пятница, 13 марта 2015 г.

THOR by Jason Aaron


THOR by Jason Aaron

Худший комикс в мире. Разбазаривание таланта как самого Аарона, просто не знающего, что делать с героем, так и всех принимающих в этом балагане участие. В этом глупом, плохо нарисованном, плохо написанном, статичном и монотонном бреде, что выдали Аарон и Рибич, нет решительно ничего нового, как, впрочем, и утилизации старых идей, которые могли бы работать, будь в этом заинтересован хоть кто-то из авторов. Все это венчается отвратной концепцией, «спустя рукава»-реализацией и массой дико раздражающих моментов. Кому будет интересно подобное, я не знаю.

Аарон нет чтобы писать истории, которые он по-настоящему понимает, взялся за построение мифологии, которое его совершенно не интересует, это заметно с самого первого выпуска. А какие в комиксе отвратные диалоги и монологи, вы бы видели. Такого бы постеснялся не то, что Аарон, умеющий писать хорошие комиксы и персонажей, а даже создатели вэб-комиксов. Эта жуткая мешанина з древнеангийского и современного языков раздражает так сильно, что кальмар, поролон, микроскоп, батар… Люди, читающие мои рецензии по диагонали, уже ушли? Точно? Отлично! Тогда пришла пора рассказать о том, что я действительно думаю о новой серии Аарона и Рибича. Это бесконечно крутой комикс, кажущийся свежим, мастерски выполненным и интересным. Здесь идеальный сплав концепции и исполнения, толковая драматургия (насколько это возможно в истории про не шибко умного Бога), slow-burning сюжет, становящийся с каждым выпуском масштабнее и грандиознее, филигранные технические решения (первые одиннадцать выпусков, по сути, являются схваткой одного персонажа с другим), классный рисунок и это только часть того, за что THOR можно и нужно превозносить.

Аарон прекрасно стилизовал комикс под средневековое приключение в современном антураже. С одной стороны тут полно сцен с викингами в главной роли, с другой – не меньшая доза кибер-Вальхаллы, далеких планет и гипер-пространственных перемещений на древней ладье сквозь космос. 

Сценарист практически не сводит глаз с собственного героя, целиком посвящая весь сценарий ему одному. Тор, здесь присутствующий в трех ипостасях (молодой и наглый, модерновый участник «Мстителей», дряхлый и дерзкий), всегда находится в центре событий, а для большинства еще и служит катализатором. Это, опять же, очень похоже на старинные предания, сфокусированные на эпических приключениях фольклорных героев.

В центре сюжета первых двух сюжетных арок находится Бог-Мясник – безжалостный антигерой, задавшийся целью истребить всех и каждого Бога во вселенной, живого или же мертвого. За выпуск с ориджином этого Бога Джейсону хоть сейчас можно давать маленького Айснера, до того это правдоподобный взгляд на отчаявшееся существо, полностью отринувшее веру в помощь свыше. Мотивация истребителя богов не вызывает ни нареканий ни вопросов, что вообще большая редкость в комиксах как таковых. Бог-убийца же служит как главным антагонистом, так и поводом для Аарона поразмыслить на тему веры, а заодно и показать достойный Марка Миллара масштаб происходящего.

Кстати, о масштабе. Лучшим примером использования гипербол в комиксах для придания «весу» неким сюжетным событиям я все еще считаю часть Ultimate Galactus Trilogy, в которой Га Лак Тус был описан как ультимативная сила природы, сметающая на своем пути заминированные солнечные системы и роботов-стражей, взглядом тушащих Солнце. В GOD OF THUNDER есть подобные эпизоды, но за счет скилла Аарона они и лучше работают на сюжет, так и не вызывают потом, когда кажущееся непобедимым зло повержено, соответствующих вопросов. В комиксе есть сцена, когда библиотекарь показывает Тору секцию библиотеки с мириадами томов, в которых занесены имена Богов, числящихся неактивными. И это дает нам почувствовать масштаб происходящей катастрофы куда лучше, чем абстрактные цифры. Но это еще не все – ближе к концу второго арка Тор находит впечатляющую бомбу размером с планету, но тут уже внушает трепет не размер смертоносного девайса, а его назначение – годы работы с супергероикой дали Аарону бесценный опыт по чуть ли не схематическим построениям подобных концепций, поэтому когда узнаешь, что бомба нацелена уничтожить всех Богов во всех временных периодах от начала времени до его конца, то это позволяет очень хорошо оценить насколько высоки ставки в этом конкретном противостоянии Тора.

