четверг, 15 января 2015 г.

SERGIO ARAGONES ACTIONS SPEAKS and LOUDER THAN WORDS


SERGIO ARAGONES ACTIONS SPEAKS and LOUDER THAN WORDS

Две отличных мини-серии бессловесных черно-белых стрипов от Серджио Арагонеса. Практически идеальный «чистый» юмор, начисто лишенный попыток приукрасить его за счет мата, обращения к острым социальным проблемам или же другими клише. Арагонес идет по трудному пути, изобретая шутки смешные, но довольно невинные. 

В каждом выпуске серий содержится около двадцати с лишним абсолютно разных шуток, каждая из которых занимает одну страницу. Арагонес – один из самых образованных картунистов в мире с, без преувеличения, безграничным кругозором. За декады работы над MAD Magazine, для которого он рисовал по два десятка стрипов в месяц (это были как однопанельные комиксы, которые назывались marginal, так и полноценные многопанельные стрипы, которые печатались в курируемой Серджио рубрике «MAD looks at…»), Арагонес шутил, кажется, над всем, над чем только можно было. Он просто выбирал тему, а затем с потрясающей легкостью придумывал массу шуток так или иначе касающихся её. Его блестящая техника и память позволяли ему воссоздавать самые разные сцены, рисовать любой необходимый объект в кадре и не ограничивать себя ничем. При этом все шутки, печатаемые в MAD, были также немыми. Его воспроизведение пантомимы в стрипах было отточено до блеска – абсолютно все шутки понятны для всех и каждого, а недостаток слов никогда остро не ощущается. 

По сути, обе опубликованные Dark Horse серии были очередным набором шуток из серии «MAD looks at…», только на разные тематики. Серджио шутит над всем: поварами, спорстменами, инопланетянами, эволюцией, кино, преступностью, религией, неандертальцами, врачами, художниками, заключенными, стихийными бедствиями, туристами, влюбленными парами, фокусниками, загробной жизнью и, конечно же, человеческой глупостью. Художник предпочитает ситуационный юмор – все стрипы основаны на чисто житейских событиях и реакции людей на них. Это самый универсальный юмор и самый же смешной, так как, я уверен, большинство из нас запросто может представить себя на месте героев того или иного стрипа( ну, или посмеяться над ним). 

Арагонес славится своим умением очень много и очень быстро работать, и его стрипы – лучшее тому подтверждение. Хотя он сам признается, что лишний раз заморачиваться с созданием юмористических стрипов смысла нет, ведь как только читатель увидит последнюю панель и осознает шутку, будет неважно насколько детализированными были сопровождающие ее кадры, он просто не может удержаться от создания подробнейших кадров. Его арт достаточно схематичен и прост, но Арагонес обладает феноменальной памятью (и техническими навыками), поэтому его комиксы буквально ломятся от наполняющих их деталей. Если дело происходит а автомастерской – будьте уверены, что там будут показаны все инструменты, которыми только могут воспользоваться автомеханики, плюс подробно нарисован интерьер помещения, все действующие лица, кот, пес, граффити на стене, кусок улицы с прохожими и транспортом, паутина на окнах, несколько автомобилей, сотни автомобильных запчастей, лужа масла на полу и прочее, прочее, прочее. Сцены почти никогда не требуют такого количества мелких подробностей, но вся прелесть арта Серджио в том, что законченный арт смотрится очень органично. Шутка при этом всегда на переднем плане, ее не загораживает ни арт, ни пузыри с текстом. Рассматривать все эти безумные панели просто доставляет отдельное удовольствие. Зная о своих технических возможностях, Арагонес периодически рисует однопанельные шутки, представляющие собой единый «Wrere’s Waldo» кадр с какой-нибудь завораживающей панорамой, вроде карнавала или же восхождения животных в Ноев ковчег. В свою очередь на периферии таких кадров разворачиваются свои маленькие шуточные мизансцены. 

Поскольку все действия в стрипах герои совершают без слов, их мимика просто обязана говорить за них самих. Серджио добивается даже большего – у него почти всегда по несколько десятков человек в кадре, и каждый из них воспринимает окружающую ситуацию по-разному. Но даже если все герои шутки, скажем, смеются, то делают они это очень разнообразно, сгибаясь пополам, показывая на объект насмешки пальцем и закрыв глаза от хохота. 

