воскресенье, 15 марта 2015 г.

TRILLIUM


TRILLIUM

Хороший комикс от Джеффа Лемира, который мог бы быть еще лучше, пожелай автор сосредоточиться на истории, которую он рассказывает, а не на экспериментах с нарративом и комиксной страницей. 

Лемир, безмерно радующий меня при каждом прочтении, сам в послесловии к TRILLIUM признается, что при всех своих талантах (а он отличный рассказчик, умеющий здорово вышибать из тебя сильные эмоции), ему так и не удалось за то время, пока он делал себе имя в индустрии, попрактиковаться в ворлд-билдинге. Создание собственных вселенных под силу далеко не каждому, оригинальных же вселенных – единицам, оригинальных вселенных и комиксов, для которых они созданы – горстке людей. Последняя когорта творцов, как правило, либо только подобным и занимается, либо достигает феноменальных результатов в «построении вселенных» за счет своего таланта.

Джефф же знаменит отнюдь не своей фантазией. И даже не сценарными навыками (он порой спотыкается на ровном месте), а искренним подходом к созданию своих работ и отличными диалогами. Большинство его лучших работ использовало фантастические элементы как часть антуража, но ни одна из них не была полностью выстроена вокруг канонов сай-фая. TRILLIUM же изначально был задуман Джеффом как приключение, мало что имеющее с реальностью, и в этом заключаются все преследующие комикс проблемы.

TRILLIUM очень амбициозен, но Лемир просто не вытянул собственный проект полностью, до конца ввиду того, что у него было мало опыта в создании столь сложных комиксов. Комикс переполнен инновационными техническими решениями, но большая их часть либо не работает, либо (что еще хуже) раздражает. До того момента, когда одна из глав заставила меня постоянно без всякой необходимости переворачивать книгу вверх ногами каждые десять секунд, TRILLIUM мне нравился куда больше. Я никак не могу ощутить эмоциональную вовлеченность когда меня выдергивают из рассказываемой истории столь грубо, да еще и возлагают на меня необходимость себя же наказывать, переворачивая туда-сюда комикс. 

Такие сложные технические приемы под силу далеко не каждому, признаю. И то, что Лемир смог таки внятно довести повествование этой главы до конца, вызывает у меня уважение. Но неужели для подчеркивания темы дуализма в своей работе нужно было так уж радикально менять свой стиль? Я думаю, нет. Великие экспериментаторы вроде Гранта Морисона и Алана Мура внедряли в свои труды сложные вещи постепенно. Между Doom Patrol и Pax Americana, между Miracleman и Promethea прошли десятилетия. Авторы уже научились идти на компромисс, подавать собственные идеи в наилучшем виде, искоренять совсем уж неудобоваримые концепции и цепко вести читателя за собой. Лемир, соответственно, только делает первые шаги и учится на собственных ошибках.

Создай он еще хотя бы две-три полноценных работы в собственных вселенных, «раздвоенных» страниц можно было бы избежать. Его историю, глубокую и личную, можно было не усложнять без надобности и рассказать линейно, абсолютно ничего по дороге не теряя. 

К сожалению, эксперименты с нарративом – это не единственное, что в TRILLIUM отдает любительским подходом. Сцена смерти матери Ники, к примеру, при всей свой красоте выглядит так, будто ее специально конструировали, выдавливали из себя, вставляли в комикс, не подумав до конца зачем она там нужна. Возможно, мне так показалось, но нарисуй ее Джефф чуть больше, сделай не такой скомканной, то нужный эффект был бы достигнут. Финал же комикса совсем странный: это азбучный искусственно созданный конфликт, сотни раз использовавшийся даже в самых узнаваемых фантастических сагах. Плавным, естественным нарративом Лемира тут и не пахнет – миссия главных героев обязана завершиться так, как описано в комиксе, они должны пожертвовать собой и все тут. Уж чем-чем, а клише такой комикс (даже без учетов плохих экспериментов все равно новаторский во многих смыслах) заканчиваться не должен.

Ладно, о промахах Лемира больше смысла говорить нет, лучше стоит рассказать о том, что в комиксе работает. 

Сразу скажу, по сумме составляющих негативные моменты в TRILLIUM позитивные не перевешивают, их несравнимо мало по сравнению с действительно запоминающимися, удачными находками. 