Джейсон Аарон мне никогда не казался кем-то вроде Гарта Энниса, который открыто демонстрирует свой атеизм, если не сказать больше. Но комикс о Торе вышел едва ли не более провокационный, чем «Preacher». Идея о том, что религия – это костыли для разума тут уравновешена только чисто сюжетными событиями, но не контр-аргументами. То есть для проформы тут есть пара рассуждений о том, что Бог-Потрошитель сам себя загнал в тупик, убивая божественных существ и тем самым уравнял себя в правах с ними, но не более того. Само собой, религиозный подтекст в комиксе про мордобой можно просмотреть если просто пропустить пару важных страниц, но приятно видеть столь качественно написанную мотивацию персонажа, который объявляет войну идее, концепции, чему-то большему, чем он сам. Финал у первых арок вышел совсем простым и незатейливым, обычная битва с поправкой на масштаб, но даже частичное внедрение подобных теорий в сюжет уже меня безмерно радует. Оказывается, чтобы выразить через рассказываемую историю свои взгляды на религию, не обязательно выписывать сцены, в которых кто-то стреляет Богу в лицо. 

Мелкие моменты в сюжете вроде тех, в которых появляющийся совершенно из ниоткуда и не известно для чего Тони Старк мигом улетает, заставляя облегченно выдохнуть, свидетельствуют о том, что Аарон не теряет фокуса, не разжижая свою историю посторонними камео. А появление внучек Тора, уделывающих молодую версию собственного деда, еще и доказывает, что сценарист не чужд самоиронии. В общем, чисто технически сценарии этих одиннадцати выпусков заставили меня по-новому взглянуть на персонажа: я никогда не был фанатом героя, но подход Аарона к его написанию делает приключения Бога Грома обязательными к прочтению.

Эсад Рибич своей толики похвалы заслуживает не меньше. У комикса совершенно нехарактерная для супергероев приглушенная палитра цветов, что только добавляет THOR атмосферы. Рибич умело рисует Тора именно как божество – эта инкарнация популярного супергероя мне импонирует больше всего. У Тора, которого рисует Эсад, не только впечатляющая мускулатура. Горящий взгляд Тора и его гордая осанка говорят о том, что их владелец бессмертен лучше некуда. 

Рибича можно пожурить только за невыразительный дизайн главного антагониста и некую статичность, присущую его арту. В остальном же рисунок прекрасно гармонирует с динамично развивающимся сценарием, не уходя на второй план. 

Ну и для тех, кто предпочитает читать финальные абзацы вместо полноценного текста, заключение моего «экспертного» мнения.

…ейка, фуникулер и остракизм. Да как я мог так опуститься: еще недавно я читал Уилла Айснера, а сейчас продираюсь сквозь коммерческую поделку без души. Это вопиюще бездарный пример использования франчайза, настолько поражающий своей серостью, что Аарону стоит признать, что его творческая импотенция оказалась хронической. Тупиковый, бездарный, скучный, несбалансированный, провальный, вялый – кто думал, что все эти эпитеты можно употребить к проекту человека, стартовавшего одним из лучших комиксов на военную тематику. Стыд и позор, позор и стыд! Можете упрекать меня сколько хотите, но если THOR GOD OF THUNDER является лучшим, что может предложить мне современная супергероика, то я предпочту читать старые, наивные и кривоватые, но бесконечно энергичные и инновативные комиксы «серебряного» века. А этот кошмар мне ни к чему.

SUPERMAN SECRET INENTITY


SUPERMAN SECRET IDENTITY

Необычный взгляд на самого узнаваемого супергероя планеты. Сценарист Курт Бьюсик и художник Стюарт Иммонен дарят нам потрясающий, личный и трогательный рассказ о жизни человека, открывшего в себе необычный дар. 

