четверг, 20 ноября 2014 г.

GOODBYE, CHUNKY RICE


GOODBYE, CHUNKY RICE

Пятнадцать лет прошло с тех пор как молодой картунист Крэйг Томпсон выпустил свой дебютный комикс. Это история про черепашку-интроверта, отправившегося в далекое путешествие в поисках себя. Чанки (так зовут маленького очаровательного героя) оставил позади свой дом, знакомых и любовь – белую мышку Дэндел. Став пассажиром небольшого судна, Чанки бороздит океан в надежде понять, что же заставило его испытать тягу к перемене мест. Он встречается с другими пассажирами и знакомится с семьей капитана корабля. Каждый из них оказался в этом плавании неслучайно: как и Чанки, все они в какой-то момент сделали трудный выбор или испытали эмоциональное потрясение. Чанки вспоминает о Дэндел каждый день, а мышка все шлет и шлет ему послания, запечатанные в бутылках, в надежде, что хоть одно из них дойдет до любимого…

Даже если вы совсем не склонны к сантиментам, комикс Томпсона расплавит ваше сердце, как паяльная лампа – мороженое. Универсальная любовная история Крэйга никого не оставит равнодушным. Я даже не знаю, хотел ли я испытать то, что ощутил после прочтения комикса. 

Как и другие работы Томпсона, эта история о самоопределении, поисках себя и собственного голоса в череде жизненных коллизий. Черепашка Чанки оставляет все то, что ценит, именно по наставлению своей возлюбленной, что только добавляет горечи принятому решению. Чанки – очень необычный герой. Ему не нужно постоянно болтать, чтобы вызывать симпатию. Он жаждет лишь обрести ответы на вопросы, которые даже не в состоянии сформулировать. Чанки и сам не рад тому, что приходится расставаться с Дэндел, но мышка говорит, что уже живет в мире с собой и ее путешествие окончено. Томпсон знает, что другие люди не помогут тебе найти свое «я», как бы они этого ни хотели.

Другой постоянной темой для исследования Крэйг делает любовь. Самое простое чувство на свете за сотни лет сочинения преданий, сказок, мифов, романов и любовных сонетов было рассмотрено и описано миллионы раз. За сотни лет любовь почти утратила ореол святости и искренности. В наше время на любви зарабатывают деньги, продавая и покупая ее. Открытки на День святого Валентина от порнографии в этом плане ничем не отличаются – это просто еще один способ выбить деньги из того, что должно быть доступно бесплатно и не требовать никаких затрат.

Томпсон же один из немногих авторов, описывающих в своих работах настоящую любовь. Сильную как ураган и крепкую как стальной трос. Весь спектр переживаемых в период влюбленности эмоций показан Крэйгом очень достоверно. Ты умиляешься Чанки, влюбленными глазами смотрящим за Дэндел, которая играет на волнах. Ты чувствуешь подступающий к горлу ком, когда пара проводит последнюю ночь вместе. Ты почти плачешь, когда маленькая белая мышка всего парой слов описывает хоть раз, но испытанное любым человеком состояние разлуки: «A letter in a bottle for you. A single sheet of paper, drenched in waxy depths of crayon. Each and every color, but no words»…

Томпсон не стал ограничивать свое собственное видение любви глупыми рамками изображения отношений зверушек с более, скажем так, выгодной стороны. Нет, у Чанки и Дэндел намеренно нет пола, а в английской речи их диалоги не сигнализируют о половой принадлежности. Потому что это абсолютно неважно. Кем бы они ни были, их взаимные чувства от этого не потускнеют и не утратят своей силы. Их право на счастье не должно оспариваться, не должно быть рассмотрено сквозь призму этических норм, и Томпсон это знает. 

Истории других персонажей здесь тоже очень трогательные. Будь то воспоминания о детстве, выхаживание больной птицы или хлопоты сосуществования в теле сиамского близнеца, Томпсон сумел показать их нам значимыми для персонажей и действительно важными. У каждого из нас есть «море внутри» - желания, страсти, памятные моменты, что-то тайное и постыдное. Для обычного человека эти маленькие частички собственной личности всегда будут самыми сокровенными, а желание поделиться своим набором выпавших на твою долю приключений (или узнать о чужих) – несоизмеримо важнее чем услышать вымысел. GOODBYE, CHUNKY RICE ощущается так остро как раз потому, что в нем описываются жизни простых людей, а не комиксный ад формата «инопланетное вторжение посреди нашествия оборотней-зомби-супергероев». 

Нарисовано все это тоже бесподобно. Стиль Томпсона – нечто среднее между газетным стрипом и мультипликационными раскадровками – идеально подошел для рассказа нехитрых историй героев. Черно-белый эскапизм Крэйга атмосферен, полон экспериментов с панелями и нарративом, населен нарочито трогательными персонажами и одновременно строг и расслаблен.

Избранное сообщение

"Банк-беглец" - Дональд Уэстлейк/BANK SHOT by Donald E. Westlake

BANK SHOT by Donald E. Westlake   Джону Дортмундеру осточертело выманивать у доверчивых домохозяек мелочь на пропитание. Но что по...