суббота, 15 ноября 2014 г.

SPY GAMES


SPY GAMES

Как будто мне нужен повод, чтобы лишний раз похвалить Ким Чунг Ги. Что, действительно нужен? Ладно, тогда вот вам мое мнение относительно недавно вышедшего из-под его пера комикса.

SPY GAMES – шпионский боевик, написанный Жаном-Давидом Морваном и нарисованный «человеческим принтером» Ким Чунг Ги. Комикс в бумажном варианте был издан во Франции и создавался по лекалам европейских представлений о жанре. Для тех, кто не знает, по каким стандартам создаются франко/бельгийские произведения, поясню: это прежде всего увеличенный формат самого комикса, строго заданное количество страниц (сорок восемь или чуть больше), полноцветные иллюстрации и деление на тома вместо компоновки по аркам. Соответственно, даже если вы читаете SPY GAMES в бумажном варианте, вы не увидите всей истории. Первый том служит лишь прологом к предстоящим событиям и бегло знакомит нас с сюжетом и основными действующими лицами. К сожалению, график выхода таких комиксов у действительно следящих за качеством собственной работы французских издательств просто вопиющий. Продолжения можно ждать год или даже больше, а уж о выходе серии на других языках пока стоит только мечтать. Гуляющий по сети пиратский перевод – единственный пока шанс на ознакомление с серией.

Этот самый перевод вместе с отсканированным комиксом, кстати, был выложен Ильёй из замечательного паблика Vanishing Point, за что ему отдельное спасибо.

Прежде всего, SPY GAMES интригует положенной в основу сюжета нестандартной идеей о некоем строго засекреченном международном соглашении, согласно которому каждые четыре года в случайном городе на планете происходит кровавый вариант «олимпийских игр для киллеров». Нет, речь не идет об дисциплинах вроде «душим жертву на время». Жан-Давид хорошо поработал над многообещающей концепцией, и в самом комиксе детали и правила этой опасной игры описаны подробно и логично. Каждая из участвующих стран предоставляет восемь агентов, которые затем съезжаются в указанный город и начинают убивать, пытать, взрывать и резать друг друга ради восьми подсказок, которые, если собрать их все, открывают дверь в хранилище с неким мировым секретом. Секрет, впрочем, автоматически уничтожается через заданное время, подстегивая агентов жертвовать собой и другими агентами ради достижения цели.

Кому как, а мне задумка комикса понравилась больше всего. Это практически универсальный сюжет, который может развиваться в любом направлении, поддерживая накал страстей и интерес читателя одновременно. Не удивлюсь, если спустя какое-то время права на экранизацию комикса выкупит крупный киноконцерн.

Взяв за основу столь удачную идею, Морван создает на ее основе отличный сценарий, который местами даже удивляет отсутствием привычной комиксной логики и заменой ее на здравый смысл. По сюжету лидером и частью действующих лиц является американская команда, устраняющая конкурентов в первых же кадрах SPY GAMES. Им противостоит случайно оказавшийся на месте заметания ими следов полицейский инспектор, мастерски владеющий боевыми искусствами. Небольшая продолжительность комикса не позволила авторам как следует развить собственные идеи и хотя бы как-то раскрыть персонажей, поэтому комикс заканчивается на самом интересном: игры объявляются открытыми, а убийцы со всех уголков света стекаются в Гонг-Конг.

Меня проект интересовал только исключительно как возможность посмотреть на арт Кима, но сценарий Жана-Давида тем не менее оставил самое приятное впечатление. Это очень динамичный боевик с массой разнообразного экшена и драйва, характерных скорее для любимых кинорежиссерами восьмидесятых «тренировочных монтажей» (в каждом уважающем себя боевике того периода была сцена с тренировкой главного героя, где под правильно подобранную музыку Рокки/ученики мастера Мияги/персонажи Жана-Клода Ван Дамма с помощью магии монтажа совершали удивительные вещи, попутно настраиваясь на предстоящий кульминационный поединок), чем для комиксов. Тут с первых же кадров суховатый спецагент дерется с противником на ножах, показывается штурм с убийством ничего не подозревающей группы конкурентов-наемников, инспектор Лей на крыше многоэтажки воссоздает все самые яркие сцены из фильмов Джеки Чана, попутно метеля одного из убийц, и так далее. Морван также позаботился о том, чтобы все события в серии были хоть немного, но продуманы, и могли бы действительно происходить. Так, в самой первой драке вломившийся в квартиру врагов агент ведет себя довольно храбро и не боится расправы только по той причине, что его друзья уже готовы штурмовать здание, а его прикрывает снайпер. Торговля секретами во время существования частной армии «Blackwater» тоже не выглядит плодом воображения и, если подумать, может существовать, пусть и не в форме французской «Королевской битвы».