История Кларка Кена, названного так родителями с хорошим чувством юмора, начинается с его юношества. Кент, - обычный подросток, учащийся в школе и пишущий по ночам с помощью печатной машинки дневник, - подвергается насмешкам со стороны сверстников, старается понять, какой путь ему выбрать в жизни, учится сосуществовать в мире взрослых. Однажды ночью он обнаруживает, что может летать. Придя в себя после испуга (подобный опыт, скорее всего, напугал бы любого на месте Кларка), юноша парит в небе, не в силах поверить в то, что это происходит с ним. Вскоре Кларк открывает в себе другие дары, схожие с тем, которыми был наделен комиксный Кларк Кент. Пытаясь разобраться в себе, понять, как и почему именно он владеет подобными сверх-силами, Кларк углубляется в исследования – расспрашивает своих родителей, много читает о природных феноменах и много размышляет. Спустя какое-то время юноша решает, что пренебрегать подобным даром он просто не может. Кларк помогает попавшим в беду людям, сперва – в относительно житейских ситуациях, чуть позже – уже в полноценных масштабных бедствиях. Он старается, чтобы его «секретная личность» оставалась в тени, но очевидцы, газетчики и государственные службы все же неминуемо узнают о внезапных «чудесных» аварийных приземлениях самолетов, внезапно перенесшихся из горящего здания на улицу жертвах пожара и прочем. Агентство национальной безопасности все больше интересуется личностью героя, собирая о нем сведения. Кларк тем временем растет, обзаводится женой (бесстыжие коллеги как то свели Кларка с девушкой по имени Лоис, надеясь хорошо посмеяться, но пара, едва встретившись, оказалась неразлучна), готовится стать отцом, становится писателем и живет полноценной жизнью, о которой всегда мечтал. Но в какой-то момент, попав в ловушку, разработанную секретной службой, Кларк обнаруживает, что даже он, обладая несравненно могущественными силами, все же очень уязвим. Он бежит: уничтожает лабораторию, где он содержался и временно прекращает оказывать помощь нуждающимся. «Секретная личность» становится бременем…

Курт Бьюсик всегда умел писать личные, хорошо продуманные истории. Его и Стюарта SUPERMAN – одна из них. Это прекрасный рассказ о жизни и карьере супергероя, освещенный не столько с позиции творимых супергероем дел, сколько «от первого лица». Кларк Кент, обладая даром жонглировать поездами и летать к Солнцу, показан как самый обычный человек. Бьюсик убедительно демонстрирует, что как бы не отличался Кларк от обычного человека, его будут занимать те же проблемы, что и их. Насмешки в школе, трудности в построении карьеры, проблемы самоидентификации и прочее. Но вместе с этим на плечи человека, задавшегося целью помогать людям, ложатся и иные трудности. Как жить с подобной силой? Как выполнять свои обязанности, когда твою силу воспринимают как угрозу?

Курт, уже опробовавший схожий сюжет в созданных им «Marvels», вновь рассказывает нам о герое, прожившем в рамках комикса целую жизнь. Так и не ставший супергероем Кларк Кент, благодаря таланту Бьюсика выписан так здорово, что вызывает уважение не меньшее, чем его комиксный тезка. Он точно также ставит свой долг превыше всего, но тогда как в комиксах Супермен был во всех смыслах неуязвим, то в мире SECRET IDENTITY (куда более приземленном) подвиги Кларка могут иметь трагические последствия для него и для его семьи, но Кент все равно совершает их. Его свершения не сравнить с подвигами Супермена с Криптона, но Кларк избавляет людей не от угрозы инопланетного вторжения, а от лесных пожаров, авиакатастроф, торнадо – реальных опасностей. 