Ему под силу даже совсем сложные технические задачи. В одном стрипе ему нужно было нарисовать ищущего пятнистого пса человека. Но, во-первых комикс черно-белый, а во-вторых задача «показать без слов как кто-то ищет что-то другого ЦВЕТА» сама по себе является не из простых. Серджио выкрутился довольно изящно: он нарисовал картуш с абрисом пса, покрытого черными пятнами. 

Истории, не требующие демонстрации подобной техники, тоже выглядят здорово. Арагонес стремится воссоздать самые простые ситуации и рассмешить нас самыми простыми действиями персонажей. Его комиксы – это полная противоположность SPY VS SPY, который, кажется, создавался от конца к началу с точностью, с какой люди строят ракеты. Герои Серджио смотрят, как кто-то потерял парик, нашел муху в супе или же обхитрил ближнего своего. Большинство стрипов заставляют улыбнуться, ведь показанные в них события просты и повседневны.

И, конечно же, почти все шутки в сериях хороши. Большинство из них никогда до этого момента не печатались, но за счет скилла и врожденного чувства юмора Серджио выглядят как классика. ACTIONS SPEAKS and LOUDER THAN WORDS это чистейший образец guilty pleasures, начав рассматривать который, ты не остановишься пока не увидишь все шутки целиком.

THE PERRY BIBLE FELLOWSHIP


THE PERRY BIBLE FELLOWSHIP

Существует множество комикс-стрипов, чей юмор можно охарактеризовать как «циничный». Авторы некоторых делают упор на табуированные темы и раскрепощенность («Цианистый калий и счастье»), другие предпочитают шокировать читателя (Electric retard), кто-то осторожно злословит. При этом далеко не каждый стрип, щеголяющий сценами вроде «копрофил насилует расчлененного ребенка, больного СПИДом, обличая пороки современного общества» является по-настоящему смешным. Традиционные «опасные» темы всегда должны подаваться читателю с еще большей аккуратностью, чем повседневные, иначе шутка будет погребена под внезапно возникшим у аудитории отвращением. Иногда авторы подобных комиксов забывают об этом и их стрипы выходят, как бы это получше сказать, полемичными, но абсолютно не смешными. 

У Ника Гуревича, автора THE PERRY BIBLE FELLOWSHIP, как раз получается смешить читателя, обращаясь к неортодоксальным темам. В его маленьких трех-четырех панельных стрипах подчас происходит дикая жуть, но ты гогочешь над ней прежде, чем понимаешь насколько отвратительной была описываемая сцена. Гуревич мне видится аналогом популярнейшего мастера стэнд-ап комедии Джимми Карра от мира комиксов. Как и Карр, он демонстрирует, что если шутку подать правильно, то она будет и смешной и не оскорбит никого. 

PERRY BIBLE FELLOWSHIP начался как стрип для университетской газеты, но затем стал настолько популярным, что его перепечатывали десятки самых разных изданий на многих языках (включая русский, кстати). Арт Ника становился все более уверенным, а шутки – изобретательными. В них всегда была заложена оздоровительная порция цинизма, но вместе с тем стрипы почти всегда были полны иронии. 

Гуревич заставляет нас смеяться над пожаром в доме сирот, несчастной любовью, случайной эрекцией, уничтожением нашей планеты, собственными страхами, педофилами, глупостью, расчлененкой и прочим. Для каждого стрипа он подбирает свой стиль, рисуя его то нарочито простым с минимумом цвета, то чрезвычайно красочным и детальным. Фантазия позволяет ему часто создавать довольно изобретательные истории: реальность героев комикса подчас противоречит всем законам логики и гнется как того пожелает Ник. Гуревич в своих стрипах рассматривает целый спектр интересующих его тем, в числе которых есть, например, научная фантастика, религиозные мотивы, абсурд во всех его проявлениях и прочее. Все они, кончено же, служат лишь поводами для иронии и насмешек, но нужно признать, что среди сотен стрипов комикса почти нет повторяющихся. Герои, места действия, темы, формат шуток всегда меняется, а Ник редко когда позволяет себе дважды пошутить про, например, Библию. 

Юмор THE PERRY BIBLE FELLOWSHIP от самого комикса практически неотделим. Пересказать ту или иную шутку Ника может быть сложно из-за отсутствия возможности показать иллюстрирующую ее картинку. Так мой любимый стрип (самурай обращается к сидящей на дереве сове: «Мудрый Шиташи, я осознал, что приближается великая война». | Крупный план совы с дебильным выражением лица | Самурай, грустно вздыхая: «Ты не Шиташи») в пересказе, возможно, даже не вызовет улыбки, но как же чудесно Гуревич нарисовал его, давая возможность громко посмеяться над идиотизмом ситуации. 

