вторник, 17 ноября 2015 г.

CEREBUS. YEAR OF THE AARDVARK. DAY 30 - ISSUE 30


YEAR OF THE AARDVARK.

 DAY 30 - ISSUE 30 – DEBTS

… путешествие Серебаса продолжается…

Серебас продирается сквозь высокую жесткую траву, сжимая в руках арбалет. Премьер-министра, шагающего сзади, колючая растительность, кажется, не беспокоит вовсе – его шестиметровый отороченный соболем плащ должен цепляться за все возможные сучки и кусты, но не выглядящий особенно сильным бюрократ не выказывает признаков усталости. Охота протекает вяло. Но убийство ни в чем не повинных фазанов не является целью ни премьер-министра, ни Серебаса. Они обсуждают важные дела. Например, долги. У Серебаса их накопилось на двенадцать тысяч крон. Премьер-министр, однако, имеет и свои долги. Он посвящает трубкозуба в свои дела (насколько считает это нужным), предоставляя тому возможность списания задолженности. Серебас, помня о поддержке Эльфа, уже мысленно проворачивает элементарную операцию по отъему денег. Но когда настает момент деловой встречи, Эльф отказывается помогать Серебасу. Тот, вздыхая, на ходу выдумывает новый план действия, который почти срабатывает. Ах, если бы серому трубкозубу везло чуть больше…

В художественном плане этот выпуск ничем примечательным не выделяется. Разве что Сим придумал новое одеяние для Серебаса, которое равнозначно хорошо выглядит как в сценах с ярким освещением, так и в полной темноте. А так в этом выпуске почти все бэкграунды сильно упрощены: они либо черные, либо белые.

Но кто читает серию только ради арта, верно? До прихода Герхарда на пост со-автора и художника осталось еще немало времени, так что повествование и диалоги остаются неизменным козырем серии даже в том случае, если рисунок не соответствует их качеству.

CEREBUS на какое-то время стал почти образцовой серией в плане развития сюжета. Реценировать эти выпуски – все равно что взять с полки книгу и вместо полноценного обзора написать короткие очерки, описывающие действия, произошедшие на страницах 1-10, 11-20 и так далее. Только если в случае с литературой такой прием не сработатет, то с комикс-серией можно поэкспериментировать.

Мы продолжаем знакомство со сливками общества Айста. В этом номере нас одарил вниманием сам премьер-министр. Сим определенно знает, как писать умных персонажей. Тут я перед ним снимаю шляпу. Политик у него получился фигурой харизматичной: он знает или догадывается о мотивации Серебаса, но откровенно говорит, что ему на это плевать на это, потому что его махинации сами себя не провернут. К тому же министр, мне внешне напоминающий Джонни Холлидея из «Мести» Джонни То, невольно служит примером главному герою. Вот, что получится из Серебаса, если тот сумеет стать крупной фигурой в обществе Айста. Он сможет плести бесконечно более тонкие интриги, обманывать и шантажировать, иметь куда большую прибыль. Последнее, как мы занем, для Серебаса имеет неприложное значение.

Если премьер-министр выписан как персонаж прозорливый, то Холланд Хейден, бизнесмен и инвестор, умом политика не обладает. Смотреть как Серебас на наших глазах манипулирует его сознанием – одно удовольствие. Вообще, читать серию, где герой добивается своего словами, а не действиями – редкое удовольствие по нынешним меркам. Сейчасв моде пост-модернизм, юмор и общая легкость подачи, но все это служит лишь каркасом, на который современные сценаристы просто обязаны навесить несколько дежурных экшен-сцен. Помните старые комиксы Vertigo? Если не считать андерграунд серий и нескольких тайтлов Image, то в последний раз чисто разговорные комиксы выпускались как раз некогда великим издательством годах так в 90-х. Даже Грант Моррисон а Animal Man (в том самом выпуске, где появляется он сам) вставил в номер нелепую экшен-сцену, мотивируя это тем, что читатель без нее заскучает. CEREBUS как раз в данный момент обходится без действия вообще. В нем много говорят, но качество диалогов полностью компенсирует недостачу драйва. Комикс не хочется закрыть только потому, что в нем много текста. Наоборот, история, развиваясь плавно, увлекает еще больше, поблескивает нюансами и предлагает вместо драк интересных персонажей.

