воскресенье, 21 июня 2015 г.

PROVIDENCE #1


PROVIDENCE #1

Раз никто не встречает аплодисментами новую работу живого классика комиксов, честь рассказать о новом полноценном проекте Алана Мура выпала мне. PROVIDENCE издают «Avatar Press», но это совсем не повод заочно приравнять его к свихнувшемуся говну, также известному как «большинство тайтлов Avatar».

Как и львиная доля всего, что Мур писал для сомнительного качества издательства, это комикс о Говарде Лавкрафте. Пионера мифологического хоррора Алан Мур очень любит, и даже написал вступление к прошлогоднему переизданию всех работ Лавкрафта. Над PROVIDENCE Мур работал все то время пока не писал новый Crossed или же уделял время своему второму полноценному роману, ставшему известным еще до выхода благодаря своему запредельному объему (свыше миллиона слов – это два полных «Властелина Колец»+два «Стража, Стража!»).

Итогом этого стал новый комикс, который судя по первым страницам, очень будет походить на «большие» произведения автора. Мур известен своей щепетильностью в отношении сценариев и производства комиксов. Первый номер серии – тому доказательство.

Западные рецензенты обнаружили в первом выпуске «ощущение рока» и прочее, но мне лишенный абсолютно любых проявлений ужаса номер таким не показался. Меня трудно заставить читать комикс, укрывшись одеялом (и только днем), потому, что его название отсылает к мощной прозе Лавкрафта, славящейся своим воздействием на читателя. От рассказов писателя я три месяца мучился небывало сильными кошмарами, заставившими меня даже прекратить их чтение. С PROVIDENCE такое тоже может произойти, но только в перспективе. Первый выпуск комикса лишь обозначает общее направление и знакомит нас с персонажами. 

Итак, о чем нам рассказывает PROVIDENCE #1. Весь сюжет первого выпуска служит прологом к дальнейшим действиям, хотя он силен и сам по себе. Мур сразу же демонстрирует нам каст персонажей, всех разных, постепенно прорабатывая личность каждого из них. В первом номере также начинается история расследования журналистом газеты (условный главный герой) тайны, которой окутана некая книга. Расследование приводит журналиста в дом странного человека, после чего между ним и журналистом происходит беседа. Журалист возвращается в редакцию и беседует с коллегами. Все. 

О том, что Мур вновь стал напоминать прежнего себя уровня если не «Swamp Thing», то хотя бы «Top 10», говорит многое. Пролог круто написан, и если бы комикс выходил по Netflix системе (то есть все 12 номеров были бы уже готовы), но за каждый следующий эпизод просили по, скажем, два бакса, я бы, дочитав дебютный номер, мигом пошел потрошить кошелек. 

Чем обернется расследование журналиста остается только гадать. Сейчас же история только начинает выстраиваться, хотя мне просто не терпится узнать что же в серии начнет происходить с неизбежным введением мистики в качестве сюжетной составляющей. Сейчас на это в выпуске разбросаны многочисленные намеки, явно включенные для подогрева интереса. К героям я уже прикипел, несмотря на то, что Мур детально описывает только протагониста. В PROVIDENCE все подано в правильном темпе и правильной же пропорции. Главный гость первого эпизода тоже выписан на славу, но в отличие от главного героя ему уделили всего несколько страниц.

Приятным бонусом стало возвращение Мура к корням – в конце первого выпуска идут пять рукописных страниц записок, написанных от лица главного героя. Они и пересказывают содержание выпуска, и добавляют новые детали, сообщенные нам от первого лица. Похоже, нас ждет нечто вроде «истории в истории» - приеме, использованном в «Watchmen». 

Читать прозу Мура приятно как никогда. Он всегда тяготел к написанию комиксов в литературном стиле, а готическая натура PROVIDENCE дает ему безграничное поле для упражнений в мастерстве. Единственным недочетом мне показалось отсутствие фирменных муровских captions, содержащих местами половину атмосферы выпуска и являющихся маленькими шедеврами сами по себе. Здесь же все передается через прямую речь. 

Берроуз от меня комплиментов не дождется. Зная как Мур пишет сценарии, его могут иллюстрировать одновременно все и никто. Его детальные описания каждой мелочи в комиксе не оставляют художникам маневров для экспериментов, заодно полностью лишая их любых заслуг как контрибьютора. На месте Берроуза мог быть кто угодно, и я бы предпочел кого-угодно ему. Сам арт Дженсена сносный, но его губит жуткая пластиковая покраска. Вообще, лучшие дуэты образуют равнозначно талантливые авторы, поэтому идеальное комбо в данном случае образовали бы Мур и Уильямс третий. Это, впрочем, только мечты. Остается только жалеть, что сценарий так сильно превалирует над рисунком.

Что на ждет дальше? Ну, зная умение Мура растворяться в материале (незабываемая глава FROM HELL от лица маньяка, режущего проститутку), может выйти лучшее переосмысление богатейшего наследия Лавкрафта. Сценаристу есть с чем работать, а собственное мастерство Алана в сочетании с колоритным наследием Лавкрафта может подарить нам незабываемое приключение. То, что Мур умеет эксплуатировать хоррор, мы уже знаем. Важно теперь увидеть как он вплетет в свою историю специфический стиль писателя и что из этого выйдет. В любом случае будет интересно.

Избранное сообщение

"Банк-беглец" - Дональд Уэстлейк/BANK SHOT by Donald E. Westlake

BANK SHOT by Donald E. Westlake   Джону Дортмундеру осточертело выманивать у доверчивых домохозяек мелочь на пропитание. Но что по...