Комикс Ника – отличный стрип. Он выглядит «апгрейдом» творчества Дака Эдвинга, великого Дона Мартина и других картунистов, славящихся неординарным чувством юмора, и в то же время не скатывается к туалетным шуткам или же эксплуатации какой-либо одной темы (Oglaf, к примеру, очень хорош, но на 50% состоит секса и обсуждений секса, что немного утомляет). Я всячески рекомендую его к прочтению не только людям, подозревающим, что за свое чувство юмора они должны гореть в аду, но и всем остальным

SUNDAY'S SHELFPORN #28 - LEGEND OF THE SCARLET BLADES LIMITED EDITION


SUNDAY'S SHELFPORN #28 - LEGEND OF THE SCARLET BLADES LIMITED EDITION

А вот и дефицитное лимитированное издание отличного комикса Саверио Тенуты. Humanoids по традиции издали его крошечным тиражом, но увесистый том все еще можно достать практически без проблем, переплатив лишь немного.

Не удивлюсь, если о LEGEND OF THE SCARLET BLADES вы не слышали. Это на удивление малоизвестный у нас комикс. Тенуту как художника кто-то мог знать еще по его публикациям в HEAVY METAL, но этот комикс является его единственной крупной работой. С альтернативными изданиями у комикса все плохо - есть только трейд по завышенной цене и вот это бесподобное слипкейс-издание. С учетом того, какой красивый у истории арт, брать рекомендую только лимитированный хард.

На фото выше - сам хард в слипкейсе. На фото ниже - сравнение комикса с делюксом и обычным хардом. Издание от HUMANOIDS незначительно шире привычных абсолютов. 


Хард по качеству ничем не уступает изданиям от DC.



Как видно на фото, тираж этого издания составляет всего 500 копий.



Те, кто видел видео с демонстрацией техники Саверио, которое я выкладывал в блоге, могли заметить как мастерски художник работает с акварелью и акриловыми красками. LEGEND OF THE SCARLET BLADES полностью нарисована от руки и выглядит очень необычно. 



Примеры страниц. 















Бонусов у издания почти нет - пару страниц со скетчами ими уже давно не считаются.




Обычно информация о том, какая это копия из лимитированного тиража указывается на первых страницах издания. HUMANOIDS же указали, что это 335 из 500 копий на самой последней странице.



Я редко когда покупаю комиксы, находясь под впечатлением от рисунка художника. Тенута же благодаря своей технике вполне вправе претендовать на мои деньги и ваше внимание. 


DAREDEVIL by MARK WAID


DAREDEVIL by Mark Waid

Может быть я что-то не понял? Вот этому комиксу критики выставляют сумасшедшие оценки? Неужели во вселенной Марвел сейчас такой застой, что именно этот комикс выглядит на фоне всеобщего уныния чем то грандиозным?

Я не боюсь нарваться на критику, поэтому скажу, что это просто хороший комикс. Не гениальный и не прорывной. Проблем в сценарии у него столько же, сколько и у любого другого супергеройского комикса. Арт там был отличным преимущественно на старте, а сюжет страдает от желания Марка Уэйда усидеть на двух стульях. Про мерзкие клиффхэнгеры вообще будет отдельный разговор.

Я сразу оговорюсь, что если бы я читал ран Уэйда по мере выхода номеров, то мое мнение было бы другим. Марк прекрасно знает, как завершать выпуски таким образом, чтобы читатели купили следующий исключительно ради любопытства. И тем не менее как целостная история комикс не ощущается. Отдельные выпуски тут периодически радуют нестандартными идеями, а Уэйд пишет Мэтта Мердока также хорошо как и Браян Бендис. И все же после отличного старта у серии начинают потихоньку возникать довольно пренеприятные симптомы «супергероического комикса».

Я думаю все со мной согласятся, что идея сделать Daredevil менее мрачным напрашивалась сама собой. Комикс десятилетиями пребывал во тьме и ангсте, погружал главного героя в самый натуральный ад и был скорее драматичным, чем развлекательным. Уэйд, отдаю ему должное, с задачей спасти серию от бесконечных самоповторов и топтания на месте почти справился. Новый DAREDEVIL заметно ярче, красочнее и легче, чем предыдущие его раны Бендиса/Брубэйкера. Мэтт словно сбросил десяток лет с плеч, и ведет себя как молодой мужчина – рискует, шалит, наслаждается собственными способностями. Увидеть, что героя с самым изуродованным прошлым во вселенной проапгрейдили до, наконец, счастливого человека было приятно. Вместе с более подходящими серии злодеями (Уэйд вернул старый ростер странноватых противников Мэтта прямиком из 60-х годов) у комикса появились чудесные диалоги, новая любовная линия, кардинально измененный статус-кво (все теперь знают, что Мэтт по ночам наряжается в кроваво-красное трико), достаточно неплохой, но клишированный магистральный сюжет и многое другое. Уэйд едва ли не наизнанку вывернулся, но сделал Мэтта обаятельным и умным героем, за приключениями которого интересно следить. 

