. Просто в PRETTY DEADLY слишком много сцен, которые можно воспринимать вольно и трактовать как хочешь (и поданы они в странной последовательности), когда по-хорошему сценаристке стоило бы хотя бы намекнуть нам на собственную точку зрения. Тем не менее, повторное прочтение помогает понять первоначальный замысел сценаристки.

Итак, чем же так хорош комикс? Если коротко – то почти всем от толкового сценария до мелких вещей типа леттеринга и прочего. Деконник создала историю, которую с равным успехом мог бы сочинить как Нил Гейман, так и Уильям Блейк. Общим настроем комикс напоминает первые главы «Темной Башни» Стивена Кинга и готическую поэзию, черпая из обоих источников лучшее. У PRETTY DEADLY феноменальная, плотная атмосфера увядания и смерти, столь взвинченная, что дальнейшая накрутка сбросила бы комикс в пропасть самопародии и дурного вкуса. 

Деконник создала, пожалуй, самый проработанный эзотерический комикс последних лет. В нем мертвый кролик рассказывает бабочке историю о проклятом мире, в котором дочь Смерти путешествует по миру багряных холмов в поисках девочки в костюме стервятника и слепого старика. Их же преследует безжалостная наездница в черном, молящая Смерть о покое, но получившая отказ. Мы узнаем секреты, бередящие душу старика, подробности рождения девочки и ее предназначение. 

Большим плюсом сценария является плотность повествования и то, как тесно переплетены между собой все события комикса. Здесь практически нет ненужных сцен и малозначимых деталей, все работает либо на сюжет, либо на атмосферу. Начав с конца, Деконник ведет читателя к началу своей истории, разрубая в финале первого арка гордиев узел сюжета. Все это в лучших традициях комиксов перемежается битвами с почти балетной хореографией и душевными историями вычурных, но приятных персонажей. У сценаристки определенно получилось создать неоднозначных героев, но наделить их человеческими чертами, заставить сопереживать им и понять всю суть их конфликта. С учётом того, как сильно подняла Келли ставки, сделав героями комикса даже не людей, а скорее сущности и архетипы, финальный результат вышел у нее потрясающим. 

Эмма Риос, нарисовавшая PRETTY DEADLY, достойна похвалы не меньше Келли Сью. В комиксе новаторских решений в области арта и просто красивых эстетичных моментов примерно поровну, что делает просмотр серии захватывающим. Риос погружает нас в рассказ еще глубже, вписывая маленькие панели в большие центральные (или же полностью отказавшись от них в кульминационные моменты) и драматически увеличивая детализацию в ключевых сценах. Редкие нуждающиеся в дополнительной эмоциональной окраске сцены тут изображаются в виде полноценных картин на всю страницу. На недостаток фантазии Эмма тоже не жалуется, поэтому по страницам PRETTY DEADLY разбросаны удивительные моменты вроде водоворота из бабочек, обвивающих мужскую фигуру или же изображении поверхности пруда в виде пограничной линии, отделяющей разных персонажей и места действия. Здешняя работа с композицией заставляет вспомнить работы Джона Уильямса, а умению Эммы передавать движение и выражения лиц позавидовал бы и Пол Поуп.

Креативный дуэт создавший серию совершенно справедливо претендовал на премию Айснера в номинациях за арт и сценарий, но в итоге не получивший не одной. Я, честно, говоря, теряюсь в догадках что же сейчас выходит красивее и интереснее PRETTY DEADLY, поэтому решения не одобряю.

Избранное сообщение

"Банк-беглец" - Дональд Уэстлейк/BANK SHOT by Donald E. Westlake

BANK SHOT by Donald E. Westlake   Джону Дортмундеру осточертело выманивать у доверчивых домохозяек мелочь на пропитание. Но что по...