К последним относится и пропавший ненадолго Роач. Знаете, в чьем обличье он появился в финале этого номера? Тогда вам стоит подождать всего один день, и я расскажу вам все о его новом костюме…


THE GODDAMNED #1


THE GODDAMNED #1 

Как только этот комикс анонсировали, я начал его ждать. Так делают только идиоты, признаю. Меня с людьми, разбивающими палатки перед кинотеатрами за месяцы до премьеры «Звездных воин», роднит только чувство веры в проект, который ждешь. Сценарист Джейсон Аарон и художник Р.М. Герра в прошлый раз, собравшись, выдали SCALPED – гениальную криминальную драму, не имеющую себе равных. Она и послужила билетом для Аарона в мир полосатых трусов и людей, дружащих с молотами, к сожалению, оставшись его самой лучшей работой. Джейсон в своем блоге долго говорил о том, что для нового личного проекта ему нужно время, поэтому ничего похожего по длине и качеству на его эпик о мафиозных разборках в индейской резервации можно не ждать. Это огорчало, потому что попытки Аарона писать супергероику, скорее, деморализуют. Он умеет больше, чем того требует жанр, но предпочитает стабильный заработок возможности создать что-то прорывное. 

Первый выпуск THE GODDAMNED вышел неделю назад и оказался посредственным. Мои ожидания, о которых говорилось выше, тут не при чем. Я могу привести массу примеров, когда проект за месяцы до выхода заставлял мои слюнные железы работать в утроенном темпе, а потом, в момент выхода, оказывался еще лучше, чем мои уже наполовину эротического толка фантазии. Комикс Аарона/Герры просто средний. По первому выпуску, как могут заметить некоторые, о серии говорить не принято. Но ведь первый выпуск все равно занимает какой-то процент от общего их количества. Если серия продержится двадцать номеров, один из них все равно останется довольно посредственным, и ничто не в силах побороть арифметику и факты. К тому же, любой номер комикса, кроме первого, имеет право быть серым. Первый – не имеет. Он должен быть магическим билетом с волшебное измерение, дарящим новые впечатления рукотоворным даром, личным посланием от авторов, позволяющих нам проникнуть за кулисы их последней работы. Читатель не должен замечать, что кулисы покрыты пылью, а экскурсовод страдает подагрой, что «сник-пик» в мир динозавров и библейских фигур заставляет пять раз во время прочтения непроизвольно посмотреть на часы. 

Значит ли это, что комикс плохой? Нет, конечно. Аарон не пишет плохие комиксы (я, во всяком случае, у него ничего такого не читал). Плюсы у THE GODDAMNED есть, о них вам расскажет кто-то еще или я же, забывшись. Мне же интереснее взглянуть на недостатки первого выпуска, ибо они видны невооруженным взглядом и потенциально могут угробить довольно перспективную серию.

Итак, THE GODDMANED. Это переосмысление Библии, каким его видит Джейсон Аарон. Знакомые с творчеством сценариста могут примерно себе представить, как это выглядит на бумаге: много экспрессивных выражений, «крутометр» с отвалившейся шкалой «очень, очень круто, честно», экшен, драма. Драмы в диковатом интро нет и, как подсказывает логика, она так и не покажется из за спины товарища Экшена. Все остальные компоненты присутствуют в раной мере. Первый выпуск серии рассказывает нам о путешествии странного персонажа, не способного умереть – Каина. Это тот самый человек, что изобрел убийство. Теперь он шляется по напоминающей картины Бексинского земле, промышляя тем, что делает врагам массаж простаты их же позвоночниками. Безумнейшего градуса пафосные монологи Каина выступают здесь в качестве captions дают нам понять, что первому в истории человечества убийце просто скучно – он уже убил по одному экземпляру всего, что ходило, ползало, летало или тщательно пыталось смыться с пути этого психопата, поэтому единственное, что как то дает ему смысл жить и брести дальше – возможность схлестнуться в бою с динозавром, невесть как пережившим ледниковый период. Если вы вдруг читали Библию и не совсем помните, были ли в ней упомянуты динозавры или нет, я подскажу: Аарон пишет что-то вроде альтернативной истории, поэтому не удивляйтесь тому, что взятая за основу THE GODDAMNED история великого потопа блещет отклонениями или вариациями на тему, более подошедшими людям, захламляющим Амазон вещами вроде «Мой шеф-динозавр сделал меня геем» (книга настоящая). Под конец выпуска из ниоткуда появляется безумного вида Ной, обменивающийся с одноруким мальчиком жутковато-двусмысленной фразой. Занавес.

