понедельник, 21 декабря 2015 г.

ALIAS


ALIAS

Один из двух комиксов Брайана Бендиса, читать который можно на людях, не опасаясь при этом выглядеть в глазах общественности «ребенком лет восьми в дурацкой шляпе с пропеллером». ALIAS – неудобный комикс для всяких эстетов, любящих только плоды творчества молодых и голодных и плюющихся от одного упоминания Бендиса. За этот комикс и «Сорвиголову» один из самых плодовитых современных сценаристов справедливо заработал несколько «Айснеров» и ворох мелких призов. В то далекое время, когда сочинялся комикс про Джессику Джонс, Брайан числился среди самых перспективных авторов: его диалоги и стиль письма казались свежими, подход к жанру – новаторским, а рвение и желание работать в любимом медиуме не знало границ. Болезнь «Бендиса» ALIAS практически не коснулась – это образцовый детектив с четкими, интересными, живыми и великолепно написанными диалогами. Сейчас, когда библиографию Брайана можно представить себе в виде диограммы Венна с двумя едва пересекающимися кругами «качество» и «количество» (на их пересечении как раз и покоятся ALIAS, DAREDEVIL и POWERS), всяких психонавтов типа Алеша Кота принято котировать выше, чем обаятельного лысача. Бендис сам всячески этому способствовал, выдавая по десять сценариев в месяц и не особо заботясь о качестве исходного продукта, равному отрицательным значениям. ALIAS, меж тем, это Бендис-делюкс. 

Комикс был издан в начале нулевых, когда издательство Marvel запустило альтернативный импринт MAX. MAX был площадкой для игр, за которой пристально смотрели люди с большими калькуляторами в руках. Они терпеливо наблюдали за тем, как развивались вверенные им серии и кто из авторов заслуживал лучших игрушек, а кто – изгнания из песочницы. Лучшим комиксом, изданным MAX был PUNISHER Гарта Энниса, а в его тени рос и развивался как раз ALIAS.

Комикс рассказывает нам о приключениях детектива Джессики Джонс, женщины с какими-то барахлящими суперспособностями. Структурно все арки серии являются азбучными трехактовыми детективами и запоминаются не столько историей, которую рассказывают, сколько исполнением. Наравне с, пожалуй, CRIMINAL, в этом комиксе лучшие в детективном жанре диалоги (в меру литературные, достоверные, очень тщательно выписанные) и монологи героини, служащие типичной детективной экспозицией. Помимо этот Бендис создал действительно запоминающуюся героиню, многогранную и интересную. Джонс и обаятельна и серьезна, ее обуревают чувства и в то же время любой парень в длинном плаще и с детективным значком позавидует ее аналитическим способностям. Поскольку ALIAS состоит не только из расследований и скрупулезного анализа улик, а еще и из «slice-of-life» элементов, следить за Джонс не надоедает никогда. Вообще, удачных находок Бендиса в комиксе так много, что они и предопределили судьбу, например, недавней экранизации серии. Когда продюсерам нужно было найти адекватный комикс для сериализации, не перегруженный континюити, ориджинами, моралью и кроссоверами, чисто комиксными глупостями и невыразимо отвратительным пафосом, они откопали ALIAS, в котором героине приходится жить в мире супергероев, но те, в свою очередь, появляются редко, стоят по углам и выглядят на фоне живой Джессики скверно. В основе большинства арков – человеческая история, а не корнукопия спецэффектов. В меру интриги, немного камео, две части диалогов на одну часть экшена, одна классная героина, отказывающаяся быть дамой в беде или непробиваемой леди, отличный рисунок и, наверное, гениальные дизайнерские решения, касающиеся расположения «пузырей с текстом» - вот вам рецепт ALIAS. 

Напарник Бендиса, Майкс Гейдос, был художником с идеальным для проекта стилем. Фоторефренсы и общая строгость кадра как нельзя лучше подходят камерным или просто спокойным аркам комикса. Гейдос неплохо рисует статические кадры, поэтому многократные повторения и увеличенные изображение ранее показанных панелей в ALIAS выглядят уместно. Ах да, пока не забыл: Майклу нужно было дать маленький персональный «Айснер» за фирменные развороты серии. На них, как правило, клиент объяснял Джессике суть дела, но важно не это, а как художник оформлял подобные, довольно скучные на вид, вещи. Динамика и композиция в ALIAS такие, что поневоле обращаешь на них внимание. Арт не загораживают даже стены текста, которые тут еще и умело замаскированы. Меньший художник бы просто сошел с ума, придумывая, как можно обрамить единую сцену, на которой два героя обмениваются тридцатью и более фразами. Гейдос из неравной битвы с литературным талантом Бендиса вышел победителем. Столь изощренной визуализации диалогов я давно не видел. 

Если оценивать комиксы не по некоей универсальной шкале «рисунок-сюжет», а попытаться проанализировать свою эмоциональную вовлеченность в историю Джессики, то ALIAS для меня останется в памяти как прекрасная серия.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Избранное сообщение

PARADISE LOST - CHAPTER 7, PART 2

Самым сюрреалистичным юмористическим стрипом того времени был Sam's Strip , который писали и рисовали Морт Уокер и Джерри Дюма...