Теперь о главном и самом интересном. Художника серии, невысокого улыбчивого корейца, называют иногда савантом за его способность к изображению сверхдетальных, практически неотличимых от фотографий рисунков. Даже существует история, будто в детстве художнику в голову попал бейсбольный мяч, после чего он и обрел возможность рисовать на таком уровне. Само собой, все это неправда. Арт Кима и его практически безграничный скилл – это просто результат многолетней тренировки и врожденного таланта. А еще отказа от практически всего в пользу развития собственных заложенных природой способностей.

Художнику, наверное, приятно, что его арт считают скорее результатом вмешательства природы извне, чем просто трудом. Для тех, кто арт Кима никогда не видел, поясню. Ким Чунг Ги является одним из немногих художников, рисующих без подготовки и способных изобразить что угодно с любым количеством деталей. Когда же идеальный перенос окружающей действительности посредством карандашных штрихов в блокнот или на лист бумаги Киму надоедает, он рисует потрясающие кадры с измененной перспективой, эффектом «рыбьего глаза», очень достоверной глубиной резкости (это не точный термин, я просто пытаюсь описать его способность вписывать в кадр кучу разных вещей, находящихся друг от друга на разном расстоянии) или же просто смешивает все это в кучу. Его рисунки всегда очень «выпуклые», а позы людей настолько естественные, что иногда думаешь, будто это результат работы с фото-референсами. Но нет, Ким умеет рисовать самые разные позы с одинаковым мастерством, не пользуясь ничем кроме памяти.

В SPY GAMES он все же рисовал с помощью набросков и, что самое важное, без применения компьютерной графики. Это гораздо сложнее, чем кажется, ведь, как я уже сказал, иллюстрации в комиксе полноцветные, а запороть любой крошечный кадр неуверенным мазком или кляксой проще простого. И всё же технических недостатков тут нет в принципе, а сам арт выверен до миллиметра и ошеломляюще красив. Ким фанатеет от изображения оружия и военной экипировки, поэтому увешанные бронежилетами персонажи тут показаны со всех ракурсов. Способность Кима рисовать действительно детальные картины (честно, аналогов в комиксном мире у него очень мало) пришлась кстати: пейзаж ночного Гонг-Конга украсил бы любой посвященный архитектуре артбук. Работа с цветом тут тоже эталонная: Ким использует полутона для придания картинке глубины и масштаба, а заодно используя цвет как еще один полигон для визуальных экспериментов.

К слову, о них. Такого количества нестандартных кадров, как в SPY GAMES, даже у профессионалов увидишь нечасто. Тут адское количество часов потрачено на мелкие детали и постановку сцен. Жилища киллеров завалены небольшими предметами быта, камера всегда показывает происходящее под разными углами (иногда совсем уж экстремальными), а отображение жестикуляции здесь чуть ли не лучшее в медиуме. Это еще не все. В каждом кадре проработан задний план, на котором зачастую тоже происходит что-то интересное. Чисто атмосферные панели нарисованы с тщательностью, которая свойственна полнометражным аниме: красивейшее кладбище на последних страницах получилось столь удачным, что, рассматривая его, ты невольно замираешь, не спеша продолжать чтение. А какая у комикса обложка! Просто взгляните на это безумное милитари-месиво! Воистину, принцип «when it's done» работает для Кима лучше, чем для кого бы то не было еще. Приятно видеть, что художник работает над каждым рисунком столько, сколько нужно ему, а не издателю. Не скованный сроками Ким нарисовал свой дебютный «большой комикс» так хорошо, что не восторгаться им просто не получается.

P.S. Рецензию редактировала Саша Малько, за что ей большое спасибо! С этого момента и далее если вас удивит отсутствие в текстах привычных орфографических ошибок и странных словестных конструкций, то вы знаете кого за это благодарить.

SUNDAY'S SHELFPORN #19 - OPUS by BARRY WINDSOR-SMITH


SUNDAY'S SHELFPORN #19 - OPUS by BARRY WINDSOR-SMITH 


Сегодня мы взглянем на самый объемный труд британского иллюстратора Барри Виндзора-Смита - OPUS. Его как правило даже фанаты Барри не жалуют, сетуя на весьма неоднозначное текстовое содержание, и покупая дилогию только исключительно ради арта и божественных иллюстраций. OPUS был задуман художником как огромное монументальное произведение, сочетающее в себе автобиографию, фикшн и медитацию. Только сам Смит точно знал сколько томов серии планировалось, но вышло их всего два. Виндзор-Смит после публикации второго тома публиковаться в принципе перестал, и по сей день занимается неизвестно чем, оставив жанр комиксов, скорее всего, навсегда.

