вторник, 7 апреля 2015 г.

NORTHLANDERS


NORTHLANDERS

Серия комиксов Браяна Вуда, написанная в жанре «исторический псевдо-реализм», оказалась вещью впечатляющей как исполнением, так и идеями. А еще отличным артом, над которым трудились талантливые художники, включая автора всех обложек Массимо Карневале.

То, что у Вуда не получилось выдержать качество всех сюжетных арок (где-то после половины серии сценарий начинает радовать реже), прочтению нисколько не мешает. Ты просто наслаждаешься не историями в целом, а уже отдельными их частями и шикарными диалогами. Это считанный комикс, обращающийся к тематике викингов, который выполнен на высоком уровне. С поправками, о которых речь пойдет ниже, NORTHLANDERS - это «Дэдвуд» во льдах. Столь же безжалостная, кровавая и построенная на конфликтах история.

Несмотря на то, что фэнтези-элементов в комиксе почти нет, а действие разворачивается в реальном мире, реализм в серии присутствует только в качестве гостя. Если бы в какой-то момент герои серии достали бензопилы и бились на них, мало кто бы заметил это сразу. Но Вуду стоит отдать должное, он в рамках комикса как жанра, который никогда не отличался вменяемостью, сумел затронуть совсем нехарактерные проблемы общества, религии и семьи, не пожертвовав зрелищностью.

«Северяне» - цепочка отдельных не связанных между собой арков, у которых разные герои, сюжеты и место действия. Почти все они рассказывают истории о суровых людях, живущих во времена, когда слабые просто не доживали до своего совершеннолетия. Быт северян, из логика, их поступки были уже не первобытными, но по современным меркам нечеловечески жестокими. Здесь запросто убивают (причем холодным оружием и так, что морщишься, закрывая глаза), бросают на произвол, предают и подавляют волю. Дремучее средневековье выглядит почти таким, каким оно, скорее всего, было на самом деле. 

А в ту пору людям, чьи потомки сейчас топчу Норвегию, Швецию и Ирландию, жилось весело. Христианство завоевывало скудные умы людей, изгоняя паганские верования, замещая многих богов - богом единым. Эпоха завоеваний была в самом разгаре, кланы и целые нации шли войной друг на друга, сметая все на своем пути. Свирепый климат гарантировал всем выжившим в битвах с христианами, пережившим бушующие эпидемии чумы, умирающим с голода и от ран, билет в Вальхаллу. Но люди выживали. Уничтожали иноземцев, завоевывали новые континенты, сражались месяцами напролет. 

Способность выживать, бороться до конца, сражаться, зная, что победа не может быть завоевана – вот о чем рассказывает NORTHLANDERS. Иногда это показано буквально – здесь много выпусков, в которых группа харизматичных героев режут кого-то с другими верованиями/из вредности/просто потому, что так надо. Иногда, и это лучшие выпуски серии, на это намекают косвенно. Герои всех без исключения арков – отщепенцы, убийцы, воры, смутьяны. Антигерои. Часть из них не вызывает даже сочувствия, настолько они убоги и отвратительны. Но каждый из них за что-то борется, что-то превозмогает. Здесь есть эпическая битва средневекового дикаря с собственным разумом, начавшим играть с хозяином дурные шутки. Стремительная гонка лишившегося надежды охотника, загоняющего оленя даже когда он уже понял, что убийство зверя не спасет его самого от смерти. Борьба за выживание русской женщины в изолированной общине, раздираемой политическим противоречиями и чумой. 

Vertigo, издавшее серию, всегда славилось своим умением выпускать комиксы, направленные на взрослую аудиторию. NORTHLANDERS – канонический пример такого комикса. Его стоит предпочесть почти любой супергероике в силу того, что у кейп-комиксов почти никогда нет подобной глубины и атмосферы. «Северяне» могут понравится подросткам и молодежи, но диспуты о религии, вере, силе человеческого духа, выживании, самопожертвовании и прочем, из чего состоит серия, их прельстят куда меньше, чем сочный экшен, сдобренный гротескным насилием.

Последнего, кстати, тут очень много. Вуд перестарался с его количеством и проявлениями, хотя видно, что изначально все это безобразие (распятия живых людей, крупные планы рассеченных лиц в бою, всевозможные казни) тут присутствовало для того, чтобы придать серии неповторимый шарм. Также викинги очень много матерятся, что, опять же, не могло быть правдой. Их язык, который Браян сильно модернизировал, просто не мог состоять из подобных словестных конструкций. Но все эти приемы, - современный темп и структура диалогов, анахронизмы, гипертрофированное насилие, - это не ошибка, это твердый расчет. Вуд берет лучшее от современных приемов создания нарратива художественного произведения, и создает с их помощью самобытный комикс. Брутальный, жесткий, злой.

У серии есть несколько слабых выпусков, но они теряются на фоне общего великолепия. На каждый скучный выпуск про битву у моря двух бойцов, сопровождающуюся скучным повествованием, тут приходятся две интересные, вроде осады старого монастыря, уже упомянутого выпуска с охотником, гонящим оленя или же почти детективного выпуска о замерзшей во льдах девушке. 

Рисовали серию шикарные художники, один другого лучше. Все пятьдесят выпусков сага Вуда подкрепляется отличной визуальной составляющей. Каждый из художников рисует косматых бородачей, потроха на мече и укрытые пушистым снегом горы по-своему, но каждые это делает в высшей степени профессионально. Деклан Шелви, Бекки Клунан, Раян Келли, Лео Фернандез, Фиона Стейплз, и, кончено, автор каверов Карневале – все они трудились для того, чтобы NORTHLANDERS запомнились, как образец красивого комикса.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Избранное сообщение

CASA MARAVILLA - PART I, CHAPTER 1 (cont.)

ГЛАВА ПЕРВАЯ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ (продолжение) Funnies Inc . работало в две смены, стремясь удовлетворить потребности читателей, но...