вторник, 20 октября 2015 г.

THE BLACK BEETLE


THE BLACK BEETLE

Хороший прямолинейный палп-детектив от Франческо Франкавиллы. Если бы не злоупотребление клише и более органичный злодей, цены бы ему не было.

«Черный жук» повествует о расследовании, которое ведет титульный персонаж, скрывающийся под псевдонимом Черный Жук. В Кольт-сити происходит массовое убийство криминальных воротил. Черный Жук невольно оказывается свидетелем трагедии: прямо у него на глазах взрывается пафосный ночной клуб, в котором собрались на встречу главы двух крупнейших мафиозных семей. Жук решает узнать, кому еще кроме него эти люди приходились врагами. Он добрался до местной тюрьмы в надежде расспросить одного из отбывающих там наказание заключенных, но вновь отстал на шаг от таинственного убийцы. Загадочный Лабиринто успел устранить беднягу-вора и скрыться. Между Черным Жуком и человеком в желтой маске начинается дуэль…

THE BLACK BEETLE хорош тем, что это комикс без ориджина главного героя. Мы даже не узнаем его имени. Он просто еще один борец с преступностью, очень похожий на Спирита. Не связанный какими-то ограничениями, Франкавилла выстраивает дебют героя весьма впечатляющим.

Поскольку в мини-серии все замечательно, претензий у меня к ней всего две. Первая – неудачный главный злодей. Он единственный, кто выглядит неуместно в комиксе. Сам Черный Жук хранит традиции нуара – выглядит круто и загадочно, будучи облаченным во все черное. Лабиринто же носит желтое трико и имеет весьма расплывчатые мотивы. Он словно дублер кого-то из актеров, играющих в низкобюджетном сай-фай кино, по ошибке зашедший в павильон где снимают «The Big Sleep». Франкавилла снабдил его своей историей становления, но та мне показалось столь же краткой, сколь и фальшивой. Еще один большой минус кроется в личности злодея – по традициям детективов имя убийцы упоминается в самом начале комикса, но вычислить его может только сам Жук, лишая читателей радости сделать это вместе с ним или даже за него. Второй минус серии – обилие клише и строго утилитарный стиль повествования. Я объединил их в один пункт, потому что оба проистекают из неопытности Франкавиллы-сценариста. Штампов нужно бояться любому автору, а фразы вроде: «Выбирай, по-хорошему или по-плохому?» даже аматоры перестали тащить в свои фанфики, оставив их гнить в том же углу, где белеют кости расхожего «этот город погряз». «Скованный» нарратив тоже чуть портит впечатление от хорошей истории. Детектив – это не всегда «Привет, - сказал я». Это еще и смачные, запоминающиеся описания, всегда отличные диалоги и атмосфера, созданная при минимуме стилистических приемов. 

Ладно, перейдем к описанию того, что Франческо удалось. Редко какой нуар выглядит так хорошо, как комикс Франкавиллы. Тот досконально знает эстетику жанра и смешивает ее с модерновыми боевиками (Жук стреляет с двух рук, резиновые маски), порождая стильный коктейль. Самые красивые кадры в серии – двухстраничные развороты. Они выразительны, продуманы и блещут нестыдным дизайном. Я мог сетовать на то, что у автора мало опыта в написании сценариев, но когда дело доходит до карандаша и туши, Франкавилла просто не может подвести. Меня сразил наповал красивейший кадр ближе к концу серии, на котором была показана карта местности Кольта, плавно переходящая в особняк, стоящий на отшибе. Столь мастерское использование пространства страницы выдает в Франкавилле опытного художника. На недостаток изобретательных кадров THE BLACK BEETLE пожаловаться не может: в ход идут POV-кадры, панорамы, лавиноподобные развороты без четкого деления на панели и прочее. Лишь раз трюк Франческо показался мне, опять же, упрощением, на которое можно было не идти. В ключевой момент разоблачения личности Лабиринто Жук говорит о «кусочках паззла, начавших собираться в цельную картину». К моему великому разочарованию следующие две страницы содержат паттерн головоломки-паззла. Они все еще очень красивы, но это же совсем наглядно!

Впрочем, помешать наслаждаться THE BLACK BEETLE мне такие мелочи не помешали. Это верный корням жанру нуар, выделяющийся на фоне собратьев превосходным артом. Дайте ему шанс.

Избранное сообщение

"Банк-беглец" - Дональд Уэстлейк/BANK SHOT by Donald E. Westlake

BANK SHOT by Donald E. Westlake   Джону Дортмундеру осточертело выманивать у доверчивых домохозяек мелочь на пропитание. Но что по...