Текстовая часть OPUS тут отрецензирована не будет, так как объем текста в каждом томе равен либо крупной повести, либо небольшому роману, и времени на полное прочтение у меня пока так и не нашлось. Сейчас я осилил половину первого тома, и, в принципе, понимаю почему поклонники Барри так невысоко отзываются об этих книгах. Это очень личные и очень подробные рассказы, которые тем не менее так и не смогут заинтересовать некоторых читателей, не говоря уже о том, чтобы увлечь их или же поразить. Смит в первую очередь был и остается художником, и как бы не была у него развита способность к повествованию (а он отличный рассказчик), большинство при сопоставлении качества арта/текста все же выберут первое. 

Если же говорить о визуальной составляющей, то она без преувеличения великолепна. Некоторые фото (например, выше) выложены в исходном разрешении для наилучшего восприятия арта Барри. Этот как раз тот случай, когда лишние комментарии и анализ просто бесполезны. Просто смотрите на шедевры Смита и наслаждайтесь.

Сами издания были выпущены достаточно давно и сейчас доступны только у перекупщиков. Первый том ценится чуть дороже, а второй можно найти даже в заводской упаковке. Цены на OPUS вполне демократичны, и при толике везения можно сторговать оба тома за 50$. Для изданий Fantagraphics, славящейся своей любовью к полиграфиии, это практически беспрецедентно низкая сумма.

На фото ниже сравнение издания с обычным хардом.



Мне при покупке первого тома попалось коллекционное лимитированное издание с автографом автора. О существовании подобных лимиток я вообще не знал. Сейчас такая копия первого тома стоит в пять-десять раз дороже обычной. Я свою получил из библиотеки, и с матом и проклятиями отдирал стикеры с суперобложки. 



OPUS отлично издан. Арт Барри достаточно вариативен, и издательство подготовилось к разнообразию предложенных художником материалов. Будь то карандашные наброски или картина маслом, их изображение передано идеально. Иногда отличается даже цвет страниц, с которых сканировали изображение.



Содержание.



А вот и истинное начало ОПУСА.


Это изображение приведено в исходном разрешении. Оцените качество сканов - видна текстура бумаги по краям, мельчайшие штрихи и детали.






Помимо полноценных картин или комиксных иллюстраций, в сборник входят такие вот простые скетчи.









Фото семнадцатилетнего художника.





"Башня слона". При работе над "Конаном" Смит практически всегда находился под воздействием стресса, и даже спустя двадцать лет вспоминает о "Red Nails" с неприязнью.


В каждом томе есть хотя бы по одному маленькому комиксу.







На странице справа цветная иллюстрация к "Adastra in Africa". Комикс был издан в черно-белом варианте и это единственное цветное изображение из архива художника.



Колоссальное полотно Смита, над которым он работал пятнадцать лет. Также приведено в оригинальном разрешении.



И для фанатов я сделал увеличенные фото. Также в исходном разрешении. 



А это уже ворой том. 






Крутейшая обложка к "Paradoxman".





А вот и одно из нескольких изображений, созданных Барри для Epic Illustraited. Именно эта картина сопровождалась целым рассказом - на развороте, последующем за ней располагался текстовый блок с небольшими фрагментами, вырезанными из основной картинки. Это были либо атмосферные моменты типа разлетающихся костей, либо портреты героев, либо орнамент у них за спиной. Фото приведено в исходном разрешении.



Вот фрагмент оригинального журнала.







Справа обложка для Epic Illustraited 1983 года.



А вот как выглядела оригинальная обложка.





Несмотря на автобиографические нотки, фото самого художника в OPUS почти нет. На снимках ниже он позирует сам себе в образе Армстронга.



Камео Барри в "STORYTELLER".



Хороший пример атмосферного арта Смита.






А вот и опубликованный целиком "Begulling" также изданный в Epic Illustraited.










Одна из моих любимых работ Барри. Фото в исходном разрешении.



И самая последняя страница OPUS.




Избранное сообщение

"Банк-беглец" - Дональд Уэстлейк/BANK SHOT by Donald E. Westlake

BANK SHOT by Donald E. Westlake   Джону Дортмундеру осточертело выманивать у доверчивых домохозяек мелочь на пропитание. Но что по...