понедельник, 29 июня 2015 г.

THE FAR SIDE


THE FAR SIDE

Если вы скажете мне, что есть на свете стрип смешнее FAR SIDE, то я назову вас:
- не разбирающимся в предмете разговора;
- лжецом;
- ламантином.

В силу того, что мое интернет-соединение сейчас напоминает эрекцию девяностолетнего старика (читай: «часто падает»), я не могу посетить Википедию и козырнуть точными сведениями о масштабе синдикации стрипа, но декада публикации более чем в 3000 газет ежедневно – это уровень самых любимых газетных стрипов вроде небожителей «Peanuts».

THE FAR SIDE – абсолютная классика юмористических стрипов. Невероятно смешной ежедневный комикс, чей уровень качества оставался неизменно высоким все десять лет публикации. Коммерчески успешный эксперимент по отсеиванию глупых, лишенных воображения, нудных, скучных, высокомерных, и просто серьезных людей. Не смеяться, читая стрип, может только человек, у которого чувство юмора ампутировали хирургическим путем. В своем роде FAR SIDE также смешон как шоу «Монти Пайтон» или же книги Терри Пратчетта, не говоря уже о менее значимых медиа-продуктах. Каждый из более чем 4000 стрипов стоит всех сезонов «Теории Большого взрыва» и вообще, FAR SIDE – лучшее, что изобретено человечеством, не считая микросхем и продажной любви.

Стрип настолько смешной, что львиную его долю не понимали очень много людей во время публикации. Редактору Гэри Ларсона, автора стрипа, часто приходили письма, в которых люди с… э-э-э… определенным складом ума требовали отменить публикацию комикса потому, что они его не понимали. Это уникальный случай – пойманные в мышеловку рутины простые американцы, чье существование сведено к быту и потребительству, не понимали простой стрип, в котором не было ничего сложного. Обычному, загруженному жизнью человеку, фантасмагорический FAR SIDE, жонглирующий темами и мотивами и часто описывающий ситуацию с совершенно неожиданного ракурса, и правда мог казаться высоколобым, вычурным и странным. Ларсон, впрочем, на людей без воображения внимания не обращал. Письма он коллекционировал, а стрипы делал все такими же интригующими.

Позвольте рассказать вам о том, что такое FAR SIDE и почему вы обязаны с ним ознакомиться, даже если в качестве альтернативы вам предложат навсегда стать властелином параллельного измерения, состоящего из шоколадных сисек и контактных линз, позволяющим убивать покушающихся на шоколадные сиськи комических акул взглядом (или что там будет аналогом для женской половины читательниц блога, я знаю что вы есть, можете не прятаться – возможно, выкрашенная в цвет любимого лака для ногтей галактика, населенная исключительно мужчинами, способными достигать оргазма только в результате двенадцатичасового разговора на ваши любимы темы).

Спорю, абзац выше будет стоить мне нескольких подписчиков, but that’s how I roll. Итак, FAR SIDE. Каждый из более чем 4000 стрипов серии – маленький ограненный бриллиант, кристально чистый гэг высшего качества, не тускнеющий со временем раз уж я застрял с этой «драгоценной» метафорой. Ларсон шутит на впечатляющее количество тем, притом шутит смешно, но разносторонний юмор серии – едва ли не последнее, за что стоит любить стрип. Все дело в том, как именно подается юмор. Где-то в половине случаев шутку нужно домыслить самому, изменить свой взгляд на мир, вспомнить что-то или же поиграть с парадигмой, согласно которым мы существуем. Подобный подход как раз и стоил Ларсону несчастных тупых читателей, но любой, кто научился читать не шевеля при этом губами, от изучения FAR SIDE получит несопоставимое ни с чем удовольствие. Все в стрипе создано, чтобы смешить вас. Картинки, ситуация, подпись (идущая отдельно и располагающаяся под однопанельным стрипом), уникальная «съехавшая» перспектива событий. Последняя ставит комикс в один ряд с трудами Дона Мартина – мессии MAD Magazine, славящегося феноменально нестандартным юмором.