Сам сюжет, рассказывающий о будущем нашей расы, в котором неизвестный вирус уничтожил и оттеснил последнюю оставшуюся в живых тысячу человек, сосредоточен на описании встречи и развитии отношений Ники Тенсмит (девушка-ученый из 3797 года) и Уильяма Пайка (солдат в 1921 году). Встреча их происходит в момент, когда Ника в своем мире принимает триллиум (местный аналог пейота из книг Карлоса Кастанеды) в надежде найти спасение для людской расы. Ника переноситься из своего времени в 1921 год, попадая в объятия Уильяма, спасающегося от местного племени индейцев. Спустя некоторое время ей придется покинуть наше время, но вскоре она вновь переноситься в прошлое. А затем, в результате взрыва, устроенного у подножья таинственной Пирамиды (которая служит зеркалом между мирами), Ника и Уильям меняются жизнями чтобы в какой-то момент вновь обрести друг друга и попытаться отыскать спасение для умирающего человечества.

Первая треть TRILLIUM выписана идеально. Знакомство с персонажами, ощущение угрозы, нависшей в воздухе, такие разные миры героев – все это у Лемира получилось на пять с плюсом. Чуть дальше по ходу движения сюжета ощущение целостной истории прерывают сцены героев, живущих каждый в альтернативной реальности. На этом месте сюжет самую малость буксует, так как целых две главы герои приходят в себя, но зато их воссоединение показано чертовски зрелищно. Последнюю треть комикса герои ищет способ избежать смерти, а заодно в каком то смысле избегают ее сами.

Так вот: все три равные части TRILLIUM сами по себе одинаково хороши, но меня не покидает ощущение, что одна из них лишняя и к двум другим затесалась невзначай. Тем не менее, Лемир все еще отлично пишет. Героям, катающимся по эмоциональному эквиваленту «американских горок», сочувствуешь. Их смешанные чувства, как по отношению к окружающему их чужому миру (каждый из них словно живет чужой жизнью, постоянно зная об этом), так и друг другу ярки и искренни. Когда в конце герои объясняются друг другу в чувствах, веришь каждому их слову – тебе как и им кажется, что они знают друг друга вечно. Второстепенные персонажи тоже задних не пасут ( кошмарный каламбур, признаю): они прекрасно прописаны, бойко болтают и двигают вперед сюжет даже сильнее, чем Ника и Уильям.

Нарисовал комикс сам Джефф, рисунок которого усиливает ощущения от прочтения на порядок. Его фирменные «грустные» (так рисовать тоску в глазах может только он один) персонажи всегда нарисованы уязвимыми, печальными, чего-то ищущими. Стиль Лемира, в целом минималистичный, на удивление хорошо смотрится на многочисленных двухстраничных разворотах, уместных и эстетически красивых. Тут на них чаще всего происходят эпохальные для сюжета моменты, вроде сплетения судеб, требующих от рисующего их художника максимум выдержки и мастерства. Главный же козырь Лемира, лица и мимика, занимают чуть ли не половину комикса, что для жанра фантастики нетипично. Но Джефф, само собой, сконцентрировал рассказ на крупных планах не только потому, что они – его сильная сторона.

Колористами комикса выступили сам Лемир и Хосе Вилларубия (никакого отношения не имеющий к Superman Secret Identity, вписанный в число авторов по ошибке в результате того, что я параллельно с работой Бьюсика читал еще и TRILLIUM). Комикс покрашен акварелью, помогающей придать миру комикса новое измерение. Небо, играющее в TRILLIUM большую роль, разукрашено красивейшими «потеками» краски, неравномерно распределившейся по листу. Эффект от таких потеков, наслоений, случайных и рассчитанных мазков используется на протяжении всего комикса начиная с обложки и заканчивая изображением черных дыр. 

В целом, TRILLIUM хоть и не безупречный, но интересный комикс. Его обязательно нужно читать дважды, и, это главное достижение Джеффа Лемира, это хочется сделать сразу же, после того, как узнаешь, чем же закончилась финальная авантюра Ники и Уильяма. Как атмосферное сай-фай приключение TRILLIUM не ощущается совершенно, но вместо этого в космических декорациях разворачивается человеческая драма, которая мало кого способна оставить равнодушной. Герои комикса, их обреченный (и поэтому притягательный) мир, необычный взгляд автора на взаимоотношения и прочие достоинства заставляют полюбить TRILLIUM особой любовью.

Избранное сообщение

"Банк-беглец" - Дональд Уэстлейк/BANK SHOT by Donald E. Westlake

BANK SHOT by Donald E. Westlake   Джону Дортмундеру осточертело выманивать у доверчивых домохозяек мелочь на пропитание. Но что по...