среда, 11 ноября 2015 г.

CEREBUS. YEAR OF THE AARDVARK. DAY 24 - ISSUE 24


YEAR OF THE AARDVARK.

DAY 24 - ISSUE 24 – SWAMP SOUNDS

… путешествие Серебаса продолжается…

Непривыкший долго задерживаться на одном месте Серебас скучает. Его времяпрепровождение составляют сон, поглощение пронесенного контрабандой алкоголя и игра в карты с девушками. Днями напролет он полулежит на кровати, слушает болтовню студенток и хмурится. Иногда они обсуждают что-то интересное. Героизм, например. Девушек поражает циничная натура трубкозуба, не относящегося с почтением к дамам, детям и слабым. Серебас отвергает все их доводы: он скитался так долго, что знает истинную цену широким жестам и благородности – ноль. В минуты покоя, когда трубкозуб дремлет, убаюканный шелестом дождя, его иногда будит странный звук, раздающийся неподалеку от дома. Мокрое шлепанье, словно по растаявшим с наступлением весны болотам ходит кто-то огромный. Серебас пытается узнать у мадам ДюФорт природу происхождения звука, но та лишь придумывает новые отговорки. В очередной раз проснувшись от громкого чавканья, трубкозуб понимает, что мерзкий звук доносится из дома. Он вооружается и спускается в подвал, где видит нечто совершенно потрясающее…

Ок, я понял паттерн, Дэйв. После серьезного выпуска должен идти комедийный, а после интересного – скучный, так? Во всяком случае пока два выполненных на одинаковом уровне выпуска, имеющих единую атмосферу, подряд еще не выходили. Взять, например, этот. После очень хорошего двадцать третьего номера мы видим превращение триллера в смешной балаган. Появляется профессор Чарльз Икс Клермонт, лысый и тощий, как высушенная древесная палочка. Для полноты картины он заведует некой организацией для «одаренных подростков». Занимается Чарльз Икс Клермонт попытками воззвать из мрака несуществования тварь столь жуткую, что само ее описание было засекречено конклавом магов многие тысячелетия назад. Тварь эта выглядит… прежде всего экстравагантно, но если описывать по существу, то сплетением болотной растительности, наделенной разумом. Мой пародиеметр зашкаливает, Дэйв.

Главный вопрос к автору можно задать такой: стоило ли превращать совершенно иной по замыслу и исполнению выпуск в очередную пародию? На мой взгляд, нет. Между 23 и 24 выпусками лежит пропасть, отделяющая хороший комикс от неплохого. Тогда как предыдущий номер был экспериментом, несвойственным серии, этот – стопроцентный CEREBUS. Хуже всего, что Сим полностью изменяет статус-кво, делая предыдущий выпуск таким же карнавалом безумия.

Среди значимых событий этого номера – толкование значения «героизм» главным персонажем. Убежденный циник Серебас верит, что выжить одиночке в этом мире можно только будучи прагматичным. Девушки вполне естественно противоречат ему. Их словесная битва интересна как сама по себе, так и в контексте всей серии, но об этом мы поговорим месяцев через пять - шесть.

К бесспорно шикарным кадрам выпуска можно отнести совершенно гипнотическую картину Серебаса, подходящего к окну, за которым льет дождь. Она сама по себе содержит в себе больше атмосферы, чем весь остальной выпуск. Глядя на нее невольно вспоминаешь обо всех пережитых дождливых днях, когда на улице серо и мокро, а грязные тучи похожи на комки мокрой ваты.

Где-то на этом выпуске я поймал себя на мысли, что серия мне нравится настолько, что я буквально начал считать часы до следующего сеанса написания рецензий (я не читаю серию наперед, только те выпуски, которые рецензирую ежедневно). Каждый раз Сим преподносит что-то иное, заставляющее читать CEREBUS с всепоглощающим интересом. Я уже говорил, что ни одна серия подобного масштаба недостойна такого тщательного анализа, потому кроме Сима никто не имел достаточного для постоянного экспериментирования с материалом идей.


Пора закругляться. В конце этого выпуска Серебас встретился лицом к лицу с опасностью. Сумеет ли он ее побороть, учитывая что из оружия у него только вантуз и костыль? Узнаем завтра.