FAR SIDE пленяет мигом. У стрипа милая, безумная атмосфера «мира набекрень», где Логика низведена до придворного шута при дворе царя Абсурда. Гомерически смешные ситуации тут грубо нарушают причинно-следственную связь, пространственно-временной континуум и очень часто являются иллюстрацией эталона человеческой глупости. Кроманьонцы тут высекают из камня тостер, мужчина в темной подворотне протягивает закутанному в черный плащ слону с насупленной мордой фото кота и говорит: «Это должно выглядеть как несчастный случай», выживший после кораблекрушения человек поднимает на борт надувной лодки ящик с чем-то, приговаривая: «Никогда не знаешь, когда тебе понадобятся ржавые гвозди, осколки стекла и иголки».

Одним из моих любимых стрипов является тот, в котором в кадре показан мертвец и попугай. Подпись под изображением гласит: «Тук-тук! Вы в порядке? Тук-тук! Полли хочет крекер! Тук-тук! С вами все хорошо?».

Уоррен Эллис, создатель всем известных нам комиксов и интернет-Иисус, в своем блоге однажды рассуждал на тему писательства. Говоря о собственной прозе и «Кровавом Меридиане» МакКарти, Эллис сделал любопытное сравнение, которое я нахожу идеально передающим мои личные впечатления от романа. Он заметил, что по пока мы все (авторы) блуждаем во тьме, пытаясь нащупать и передать словами что-то невыразимое, высказать что-то ускальзающее от нас и заставить слова «работать», некоторые гении вроде МакКарти как будто «видят все как при свете дня». Эллис, конечно, имел в виду сверхъестественную литературную одаренность писателя, позволяющую ему создавать ошеломительно точные описания сложнейших сцен.

Это действительно так. По сравнению с МакКарти почти все авторы выглядят как крупица соли рядом с Эверестом. Каждый из авторов может выдать удачный кусок романа или рассказа, опять же, «бриллиант», но почти все обязаны перемежать «бриллианты» с «кусками угля» - обычными пассажами, сценами и событиями. Невозможно, вроде бы, составить роман только из удачных кусков, только из «бриллиантов». Поэтому когда что-то вроде «Кровавого Меридиана» ложиться на полки магазинов, все критики и писатели дружно сходят с ума, потому что это как раз тот роман, в котором нулевое содержание «угля». Только сочнейшая, мощная, затмевающая все проза.

FAR SIDE как раз того редкого пошиба вещь, не состоящая из слабых мест. Каждый стрип хорош. Каждый стрип смешон. Каждый стрип работает. Я понимаю, что сравнивать роман и комикс – верх претенциозности даже для родившегося с моноклем в глазу меня, но это единственная возможная аналогия. FAR SIDE гениален, но чтобы понять это высокого IQ как раз не требуется. Ты просто читаешь истерически смешные, порой, шутки одну за другой, ждешь повторяющихся, но так и не дожидаешься. Несравнимое ни с чем достижение если подумать. Ларсон дает нам полюбоваться всеми гранями всех жанров юмора, точно фасетами алмаза, а затем на наших глазах высекает несколько новых, уникальных.

Критик, живущий в моей голове и периодически нашептывающий «Возьми топор, возьми топор…», очевидно болен, но, что еще хуже, он постоянно работает, заставляя меня подмечать недочеты даже в самых лучших произведениях искусства. Сейчас маленький гаденыш сообщает, что иногда Ларсон рассказывает одну и ту же шутку при помощи разных ситуаций. Так вот, мистер «арт в Habibi оттенен нездоровым сексуальным подтекстом происходящего», сама шутка от этого хуже не становиться. Гэри прилагает достаточно усилий для того, чтобы подобные гэги не казались точными копиями друг друга. И вообще: еще одна подобная ремарка, и я засяду за «Lady Death”, а ты умрешь от переутомления на втором выпуске.

Итак. FAR SIDE. Говорят, что десять минут смеха в день продлевают жизнь десять лет. В таком случае чтение FAR SIDE - прямой путь к бессмертию.

Избранное сообщение

"Банк-беглец" - Дональд Уэстлейк/BANK SHOT by Donald E. Westlake

BANK SHOT by Donald E. Westlake   Джону Дортмундеру осточертело выманивать у доверчивых домохозяек мелочь на пропитание. Но что по...