суббота, 8 августа 2015 г.

SUNDAY'S SHELFPORN #43 - THE COMPLETELY MAD DON MARTIN


SUNDAY'S SHELFPORN #43 - THE COMPLETELY MAD DON MARTIN 


О жизни и творчестве Дона Мартина я уже писал в статье о журнале MAD Magazine. Для MAD Мартин был важнейшим контрибьютором, радовавшим поклонников журнала двадцать с лишним лет. Юмор Мартина был новаторский, очень колкий, строящийся на абсурде и необычных ситуациях. Мартин во многом повлиял на следующие поколения картунистов - не даром предисловие к этому издания написал сам Гари Ларсон, создатель самого смешного стрипа в мире FAR SIDE. Значимость фигуры Мартина для жанра описать сложно, да и в контексте рубрики делать этого смысла нет. То, насколько был важен великий Дон Мартин, издательство Running Press, издающие все публикующиеся MAD книги, отразило в самом издании. Сегодня как раз рассказываем о нем.

Для большинства авторов MAD вершиной творчества было издание в отдельной серии - MAD's Greatest Artists. Я уже рассказывал о таком издании, посвященном творчеству Серджио Арагонеса. Журнал с трепетом относится к своим авторам, поэтому даже такие тома издаются безупречно. Все от полиграфии до реставрации контента выполнено на высшем уровне. Издание, посвященное Дону Мартину (то, которое вы видите на фото) же вышло совсем уже просто таки неприлично качественным.

Это одно из двух "специальных" специальных слипкейс-изданий MAD. Второе - все собранные "фолд-ины" Эла Джаффи, тоже безумно крутая штука. 

Для начала обсудим габариты. Я ожидал что двухтомник по формату будет копировать оригинальные издания MAD's Greatest Artist. В действительности же Running Press сотворили исполинское чудовище, которое по размерам превышает как "абсолюты", так и "титаны", которые шире книг DC. Двухтомник весит чуть больше семи килограм и с трудом помещается у меня на полке. 

На фото ниже - сравнение габаритов с абсолютом DC, делюксом и обычным хадром. В силу того, что я снимал в солнечный день, мне пришлось присесть, чтобы обложка книг не бликовала. На самом деле книги о Доне Мартине заметно выше и шире, чем абсолюты.


Более удачный ракурс. 


Слипкейс сделан отлично. О качестве таких изданий можно судить по внутренней отделке слипкейса. Тут для оклейки его изнутри использовалась бумага качественнее, чем в любых делюксах. Ее аналогом является бумага, на которой печатают свои комиксы Top Shelf. Я уже молчу о рисунке на боках.




Двухтомник брался в б/у состоянии в силу своей цены. Сейчас все еще можно купить его за 60+ долларов с рук. Предыдущий хозяин очень любил кошек, поэтому мне пришлось как следует почистить книги от шерсти. Но в остальном это идеально хранившаяся копия, ничем не выдающая свой возраст.




Набор с трудом помещается на столе. Оба тома изданы безупречно. В оформлении обложек использовалась ткань и что-то вроде винилового покрытия. 



Знаменитая ономатопея, которой славился Мартин, открывает первый том. 





Послесловие Гари Ларсона. В начале книги.



А это уже предисловие.



За которым следует введение.



За которым следует очерк о Мартине.



И, наконец, сами комиксы Дона. Книга разбита на промежутки, охватывающие по четыре года. В двух томах собраны абсолютно все стрипы, карикатуры, полноценные статьи, рисунки, скетчи, обложки и прочее, что рисовал Мартин, работая на MAD Magazine. Более 1000 страниц контента.


Самый первый стрип мартина. Весь арт снабжен подписями, подсказывающими когда именно он был опубликован в журнале. 



Пару слов о качестве бумаги. У меня в коллекции есть всего с десяток книг, где бумага лучше. Ни один абсолют и омнибас не могут похвастать такой полиграфией. По качеству она чуть лучше той, которую использует Dark Horse при издании BD-материала, но еще толще. Огрехов печати нет как таковых. Лишь один стрип выглядит скверно (не самое лучшее качество сканирования и "плывущие" цвета), но с учетом материала это даже не капля в море, это ничто.







Мартин был одним из первых авторов журнала, чей материал перепечатывали в виде отдельных трейдов.



Книги пестрят письмами от коллег, вовсю расхваливающих талант Мартина. 



Более традиционный рисунок Дона.





Перу Мартина принадлежат некоторые каверы журнала. Все они опубликованы здесь.



Скетч Джека Дэвиса.






Вот таким вот подходом к юмору и славился Мартин. 










Одна из моих любимых шуток на странице слева.



Период активного использования звукоподражаний. В изобретении ономатопеи Дону не было равных. SHPLAZIK!










Стрип на странице слева (это его окончание, кстати) послужил вдохновением Джеффу Смиту. В честь Фоунбона он назвал одного из героев эпоса BONE.




Цветные иллюстрации в MAD печатались на задней стороне обложки.







Что же до эксклюзивных материалов, то в этом издании, например, напечатаны каие-то мелочи вроде открыток с дизайном Мартина, стикеров, и кучи контента, изданного в "специальных" изданиях журнала. Спешиалы MAD выходили часто и были по большей части компилляциями лучших материалов за определенный период, но пару страниц или фичеров авторы придумывали с нуля. Отдельной темой были обложки специальных номеров и постеры. 











Второй том. Поздние годы и сотрудничество с Даком Эдвингом.





Фото авторов MAD, снятое во время mad trips - ежегодных поездок журнала за границу. 






Оригинальную публикацию статьи Мартина о моде я пропустил или забыл. Когда же я снимал фото для рецензии, позы мужчин-моделей заставили меня расхохотаться. Что-то невероятно абсурдное и смешное есть в этих рисунках.






Письмо от автора "Гарфилда".



Полноцветные иллюстрации. Мартин-магия. 































Если в первые годы работы в журнале Мартин писал шутки сам, то под конец своей карьеры в MAD шутки ему помгал придумывать коллега Дак Эдвинг. В биографии MAD описывается процесс создания таких шуток: Эдвинг говорил, что просто болтал с Доном по телефону, а тот затем рисовал гэг в своем неподражаемом стиле.


В этой же книге показана еще одна сторона этого процесса - скетчи Эдвинга.












Битлз. Шедевр Мартина.














А это уже скетч самого Дона.











Еще одно фото редакции MAD.




Некоторые из авторов, присутствующих на обоих фото, до сих пор работают на MAD.











Итог: сочетающий в себе все прелести эталонной полиграфии и высочайшего качества контента, этот двухтомник будет украшением любой коллекции. От меня Running Press удостаивается высочайшей похвалы. Их издание просто великолепно. 


Избранное сообщение

"Банк-беглец" - Дональд Уэстлейк/BANK SHOT by Donald E. Westlake

BANK SHOT by Donald E. Westlake   Джону Дортмундеру осточертело выманивать у доверчивых домохозяек мелочь на пропитание. Но что по...