CEREBUS. YEAR OF THE AARDVARK. DAY 23 - ISSUE 23


YEAR OF THE AARDVARK.

 DAY 23 - ISSUE 23 – THE BEGUILING

… путешествие Серебаса продолжается…

Он оставил Бедуин позади. Город, словно знающий о неприятном к себе отношении, оставил Серебасу на память прощальный подарок – рану на ноге трубкозуба. Тот усугубил свое положение, попытавшись украсть повозку. Теперь Серебас бредет в снегу злой и мерзнущий. Нога распухла и кровоточит под повязкой, подгибается не в силах выдержать вес тела. Подойдя к уединенному дому, окруженному со всех сторон замерзшими топями, Серебас теряет сознание. Дом оказывается удаленной школой для молодых девушек, а его обитатели, трио студенток и мать-настоятельница, спасают ослабевшего трубкозуба. Спустя какое-то время появляется еще один гость. Это воин-наемник, не понимающий намеков пожилой женщины, упрашивающей незваного посетителя оставить их скромную обитель. Слова заведующей школы вскоре перестают иметь значение. На глазах Серебаса воин получает стрелу в голову и падает на пол как марионетка, у которой разом обрезали все нити. Удивленный Серебас заводит разговор со своими спасительницами…

Отличный выпуск, чей тон и размеренный ритм, диалоги и само действо напоминают пьесу. Сим добавляет к драме нотки комедии, и они как раз рушат тщательно созданную атмосферу безысходности. Это как раз тот случай, когда лучше было бы ограничиться единым тоном для повествования. И тем не менее этот выпуск сам по себе едва ли не лучший в первом томе.

Сим вновь открестился от предыдущих выпусков, создав герметичный триллер (с поправкой на дурацкие детали сюжета). Серебас в этом номере бессилен, а вместо этого героями «The Beguiling» выступают девушки-школьницы и суровая женщина. Если девушки и их присутствие в сюжете напомнили мне почему-то о Квентине Тарантино, то мадам ДюФорт как будто сошла с полотна кисти Микелланджело. Эта стоическая женщина и нарисована впечатляюще (ее лицо, похожее на застывшую маску, исполосовали множество морщин, свидетельствующих о непростой судьбе), так и обладает стойким характером, демонстрируя имеющийся у нее «внутренний стержень». Сим деликатно обрисовывает ее личность – все о ней мы узнаем через диалоги и монологи, а не captions.

Посмотреть в выпуске тоже есть на что. Сим-художник пробует себя в изображении естественной мимики, и это у него получается вполне пристойно. Весь выпуск герои номера не паясничают и переигрывают, корча гримасы (за исключением солдат, зашедших в гости словно из прошлых номеров, когда CEREBUS был пародией), а сдержанно проявляют эмоции. В этом номере художник активно экспериментировал с подачей диалогов, но это не бросается в глаза. Сим, похоже, занят поиском наилучшего способа передать тон голоса героев и их интонацию через изображение «пузырей с текстом». В этом заснеженном номере он совершенно естественно изображает холодный деловой тон одной из девушек, равно как и реплики солдата, который мерзнет. Общее оформление номера все такое же простое, но стильное. В комнате Серебаса, например, висят жалюзи на окнах, отбрасывающие на тело трубкозуба косые тени. Это придает сцене неожиданно мрачный оттенок. Уже отчетливо видно, что Дэйв изучил всю азбуку создания минималистичных бэкграундов и теперь использует их как профессионал, создавая нужную атмосферу минимумом средств.

Что меня позабавило, так это диалог между одной из школьниц и Серебасом. Девушка явно настроена игриво, но Серебас думает только о бутылке бренди у нее в руках. С изображением любых форм физических контактов Серебаса и остальных героев Сим всегда осторожен, но в случае ситуации, которая могла возникнуть, поддайся Серебас на уговоры, Дэйв бы загнал себя в тупик. Серебас все-таки животное, пусть и говорящее.


А пока мы оставим Серебаса. Ему нужно набраться сил для следующего приключения…

Избранное сообщение

"Банк-беглец" - Дональд Уэстлейк/BANK SHOT by Donald E. Westlake

BANK SHOT by Donald E. Westlake   Джону Дортмундеру осточертело выманивать у доверчивых домохозяек мелочь на пропитание. Но что по...