понедельник, 16 ноября 2015 г.

CEREBUS. YEAR OF THE AARDVARK. DAY 29 - ISSUE 29


YEAR OF THE AARDVARK.

 DAY 29 - ISSUE 29 – REPERCUSSIONS

… путешествие Серебаса продолжается…

Трубкозуб просыпается. В мягкой постели, окруженный роскошью. Странность момента усиливается, когда разлепивший веки Серебас видит в своей комнате дворецкого. Тот приветствует милорда Серебаса и вручает ему письмо от премьер-министра Айста. Письмо мягко, но настойчиво сообщает, что Серебасу придется вернуть выкуп, который собрали ради его вызволения из плена другие министры. Продиктовав ответ, трубкозуб пытается искупаться в приготовленной для него ванне, наполненной ароматными маслами, но обнаруживает еще одного обитателя отеля «Ридженси». Им является Эльф, удивительно много знающий о судьбе происходящего во всем городе. Самого Эльфа никто не видит, что не мешает Серебасу пользоваться новообразовавшимися преимуществами знакомства с ним. Он обменивается корреспонденцией с премьер-министром, и уже спустя сутки при помощи новых сведений, касающихся личной жизни премьер-министра, добивается встречи с вельможей.

«Высшее общество» интригует с каждым новым выпуском. Комикс дополняет пробелы в собственном сюжете, заставляя всю историю выглядеть целой. Для ее понимания теперь достаточно просто следить за сюжетом, коллекционируя всевозможные сценарные твисты, выписанные Дэйвом.

Этот выпуск по сравнению с предыдущим вполне себе приземленный. Сим словно делал его по лекалам: небольшая порция сюжета, твист, введение в серию нового персонажа, снова порция сюжета, клифхэнгер. При этом жаловаться на качество двадцать девятого номера не приходится. Серебас уже освоил приемы словесной битвы и вовсю практикуется в тонких, двусмысленных посланиях. Меч был ему верным спутником в пустошах, горах и пещерах. В городе из камня и дерева разить противников с не меньшим успехом ему помогает перо и чернила. Герой постепенно приобретает городской лоск, играя в местную разновидность крикета и пользуясь своим высоким рангом.

Кстати, Сим умудрился таки объяснить, как и почему Серебас занимает свое положение. Признаюсь, ту же самую информацию можно извлечь и из выпусков 26-29, но у меня цельная картина происходящего сошлась воедино только по завершении этого выпуска. Серебаса принимают за посла Палну на той основе, что он некогда служил при дворе лорда Джулиуса. Поэтому, чтобы не портить взаимоотношения между городами, за него и «платят» выкуп. Сам Серебас ловко старается замаскировать полное отсутствие у него дипломатических полномочий, дуря людям головы. Благо, в этом ему нет равных.

В самом комиксе, меж тем, незаметно сменилась атмосфера. В качестве бэкграундов теперь мелькают только фрагменты роскошных апартаментов, городские улицы из темного камня и мужчины в строгих костюмах. Новое место (и новый стиль жизни) постепенно влияет и на Серебаса. Тот ищет замену верному черному жилету, учится писать по-настоящему официальные письма (те, в которых угроза таиться между строками), пьет хорошее бренди и, кажется, не сильно скучает по прошлым приключениям. Шанс разбогатеть и стать кем-то значимым выпадает не всем. Серебас разбазаривать его не намерен.

 Что же касается Эльфа, нового знакомого трубкозуба, то Сим ввел его так, что он кажется вариантом deus ex machina – всезнающим двигателем сюжета, а не персонажем. Между ним и Серебасом намечается нечто вроде дружеских отношений, так что я надеюсь Сим в будущих номерах придаст Эльфу глубины. Сам Эльф нарисован в иной манере, чем остальные герои. Его контур обрисован тоненькими штрихами, подчеркивающими «легкость» персонажа. Кстати, Эльф в прямом смысле слова парит все то время, пока изображен на панелях и вдобавок окружен пузырящейся аурой, намекающей на сверхъестественное происхождение своего хозяина.