Небольшая интерлюдия. Я не скажу, что являюсь большим фаном персонажа, но прочитал достаточно комиксов из серии DAREDEVIL чтобы объективно судить о ней. Этот комикс просто обязан быть выписан в «серьезном» ключе, либо же с минимальными вставками супергероики как таковой, если сценарист планирует писать его как можно дольше. Таким образом серия как раз и будет ощущаться монолитным произведением, в котором все компоненты сюжета от начала и до конца:
А) Связаны между собой.
Б) Не противоречат друг другу.
В) Взаимно дополняют друг друга.
Таким образом из всех ключевых автором «Сорвиголовы» только Майклу Бендису удалось создать цельный ран, всецело посвященный персонажу. Конец интерлюдии.

DAREDEVIL Марка Уэйда цельным не ощущается. Сценарист, сперва четко придерживающийся собственного замысла, пишет очень хороший комикс, где главный герой сражается с шагающими роботами и спускается в подземный город через дыру в могиле. К этому претензий нет, и я лично всегда хотел глянуть как Мэтт будет вести себя в незнакомой ситуации, далекой от привычных разборок на крышах ночного города. Но спустя какое-то время у Фогги обнаруживают рак. Серьезный такой рак, не шуточный. Мэтт крутит роман с Охотницей, ходит на свидания с новой героиней, бродит по лесу с группой потерявшихся детей и обзаводится профессией консультанта по юридическим вопросам. И тут случается выпуск с бывшей женой Мэтта, ныне сумасшедшей, где Марк пишет невероятно эмоциональный, искренний и просто отличный эпизод про то, как Мэтт все это время писал ей (та панель, где captions «Love, Matt» наслаиваются друг на друга на фоне пачки спрятанных писем вообще является лучшим моментом серии). 

Ну, и как это называется? «Осветление» серии? Да на кой хрен вообще было писать так много по-настоящему хороших и лихих выпусков, лишенных чернухи и душевных судорог, чтобы потом запороть собственную же идею все тем же окунанием серии во «мрак преисподней»? Серия при этом все больше сгущает краски: Мэтта хотят свести с ума, по его душу и душу его друзей приходят разные злодеи, Буллзай руководит всем из недр электро-гроба и прочее. Уэйд профессионально пишет уже лет тридцать верно? Неужели ему не было понятно, что попытки придать серии новизны все тем же, чем серия была как минимум десять лет до его прихода на должность сценариста, как минимум ущербны? Это просто странно. Уэйд, избавься он от всех самых интересных и запоминающихся выпусков серии, все равно бы написал классную драму (все драматические эпизоды выписаны очень хорошо), и точно также принеси он в жертву насмерть задолбавшие всех мелодраматические сопли, он все равно писал бы лучший из онгоингов. Но когда дихотомия соблюдается на протяжении всего рана, это неприемлемо. 

Глобальный сюжет мне напомнил о «Бэтмене» Гранта Моррисона. Все та же структура отдельных арков, оказывающихся взаимосвязанными и ведущими к кульминационной развязке. Множество на первый взгляд не связанных между собой событий, которые (сюрприз!), естественно, были спланированы прячущимся в клубах дыма главным злодеем, почему то не решающимся нанести сокрушительный удар. Попытки свести с ума главного героя путем внушения ему, что его психика становится нестабильной. Выйди «Бэт-эпик» не семь лет назад, все эти параллели не были бы настолько заметны. Какой-то большой претензией эти схожести назвать нельзя, но Моррисон просто не оставил подражателям никаких шансов как-то адаптировать его глобальный замысел для других серий. К слову, именно о Моррисоне я вспомнил просто чтобы привести более наглядный пример. Такое построение сюжета в комиксах встречалось неоднократно, просто Марк копирует у Гранта больше, чем у других сценаристов. 