SECRET IDENTITY при всей своей непохожести на истории о Супермене, все же много раз так или иначе обыгрывает ключевые моменты из жизни Кал Эла, переосмысляя их в рамках рассказываемой истории. Иногда для этого авторы прибегают к визуальным образам, воспроизводя на отдельных панелях позы Супермена с иконических обложек Action Comics, но чаще действуют куда тоньше. Трогательный момент с признанием Кларка, когда тот просит Лоис расстегнуть ему рубашку, чтобы та увидела костюм Супремена под ним, одновременно и повторяет сцену из оригинального комикса, и обладает своим шармом, своей атмосферой. 

Чуть позже, когда Кларк Кент обзаведется семьей, SECRET IDENTITY станет напоминать STARMAN. Комикс, все еще рассказывая о жизни Кларка, на короткий миг станет чем-то вроде размышления на тему преемственности и наследия. 

А под конец истории Кларк вынужден будет переживать уже совсем другие эмоции, которые Супермен за все его годы публикации никогда не испытывал. Старость, снижение сил, необходимость заботы о пожилой супруге – таким уязвимым, но в то же время мудрым, собранным, герой комиксов не может быть по определению. Но Кларк Кент – не герой комиксов, он лишь сверх-человек, но человек тем не менее.

Читая комикс Бьюсика/Иммонена не расстаешься с мыслью, что если бы Кларк Кент был не журналистом, а писателем и вел дневник, то именно такую автобиографию в какой-то момент он мог бы написать. Все секреты, которыми нельзя поделиться с другими, все переживания, все эмоции от добрых дел – все это занесено на страницы манускрипта, служащего основой для SECRET IDENTITY.

Сюжет комикса захватывает с первых же страниц, на которых Кларк в спальном мешке красного цвета парит в ночном небе, а по завершении чтения у тебя остается приятное чувство завершенности, абсолютно не присущее комиксам про Супремена, всегда сконструированных таким образом, чтобы у них могло появится продолжение. Благодаря столь качественной работе Бьюсика SECRET IDENTITY напоминает бесподобный All-Star Superman Гранта Моррисона, но с поправкой на больший акцент взаимоотношений главного героя с семьей. Лучшей похвалы для комикса про Человека из Стали мне не найти, если честно.

Стюарт Иммонен, избравший для комикса нехарактерный для себя стиль, также держит планку качества очень высоко. SECRET IDENTITY основан на фото-рефренсах, снимках местности со спутника/вертолета и прочих вспомогательных материалах. Но как, например, в случае с Майклом Ларком, Иммонен очень грамотно работает с фото, заставляя пейзаж не выглядеть двухмерным статичным фоном. Огромные, детальные снимки с высоты нескольких километров, Стюарт дорабатывает так, чтобы мы смогли прочувствовать все то же, что чувствует Кларк, поднимаясь на ту же высоту. Лица персонажей, которые на при работе с фото-рефренсами иногда могут передавать фальшь в игре моделей, тут так хороши, что Иммонену хочется аплодировать. К тому же Стюарт в этот раз выступил и художником, и инкером и даже частично колористом (в паре с крутым Хосе Вилларубией). SECRET IDENTITY своими серыми тонами напоминает о комиксах пятидесятых годов, немного выцветших и старомодных.

Я прочел комикс залпом, совершенно не ожидая того, что выглядящий поначалу неприметно, SECRET IDENTITY станет для меня одним из самых памятных рассказов на тему супергероики. Это очень хороший комикс, достойный вашего времени.

THE SHADOW HERO


THE SHADOW HERO

Я всего дважды за то время, что веду блог рассказывал о sleeper hit – комиксах, оказывающихся значительно выше всяких ожиданий. Первый раз я писал о The Auteur (безумнейшем фанфике по мотивам всех любимых мной фильмов с кровищей и диковинным рисунком), теперь вот – о SHADOW HERO. Я узнал о комиксе не так давно, увидев массу трибьютов от первоклассных художников, рисующих нелепо выглядящего главного героя. Заказать комикс тогда у меня не получилось, а до доехавшей таки зимой до меня копии я добрался только сейчас. И что я могу сказать после прочтения комикса?

Восхитительно! Это колоритный рассказ о становлении супер-героя, проникнутый азиатской мудростью, восточными мотивами и философией. «Year One» в собственной вселенной, захватывающий и юморной. Прекрасный образец авторского комикса, проработанный и постоянно удивляющий тебя собственным сюжетом.