Завтра милорда Серебаса ожидает охота на фазанов в компании премьер-министра. О том, как она завершилась и что милорд на ней добыл узнаем тогда же…

CEREBUS. YEAR OF THE AARDVARK. DAY 28 - ISSUE 28


YEAR OF THE AARDVARK.

 DAY 28 - ISSUE 28 – MIND GAME II

«Если ты не возражаешь, я позволю себе продолжить верить в то, что я существую»
Свинтоний По

Как тебе второй выпуск MIND GAME?

Честно, понравился даже больше, чем первый.

Почему?

Первый был изящным трюком, лучшим филлером первого тома. Сим строил повествование вокруг фигуры героя, но сам сценарий был хаотичным – чистая эклектика, призванная рассказать о многом, но недоговаривающая столько же. В этот раз рисунок отодвинут на второй план, а рассуждения автора о вере как таковой и «вере – вероисповедании обитателей мира CEREBUS» стали центральной составляющей. И, конечно, тут очень много всего проясняется. Сим заткнул несколько сюжетных дыр разом, рассказав или намекнув о событиях, о которых именно я хотел узнать.

Насколько важен этот выпуск в контексте всей серии?

Хмм… Здесь есть монолог Серебаса, в котором проскальзывает тезис, ставший краеугольным камнем последующих чуть ли не ста выпусков. Трубкозуб уже не в первый раз размышляет на тему того, что ему необходимо начать строить далеко идущие планы, найти свой путь в жизни. И среди разных предположений встречается и касающееся его дальнейшей карьеры. Вроде бы…

Вроде бы… Я не чувствую уверенности в твоем голосе. Это касается того, как именно пишет Сим? Потому что я, клянусь, увидел в MIND GAME II массу игры слов, затрудняющей смысл.

Именно. Сим играет со словами на свой лад, но в текст еще и сознательно помещено множество двусмысленных фраз. А в сочетании с черно-белым артом некоторые из них начинают принимать собственные значения. Сложно увидеть что именно хочет сказать автор, когда его собственный сценарий начинает теряться на фоне плодящихся смыслов.

Мешает ли это прочтению?

Вовсе нет. Сим ведет повествование в форме диалога между Свинтонием По и…

Свинтонием По? Кто так изуродовал его имя? Я более чем уверен, что Suentenius Po переводится иначе.

... и Серебасом. Их диалог очень живой, меняющийся и в то же время глубокий. Будто слушаешь разговор между двумя очень интеллигентными людьми с совершенно разными характерами. Так воспроизвести речь на бумаге обычно мало кому удается. Так что даже несмотря на обилие подтекстов, удовольствие от прочтения получаешь огромное.

А мне разговор между Свинтонием По, и Серебасом напоминает молитву.

Из-за религиозного подтекста?

Я поясню. Свинтоний По и Серебас в комиксе являются обычными персонажами, живыми людьми. Но их разговоры, происходящее в Восьмой Сфере всегда напоминают диалог между божественной сущностью и простым смертным.

Отчасти потому, что они обсуждают религиозные и околорелигиозные темы.

Отчасти потому, что Свинтоний является приверженцем местной религии, а значит – ее представителем, верховной фигурой, защищающей догматы своей веры. Мы никогда не видим его, лишь слышим слова. Он похож на бестелесного духа, протопророка, пытающегося донести важность своей религии и посвятить в нее Серебаса. Эта навязчивость как раз и наводит мысли о «избранности» персонажа, ведь большинство святых были истовыми верующими.

Отчасти потому, что верь я в какого-то конкретного Бога, диалог между мной и им в моем воображении протекал бы именно так, как показан здесь. Не поклонение религии, а конфронтация. Серебас не принимает ничего сказанного Свинтонием По на веру сразу, а пытается доказать, что у разговаривающего с ним есть свои причины вести разговор в нужном русле.

Кстати, ты обратил внимание, что Сим добавил еще несколько религиозных групп в свой комикс?

Как будто до этого их было мало.