Еще одним огромным минусом серии являются совершенно отвратительные клиффхэнгеры. Как и любой другой сюжетный инструмент, они могут быть использованы как мастерски, так и просто без повода и контекста. Последним часто грешит Браян Вон, а идеально и к месту их вворачивал Браян Аззарелло в «100 bullets». Уэйд так плохо их использует, что само их наличие в серии теряет смысл. Для того, чтобы клиффхэнгер работал, нужно хотя бы несколько раз делать так, чтобы события до и после него не были продолжением друг друга. Да, изначально прием, когда серия/комикс/глава книги заканчивалась каким-то резким драматическим событием, оставляя аудиторию в замешательстве, был призван именно что заставить людей смотреть/читать/слушать продолжение. Но это самый простой и бесхитростный метод использования данного прима. Уэйд слишком хороший сценарист, чтобы разбазаривать свое время и внимание читателей на настолько отвратительно сработанные моменты. Коиффхэнгеры в DAREDEVIL не значат вообще ничего. Капитан Америка начинает драку с Мэттом на улицах города? Ерунда, после непродолжительного разговора они разойдутся как ни в чем не бывало. Дружбе Мэтта и Фогги приходит конец? Конечно же нет, уже следующий выпуск сделает окончание предыдущего совершенно бесполезным. Таких слабых поворотов сюжета тут так много, что когда Марк выдает блестящий трюк на последней странице номера (Койот держит отсоединенную от тела голову Мэта), это лишь раззадоривает – почему каждый раз нельзя было использовать надоедливый прием так талантливо? Или Уэйд просто не может закончить выпуск как заканчивают его другие сценаристы – логично, тихо, степенно? 

Нужели Уэйд теперь играет по правилам больших издательств? В одном выпуске он обещает: «Это МАРВЕЛ, детка! В следующем номере Мэтт умрет, Фогги умрет, Мстители проиграют битву с Галактусом, который закусит Бостоном (или где-там происходят события серии), все живое будет дважды отсодомировано, и царствие сотоны продлиться десять тысяч лет! Купи новый номер чтобы узнать подробности!». Номер выходит, а в нем Мэт обжигает палец, Фогги подвергается насмешкам за свой лишний вес, а серия продолжается как ни в чем не бывало. В следующем же номере нам обещают девятнадцать вариантных обложек с Дэдпулом, тотальный переворот мировоззрения, сотону, Мстителей и возвращение Мэтта в качестве адвоката. 

Достаточно подробное рассмотрение минусов серии не означает, что их там много или же мне серия не понравилась. И то, что я критикую его больше, чем хвалю, не означает, что в серии все глобально плохо. Наоборот, у серии пристойный арт, хороший сценарий отдельных выпусков (и, если закрыть глаза, то и глобальный сценарий), и живые диалоги. В первой трети рана также была масса экспериментов как визуальных, так и сценарных, за которые Уэйду, Мартину и Ривьере хочется поставить памятник. Тогда как сценарист переизобретал «способности» Мэтта, попутно веселя публику динамичными погонями и драками, художники вытворяли совсем уж невероятные вещи, а серию хотелось покупать ради одних только обложек. DAREDEVIL чисто визуально выглядел лучшим комиксов в мире, я это подтверждаю. 

Я итоги комиксного 2014 почти не читал, но этот год вышел едва ли не первым за последние три-четыре, где профильные сайты не номинировали серию на «комикс года». Его, конечно, упоминали, но теперь все стараются сделать вид, что если ты не читаешь SAGA (или не считаешь серию лучшей в мире), то твое существование нарочито бессмысленно, прокаженный ты безграмотный неолуддит. Как будто я не знаю, что первая половина SAGA будет отличной, а вторая – говном, с финалом, где все умрут, а к сценаристу останется ворох вопросов, на который даже он не знает ответ.

Возвращаясь к DAREDEVIL. Его можно и нужно критиковать, и нет ничего страшного в том, что у хорошей истории есть свои минусы. Просто говорить о том, что их нет тоже не стоит. Все прочитанные мной рецензии на комикс сводились к похвале различных его аспектов, и никто словно не замечал откровенных несовпадений и халтуры. Так что если хотите рецензию, где серию не лобызают взасос, а критикуют, опасливо поглядывая на расчехляющиеся говнометы, то вы ее только что прочитали.

Избранное сообщение

"Банк-беглец" - Дональд Уэстлейк/BANK SHOT by Donald E. Westlake

BANK SHOT by Donald E. Westlake   Джону Дортмундеру осточертело выманивать у доверчивых домохозяек мелочь на пропитание. Но что по...