В основе THE GODDAMNED лежит ложное предположение, что миру нужен «крутой» вариант Библейского сказания. С «fuck you», «риммингом» и «декапитацией». Это не так. Я был бы более склонен положительно отозваться о серии, происходи она в новой вселенной. Миру не нужен еще один фанфик (пусть и сделанный руками мастеров), в котором единственное нововведение – прикручивание к античному нарративу чего-то современного. В нашем случае в качестве «нового» выступило показное насилие и осовременивание образов героев. На просторах Youtube есть ролик под названием Terminator Parody, в котором Терминатор, заброшенный в древние времена грабил волхвов, произносил великое «hasta la vista, baby Jesus» и раз за разом убивал воскрешаемого Иисусом Иуду. Это, в сущности, то, чем есть THE GODDAMNED. Мне вообще непонятно, почему многих авторов так волнует тема обращения к классике с целью поглумиться над ней. Никто, буквально никто, не придет в восторг от идеи модернизировать потолок Сикстинской капеллы путем дорисовывания героям фресок селфи-палок и стильных очков. Точно также меня откровенно не радует возможность наблюдать за MAD MAX вариацией Великого потопа. И, кстати, с передачей альтернативной Земли модели «пре-Иисус» авторы тоже несколько переборщили. Тотальнейший мрак всего сущего выглядит стильно, но неизменно вызывает ассоциации с плохими комиксами, где ангст и чернуха включены для галочки, а не добавлены естественным образом. 

Джейсон, чье имя читатели, познакомившиеся с комиксами в последнее время, запросто могут не ставить в грош, потому что для них он – вариант Бендиса, зацикленный на Росомахе, безусловно, вырос как сценарист, но на пользу серии это не пошло. В одном выпуске THE GODDAMNED содержится пять двухстраничных разворотов и одна продолжительная драка страниц на шесть. Это неплохо бы смотрелось в супергероическом, выходящем по расписанию продукте, но в качестве пилота независимой серии это провал. Мало какие кадры требую того, чтобы их растягивали на две страницы, а в случае с THE GODDAMNED, их почти нет. Аарон упорно пихает их в комикс, хотя мог бы потратить время на драгоценную экспозицию и работу над образами героев. В итоге впечатление от героев серии смазывается: Каин, как и положено, выглядит опасным ублюдком, но это я и без Аарона знал. Я молю, покажи мне, Джейсон, хоть один новый фасет его души, хоть что-то, что отличало бы его от ЛЮБОГО ДРУГОГО ИЗ ПЕРСОНАЖЕЙ, КОТОРЫХ ТЫ ПИШЕШЬ. 

В принципе, с критикой Джейсона окончено. Его умение писать коротко, сухо, но интересно, уже отточено в тех же SCALPED и недавнем SOUTHERN BASTARDS. Здесь новых вершин он не покоряет, но макаберическому триллеру про бессмертного воина, динозавров и тотальное извращение, дух которого витает в каждой панели, это и не нужно. К тому же я более чем уверен, что в дальнейшем Аарон выстроит на основе пресного первого номера неплохой комикс. 

Напарник Аарона, товарищ Герра, играет в комиксе первую скрипку. Он, как оказывается, может отлично рисовать большие полотна и крошечные детали, коим нашлось место в таком благодатном на фантазирование материале. Мир комикса прекрасен в своем упадке: он дикий, неприятный и таящий в себе смерть, нецивилизованный. Аарон правильно сделал, что поручил художнику управлять серией – панорамы каравана Ноя или пустынный пейзаж абсолютной пустоши радуют куда больше, чем топчущийся на месте сценарий. И напоследок забавный факт: главный герой номера визуально очень похож на одного из героев 100 Bullets за авторством Эдуардо Риссо. 

A Кстати, негоже будет умолчать о колористе серии. Просто отличная работа. Такой проект просто немыслим без человека, умеющего подобрать палитру из самых отталкивающих оттенков коричневого, так что поздравляю авторскую команду THE GODDAMNED с нахождением его.

Избранное сообщение

"Банк-беглец" - Дональд Уэстлейк/BANK SHOT by Donald E. Westlake

BANK SHOT by Donald E. Westlake   Джону Дортмундеру осточертело выманивать у доверчивых домохозяек мелочь на пропитание. Но что по...