четверг, 18 июня 2015 г.

THE ULTIMATES


THE ULTIMATES VOL I

«Кокаин для глаз!»
Orionplanet, автор блога NEAR_THE_WINDOW

Я презираю Марка Миллара и все, что он делал на протяжении последнего десятилетия. Все его комиксы за этот период – разные сорта гуано, созданные с прицелом на экранизацию, а оттого ущербные. По большей части Миллар выдает изъеденный клише ширпотреб с закосом под Гарта Энниса (мачо-шутки и запредельный пафос), а используемые им приемы сторителлинга устарели сразу после изобретения, что при чтении его комиксов порождает странное чувство будто читаешь архаику. Его богомерзкая манера строить сюжет только на постоянном повышении ставок приводит к идиотским, абсурдным ситуациям и сценам, цитировать которые – лучший способ потерять уважение в цивилизованном обществе.

Если я недостаточно четко сформулировал свое отношение к сценаристу, то фраза «перспектива читать комиксы Миллара радует меня также, как анальное кровотечение» должна все расставить по местам. При этом я признаю, что первый том ULTIMATES – хороший комикс. Не без проблем, но его уровень существенно выше, чем у:

- всех комиксов Миллара вместе взятых;
- большинства супергероики вообще.

Что и как послужило причиной помутнения рассудка Марка я не знаю, но в начале нулевых он выдал шикарную концепцию, дополнив ее полудюжиной отличных сценариев, создав, таким образом, мощнейший блокбастер, превосходящий по масштабу все существующие до этого проекты в схожем жанре. Для тех, кто комикс не читал: это «Мстители» Уидона, сделанные правильно.

Сюжет серии, состоящей из тринадцати выпусков, довольно прост. Ник Фьюри, уступающий во влиянии только Богу, собирает на досуге команду супергероев на случай инопланетного вторжения. Когда команда собрана – оно ВНЕЗАПНО начинается. Пришельцы терпят сокрушительное поражение. Супергерои спасают мир и пьют шампанское.

В пересказе звучит не очень, но на деле работа, проделанная Милларом, при ближайшем рассмотрении определенно вызывает уважение. Он сумел понять, как реанимировать не только «Мстителей» для новой публики в новом тысячелетии, он создал ролевую модель «широкоэкранной супергероики» - жанра, который и позволил комиксам плавно мигрировать на экраны кинотеатров и бить кассовые рекорды. Миллар тщательно проанализировал труды предшественников серии (THE AUTHORITY в первую очередь), а затем отмел все чисто комиксные вещи, сосредоточившись на создании сценария, напоминающего таковой к фильму, а не комиксу. Темп подачи сюжета, ритм схваток, подача уау-моментов – ULTIMATES можно использовать как покадровый рефренс-материал для фильма.

Результатом этого стал кинематографичный комикс, чей масштаб и задор несопоставимы ни с чем в жанре. Это образец правильной командной супергероики. Вдвойне удивительно, что этого удалось добиться с ростером Мстителей - команды, состоящей из звезд комиксов первой величины. Обычно хиты подобного жанра (SECRET SIX – лучший пример) создаются когда сценарист берет команду третьесортных героев, а затем доводит ее до ума. Миллар же дивным образом умудрился выписать уже всем знакомых героев по-новому.

Лучшим мерилом любого комикса, чьим героем является больше, чем один персонаж, я считаю умение сценариста показать всю сущность любого героя в одной фразе. Гейл Симон, к примеру, в этом преуспела так, что ее командные комиксы местами напоминают «Светлячок» - сочные диалоги и виртуозное выстраивание командных отношений. В ее SECRET SIX один из героев, помешанный на оружии наемник Дэдшот, сказал о себе так: «Я встретил Дьявола однажды. Мы заключили сделку, и, знаешь, что я потребовал у него в обмен на мою душу? Больше пуль». Это идеал персонификации. Так четко выразить все, чем является герой и рассказать всю его историю одной крутой фразой могут немногие.

Миллар и здесь смог добиться невероятных результатов. Его Брюс Баннер, устроив дичайшую резню в центре города в обличии Халка, говорит: «Я соскучился быть большим». Герои состоят друг с другом в сложных отношениях, а одни так и вообще не хотят примыкать к команде. Пиком эволюции персонажей является сцена супружеской драки. Все герои ведут себя по-разному и являются незаменяемыми – еще один признак отлично проделанной работы сценариста. Капитан Америка, проспав во льдах шестьдесят лет, говорит и действует как галантный кавалер, в то время как Тони Старк упражняется в гедонизме и бьет рекорды управления летающей броней в состоянии алкогольной интоксикации.