Но тут хотя бы много чего проясняет, в том числе и расстановку сил на данный момент. MIND GAME I ошарашивал нас тонной фактов. MIND GAME II расставляет их в правильной последовательности. Правда, для того чтобы понять это, нужно как следует собрать воедино все факты и намеки, данные Симом.

Кстати, об этом. Мне это не нравится. Я читаю комиксы не для того, чтобы затем анализировать их с ручкой и блокнотом. И они не должны быть написаны таким образом.

CEREBUS – необычный комикс. Он не настолько сложен, каким кажется (но все равно существенно навороченнее, чем большинство). У Сима есть все причины писать так, как он пишет. Потакание вкусам большинства к ним не относится. Действительно комплексную историю – а мы имеем дело именно с такой – невозможно рассказать типичными приемами комикс-сторителлинга. В конце концов, в выпуске затрагиваются довольно сложные темы. Как Сим должен был осветить их, через мордобой между двумя парнями в трико на крыше небоскреба?

Хоть бы и так. Если я теряю связь с повествованием в силу того, что оно, кажется, увлеклось самим собой, то, и это только предложение, его стоит упростить.

Ок, возможно. Хотя мне кажется, что Сим просто попытался откусить кусок больше, чем смог проглотить. И он едва не застрял у него в горле. Для дискуссии на тему теологии в комиксах просто нужно обладать соответствующей техникой как сценарной, так и художественной. Сим на то время уже хотел рассказать о чем-то большем, чем он сам, но технические ограничения все еще сдерживали его. В результате ты просто не можешь не восхищаться замыслом MIND GAME II, но и сказать, что перед тобой шедевр тоже непозволительно.

Ладно, а, отбросив все псевдо-интеллектуальное, в этом выпуске есть на что посмотреть человеку, не отягощенному поиском «глубокого смысла»?

Конечно. Сим все-таки еще не стал собой из пост-200 выпусков. Внезапная перепалка между Свинтонием По и Серебасом уморительна и достойна прочтения сама по себе. Плюс в этом выпуске очень хороший арт. Сим постарался сделать так, чтобы панели шли в унисон с повествованием. Поэтому тут движения Серебаса на странице описывают не только перемещения персонажа в пространстве. И это первый выпуск, где Сим проработал дизайн каждой страницы – здесь существенно меньше панелей на страницу, чем в предыдущих выпусках, но каждая из них на своем месте.

А как по мне, так арт выглядит странно…

Тебе  все выглядит странно! Как ты можешь рассуждать на тему, о которой не имеешь ни малейшего представления?

Ок, как ты можешь рассуждать на тему, о которой не имеешь ни малейшего представления? «Панели шли в унисон с повествованием»… Что это вообще значит? Это набор слов, не несущий в себе смысла! Возможно, только возможно, ты можешь рассказать о сценарии и смысле некоторых отрывков комикса чуть лучше, чем некоторые другие люди, но твои описания технических особенностей арта – это позор. Я их практически никогда не читаю, потому что они претенциозны донельзя.

Знаешь, ты мне не нравишься.

Это чувство взаимно.

А мне его описания арта нравятся. Я так выразить то, что чувствую, не могу…

Ты кто?

Ты кто?!

Ну… Я просто решил поддержать беседу…

Ты что, все это время был здесь?! Почему ты молчал?!

Нет, это просто жутко. Я ухожу. Делать мне нечего, лясы точить с двумя идиотами. Один не может заткнуться когда речь заходит о комиксах, другой подал голос спустя полчаса после начала дискуссии.

Я тоже ухожу. У меня работы по горло. Нужно закончить еще 272 подобных рецензии, а градус их неадекватности уже заоблачный. Зачем вообще я ввел себя в качестве персонажа? Господи, как же хочется выпить…


Вот так всегда…

Избранное сообщение

"Банк-беглец" - Дональд Уэстлейк/BANK SHOT by Donald E. Westlake

BANK SHOT by Donald E. Westlake   Джону Дортмундеру осточертело выманивать у доверчивых домохозяек мелочь на пропитание. Но что по...