вторник, 17 марта 2015 г.

SHAZAM! THE MONSTER SOCIETY OF EVIL


SHAZAM! THE MONSTER SOCIETY OF EVIL

Забавный комикс от автора эпохального BONE, Джеффа Смита, практически ничем не напоминающий о том, что Смит является обладателем десяти Айснеров и одиннадцати Харви. Это никоим образом не относится к самому комиксу, но меня уже при прочтении RASL волновало то, что Смит экспериментирует с другими темами, сюжетами и подходами к их написанию, а не развивает свои способности к «эпическому» сторителлингу, который ему так хорошо удается. Требовать от Смита каждый новый комикс делать в стилистике самого его популярного творения глупо, но лучше бы вместо эксплуатирования детской или же наоборот взрослой тематики, он балансировал на грани (а в BONE это ему удавалось мастерски).

Но Смит этого не делает. RASL был донельзя взрослым, циничным, заумным. SHAZAM! предназначен для детей. У комикса, основанного на старом арке историй о Капитане Марвеле, предельно простой нарратив, упрощенный сюжет, милые персонажи в главной роли, четко выделенная моральная дилемма и все остальные признаки творческого литературного продукта, созданного для детей и подростков. Ничего плохого в этом нет, а сам Смит с задачей сделать подростковый комикс справился отлично, но SHAZAM очень сильно напоминает творчество действительно талантливых людей, которые в результате жизненных обстоятельств (зачастую радостных) в какой-то момент своей биографии решают сделать совершенно противоположный по отношению к тому, чем они до этого прославились, продукт. Помните «Дети Шпионов» Родригеза? S!TMSOE вызывает те же ощущения.

В центре сюжета комикса история Билли Бейтсона, заполучившего силу Капитана Марвела, и случайно оставившего отпечатки ног на вершине Горы вечности, что привело к необратимым последствиям в человеческой истории, а конкретно – к появлению в Централ Парке двух гигантских металлических роботов и злодея, желающего уничтожить всех людей. 

К сожалению, я не смог прочесть оригинальный комикс, поэтому не могу с полной уверенностью сказать какая доля нелепости перекочевала из него в комикс Смита, но, полагаю, немалая. Джеф довольно бережно перенес в свою историю ключевые моменты из комикса сороковых годов, включая кадры с пещерой Семи Врагов Человечества. Собственный стиль изложения Смита в комиксе чувствуется хорошо: это привычный, очень плотный ритм разворачивающихся событий, продолжительные сцены диалогов главных героев, толковая подача экспозиции (тут ее прессуют в первые страницы каждого из четырех выпусков) и узнаваемый визуальный стиль Джефа. К последнему есть одна претензия – головы у персонажей никогда не соответствуют телам (у детей они слишком крупные, а у Капитана Марвела – непропорционально маленькая для его тела). То же самое было и у персонажей RASL, что даем мне повод утверждать, что Смит не просто неосознанно возвращается с к своему прошлому картуниста-мультипликатора, а нарочно предпочитает искажать черты собственных персонажей. Зачем – непонятно. 

Выверенный нарратив комикса, простой и понятный, лишь раз разбавляется шуткой для взрослой аудитории, что несомненно намекает о необходимости редактуры трудов всех авторов, работающих соло, то есть совмещающих работу художника и сценариста. Так, умелый редактор подсказал бы Смиту, что включать в невинный комикс сцену с комментированием журналисткой члена Капитана Марвела – все равно что купить детскую раскраску, и увидеть посреди страниц с бабочками, уточками и милыми зверьками как кто-то вкалывает себе героин в глаза. Более инородной шутки, с учетом направленности комикса, трудно себе представить, но то ли Смиту изменяет вкус (и чувство такта), то ли редактура и правда посчитала, что подобная сцена ни у кого не вызовет вопросов.

Помимо этих недочетов, SHAZAM! рискует понравиться всем, кто любит милые истории, отдающие эскапизмом. У комикса хорошо получается передать ощущения Билли, внезапно ставшего обладать невиданной силой и вовлеченного в невероятные приключения. Он, как мечтает любой мальчик, может парить в небе, сражаться с чудовищами, путешествовать, быть в глазах взрослых мужественным и сильным. Финал SHAZAM! так и вообще нигде кроме этого комикса не сработал бы, до того он слащавый и засахаренный. Но, вопреки всякой логике, хэппи-энд вышел похвальным, донельзя оптимистичным и просто отлично завершающим историю Билли.

В целом SHAZAM!, при учете что вы умерите свои ожидания от этого комикса (как не получилось это сделать у меня), является хорошим комиксов, способным увлечь как ребенка, так и взрослого. Он яркий, цветной, с правильной моралью и лихим темпом. 

В бумажной версии комикса всех читателей поджидает еще один сюрприз. Суперобложка делюкс-издания трансформируется в большого формата постер, нарисованный Джеффом Смитом. Постер восхитительно передает атмосферу комикса и подходит для обрамления.

Избранное сообщение

"Банк-беглец" - Дональд Уэстлейк/BANK SHOT by Donald E. Westlake

BANK SHOT by Donald E. Westlake   Джону Дортмундеру осточертело выманивать у доверчивых домохозяек мелочь на пропитание. Но что по...