Помимо этого в комиксе есть классное ощущение «зарождения» чего-то нового. Беспрецедентная атмосфера эпика, не рассеивающаяся добрую половину серии, лишь добавляет ULTIMATES драматизма. Первые шаги сверх людей задокументированны именно так, как должны быть – через серию over-the-top битв, погонь, заговоров и блестящих диалогов.

Ну, и, кончено, масштаб происходящего. Миллар повышает ставки всю серию, но даже вначале полно грандиозных моментов, а стартует серия так и вообще с битвы американских войск против нацистов-инопланетян. Дальше – больше. Панорамные виды Нью-Йорка, летающие авианосцы Хэллакэрриеры, истребление сотен людей в офисных зданиях, взрыв атомной бомбы, уничтожение командой флота космических кораблей – не будет преувеличением сказать, что это один из считаных комиксов со столь помпезным визуальным сопровождением.

Кстати, о ничуть не уступающем сценарии арте. Брайан Хитч уже осторожно пробовал провернуть нечто подобное с другим сценаристом, но JLA была столь скучной, что я, читая ее, вывихнул челюсть, зевая без остановки. Здесь же арт Хитча вписывается идеально. Милитари-помешательство художника, тщательно рисующего все кармашки на военной форме спецназовцев и все детали корпуса танка и пафосные диалоги Миллара созданы друг для друга как вазелин и сексуальные эксперименты. Хитч прорабатывает даже задники панелей на таком уровне, на каком не рисует Иван Рейс. ULTIMATES основан на фоторефренсах в лучшем их исполнении. То есть детализация и соотношение пропорций большинства людей и объектов сохранены, но статичная натура кадра скрыта. В последнем художнику помогают колористы и особенно Лора Мартин. Редко где колорист (как, например, в ELECTRA LIVES AGAIN), дополняя арт, облагораживает его так сильно. ULTIMATES популяризировали оранжево-синюю палитру блокбастеров, так любимую Майклом Бэем, что тоже заслуга Лоры. В целом доводить до ума довольно сложный арт Хитча – наверное, занятие не простое само по себе, но колористам серии еще ведь нужно было и передавать атмосферу сцен. С этим все вообще идеально – будь то трогательный момент или героический, Мартин точно подбирает нужные цвета.

И последнее касательно арта. Миллар задумал наделить всех героев лицами кино-звезд (а герои в комиксе даже обсуждают, кто кого бы сыграл в киноадаптации их приключений), но в итоге было решено остановиться только на Нике Фьюри, чьей моделью послужил Сэмюель Джексон. Так вот Джексон, позже действительно сыгравший Фьюри, нарисован нереально правдоподобно – все, включая хитрый прищур передано Хитчем идеально, и я даже жалею, что задумку не довели до конца, ибо посмотреть на рисованного Брэда Питта в броне Тора было бы забавно.

Внимательный читатель мог заметить, что в тексте нигде не сказано, что ULTIMATES хороши от начала и до конца. Это потому что они не хороши от начала и до конца. После седьмого выпуска серия пускается в шизофренические приключения по поиску злодеев, намека на которых раньше нигде не присутствовало, а акцент с ростера смещается в сторону отдельных героев, а то и вовсе непонятно куда. Снижается темп, а диалоги становятся набитыми экспозицией и косноязычием.

И, конечно, же мой любимый момент серии – шутка Капитана Америки. В этом весь Миллар. Он год ходил с мега-панчлайном за пазухой, а затем еще и выписал всю битву между Капитаном Америка и нацистом-ксеноморфом отличной, только для того, чтобы все испортить в мгновение ока. Фраза про букву на голове Капитана и ее значение сама по себе должна быть включена в золотой фонд комиксов. Но в следующем же выпуске Фьюри говорит Капитану что-то вроде: «Как ты круто сказал тогда, я прям вообще в осадок выпал!». И тут перед глазами встает изображение Марка Миллара, стоящего голым перед зеркалом с массивной эрекцией, ведь, видимо, только собственное отражение способно ее вызвать. С Олимпа сценаристов Марк мгновенно спускается в Марианскую впадину сценаристов, а затем начинает там копать.

Впрочем, недостатки серии не являются критичными. Огрехи не смазывают впечатление от умопомрачительных битв и колоссальных взрывов. Просто будь Миллар чуть талантливее, комикс мог бы стать шедевром, а не удачным экспериментом. Стремление задрать планку пафоса и масштаба происходящего сыграло с серией злую шутку – на фоне этого померкли характеры героев, которые и были центральной частью комикса.

Но имеем что имеем. Mark Millar lick goats, но ULTIMATES я все рекомендую всем, кто любит комиксы.

Избранное сообщение

"Банк-беглец" - Дональд Уэстлейк/BANK SHOT by Donald E. Westlake

BANK SHOT by Donald E. Westlake   Джону Дортмундеру осточертело выманивать у доверчивых домохозяек мелочь на пропитание. Но что по...