SHADOW HERO густо замешан на восточной мифологии, согласно которой в древние времена миром правили четыре теневых божества, принявших облик различных животных. В результате конфликта, тени рассредоточились по миру, а одна из них, тень Черепахи, вселялась в тени людей, награждая тех выполнением одного заветного желания и таким образом дожила до наших дней. Отец главного героя и был обладателем тени до определенного момента, а затем передал ее главному герою серии - юноше Хэнку. Тот разрешил Черепахе жить в своей тени только если та гарантирует ему иммунитет от пуль. Черепаха согласилась. Хэнк же, буквально подстегиваемый разворачивающимися в Китайском квартале событиями, становится супер-героем в зеленом плаще и почему-то плавках, берет себе имя «Зеленая Черепаха» и вершит правосудие.

Если синопсис комикса еще может показаться слабым, то, поверьте, сам рассказ совсем не оставляет ощущение вторичности. Напротив, с присущей азиатам любовью к драматургии (вспомните все свои любимые аниме-сериалы), авторы выстраивают живой, интересный, необычный комикс для всех возрастов.

В SHADOW HERO очень мало клише, присущих жанру. Родители главного героя не являются эталонной парой любящих друг друга мужчины и женщины – напротив, мать Хэнка пилит отца за его трусость, а сына за нежелание быть защитником их квартала. Черепаха, взявшаяся жить в тени Хэнка, хоть и помогает ему, но имеет свой нрав и любит хитрить. Даже наметившиеся отношения Хэнка с местной красавицей развиваются совсем не в так, как ожидаешь. А костюм главного героя! Хэнк, завернутый в плащ с изображением черепашьего панциря, бегает по улицам и лупит бандитов практически нагой. Финальная битва в конце комикса хоть и имеет место быть, но прерывается дико смешной интерлюдией, и, в целом, напоминает интеллектуальные шахматы, а не потасовку.

Но если сам сценарий как набор сцен, диалогов и транзакций от панели к панели просто хорош, то нарратив в комиксе превосходен. Комикс начинается как сказка, а затем, когда место и время действия сменяются, он лишь усиливает это ощущение. Джин Янг здорово умеет описывать как колоритных персонажей (мясник с полным ртом гнилых зубов), так и чувства героев. SHADOW HERO строится на том факте, что Хэнк стал супергероем только после того, как в его семье произошла трагедия (и этим невольно напоминает все фильмы с Джеки Чаном). Но и до страшного трагедии семья Хэнка отнюдь не жила припеваючи. Заботы людей, живущих в чужой стране и вынужденных прогинаться под чужой менталитет, в комиксе показаны без прикрас.

Вообще комикс, как японская кухня, полон контрастов: здесь смех сквозь слезы, радость и похороны в одном кадре, детективная история смешивается с криминальной, а вместе они оборачиваются супергероикой. 

Финал у SHADOW HERO на удивление духоподъемный. Это, пожалуй, единственный штамп, который комикс перенимает у западных проектов, но в случае с американскими комиксами далеко не каждый финал оставляет тебя в таком приподнятом настроении. «Зеленая Черепаха» же прощается с тобой на позитивной ноте, оставляя после себя приятное послевкусие. Плюс в конце авторы припрятали маленький, ни на что не влияющий, но забавный твист.

Нарисовал комикс Сонни Лью, автор «Маленького Робота», тоже, к слову, чудесного комикса. THE SHADOW HERO нарисован без каких-либо изысков, но с любовью. Лью рисует почти карикатурных персонажей, снабжая их потешной мимикой, а их окружение – слэпстик юмором. Плюс ему удалось сделать визуальный прием, когда персонажи обведены контуром менее раздражающим, чем в других комиксах, которые я читал.

Избранное сообщение

"Банк-беглец" - Дональд Уэстлейк/BANK SHOT by Donald E. Westlake

BANK SHOT by Donald E. Westlake   Джону Дортмундеру осточертело выманивать у доверчивых домохозяек мелочь на пропитание. Но что по...