понедельник, 6 апреля 2015 г.

SCENE OF THE CRIME


SCENE OF THE CRIME

Блестящий детективный триллер от Эда Брубейкера и Майкла Ларка. Для фанатов самой лучшей серии Брубэйкера, CRIMINAL, по сравнению с которой даже его неплохие супергеройские раны выглядят бледными, комикс станет настоящим подарком. Это правильный, разыгранный как по нотам детектив, с медленным закипающим развитием событий и постепенным погружением главного героя в настоящий ад извращенных человеческих отношений.

Брубейкер, обожающий жанр «крутого детектива», сумел скрестить простой нарратив книжных его версий с мрачностью киноэкранизаций. Здешний сюжет так хорош, что если полностью заретушировать все панели, оставив только диалоги и captions, то история практически ничего не потеряет. То, что мини-серию можно без каких либо скидок сравнивать с литературой, и делает из комикса столь захватывающее чтиво. Брубейкер очень многое (по собственному признанию от неопытности) рассказывает через внутренний монолог главного героя, а не через диалоги. Мне даже стало жаль, что он отошел от этой традиции в более поздних работах, так как атмосфера в том же CRIMINAL хоть и хороша, но до лаконичных, выверенных, броских описаний происходящего в SCENE OF THE CRIME она не дотягивает. 

Также у комикса очень низкий темп, присущий большим романам, а не комиксам. Все делается последовательно, медленно и не то чтобы очень зрелищно. Это никак не влияет на то, с каким удовольствием ты читаешь комикс, скорее напротив – любой фанат книжного нуара и hard-boiled классики мигом узнает размеренное повествование, с которым разворачивается действо.

Брубейкер, как и многие его кумиры, сделал местом действия комикса Сан-Франциско. Город, в котором работал никогда не называемый по имени сотрудник агентства «Континентал» или гнался за преступниками инспектор Буллит, в комиксном образе себя показан местом неприглядным. В нем легендарный фотограф криминальной хроники держит музей-офис, а с ним вместе живет его племянник – главный герой серии. Его зовут Джек Херриман, и у него, по традиции, есть скелеты в шкафу, темное прошлое и работа детектива. По просьбе знакомого, он берется за дело обратившейся к нему женщины, просящей Джека разыскать ее сестру. Простое дело становится сложным, когда Джек начинает углубляться в прошлое своей клиентки. Выясняется, что еще в детстве она и ее сестра были жертвами пожара, разгоревшегося в коммуне хиппи, а пропавшая девушка не так давно была замечена в нью-эйдж-полупритоне-полунарколаборатории, которой заведует человек, подозрительно похожий на скрывшегося годы назад главаря коммуны. Ситуация усложняется, когда Джек находит девушку и проводит ее допрос. Я бы с удовольствием рассказал о сюжете еще немного, но я вплотную приблизился к важной сюжетной сцене, которая, собственно, и заставляет Джека взяться за расследование по-настоящему. 

Брубейкер не только отлично сумел выстроить запутанный, витиеватый и многоходовый сценарий. Он еще и усложнил его за счет находок, используемых авторами уже после того, как был изобретен жанр «неонуар». Главный герой уже не выглядит как циник вроде Сэма Спейда, Филиппа Марлоу или Майка Хаммера, и тем более не убивает людей не моргнув как Паркер. Он обходителен, даже вежлив, умен, уязвим и человечен. Его мотивы и поведение очень сильно отличаются от большинства детективов в кино и литературе. При этом он также усерден, доводит дело до победного конца, жертвуя собственным здоровьем и связями с близкими. Джек отлично выписан и имеет собственный голос, но помимо этого Брубейкер наградил его отличным ориджином, который раскрывается аж в эпилоге мини-серии и служит кульминацией комикса. 

Постепенная же смена настроения комикса, начинающегося как детектив, а затем тяготеющего к триллерам, очень напоминает фильм «7 мм» в частности и общую тенденцию «очернять» сюжет триллеров 90-х, начавшуюся с гениального «Se7en» Финчера. Точно также, как и в фильме Шумахера, в SCENE OF THE CRIME с каждым витком сюжета, с каждым вскрытием подноготной персонажей, история все глубже становится отталкивающей, нездоровой. Когда Джек в конце серии расставляет все факты по местам и допрашивает свидетелей, а те сообщают ему о творящемся пороке, становится ясно, что эта история оставит глубокий отпечаток как в сердце Джека, так и в сердцах читателей.

Майкл Ларк с задачей нарисовать приземленный, но мрачный детектив-исповедь справился на отлично. За исключением крошечной оплошности, все в комиксе нарисовано идеально. Серый Сан-Франциско, омываемый мелким, противно моросящим дождем. Герои, ставшие жертвами насилия, на чьих лицах лежат тени. Угрюмая атмосфера беспросветности, осевшая в барах, придорожных отелях и фермах по выращиванию марихуаны. Ларк явно рисует с помощью рефренсов, но они не отвлекают, а добавляют реализма истории. Все виды мегаполиса, перерисованные с фото, замечательно передают ритм города, его «характер». В комиксе очень много строгих, скупых панелей с минимумом действия, но художник никогда не дает заскучать. Лица у Ларка тоже вышли отменными, но как раз с ними и связан его небольшой промах.  

Дело в том, что на одной панели у Ларка получилось изобразить на лице героя (я имею ввиду контур, прическу и овал лица) слишком маленькие черты лица. В результате в ключевом для комикса момента в кадре появляется вариация мема «Woll Smoth» с комично мелким ртом и глазами. Кто не углядел за столь нелепым косяком, сам Ларк или Шон Филлипс, работающий инкером, я не знаю, но сцена с участием Джека в результате ошибки кажется смазанной, хотя о недостатке тут же забываешь, поглощенный чтением.

В остальном же – отличная работа. Что Брубейкер, ставший главным сценаристом детективов в медиуме, что Ларк, нарисовавший комикс, могут гордится проделанной работой. SCENE OF THE CRIME превосходит даже более именитые серии за счет очень хорошего сценария и не менее удачного исполнения.

Избранное сообщение

"Банк-беглец" - Дональд Уэстлейк/BANK SHOT by Donald E. Westlake

BANK SHOT by Donald E. Westlake   Джону Дортмундеру осточертело выманивать у доверчивых домохозяек мелочь на пропитание. Но что по...