воскресенье, 22 ноября 2015 г.

CEREBUS. YEAR OF THE AARDVARK. DAY 35 - ISSUE 35


YEAR OF THE AARDVARK.

 DAY 35 - ISSUE 35 – TWO DAYS BEFORE

… путешествие Серебаса продолжается…

Два дня назад случилось это. Загул Серебаса продолжался всю ночь. Наутро он вплелся в лобби отеля, распевая кабацкую песню, состоящую из куплетов весьма непристойных. Астория распорядилась принести сопротивляющееся тело трубкозуба в его номер, а затем дала хмельному Серебасу выпить некое зелье. Отвар этот мгновенно протрезвлял любого, и мелкие серые животные не были исключением. Пытаясь подавить тошноту и гудящие в голове церковные колокола, Серебас попытался выяснить чем же он заслужил подобное. Астория объяснила. Вскоре она уже беседовала с вернувшимся в скверное расположение духа Серебасом, обмеряя тело того мерной лентой – послу Палну требовался подобающий костюм для званого вечера. Параллельно она излагала Серебасу свой план. В тот же вечер Астория и Серебас встретились с премьер-министром Айста. Астории важно было заручиться поддержкой политика, но тот предпочел соблюдать дистанцию. Внимание Серебаса тем временем было приковано к поразительно знакомо выглядящему официанту…

Медленный, чисто «сюжетный» выпуск. Солидная его доля посвящена изложению Асторией своего плана, который хоть и проработан, умен и прочее, но достаточно скучен в пересказе, как и большинство политической болтовни. Даже Серебас тут часто зевает, оставленный скучать без возможности пырнуть или запугать кого-то.

Зато не сконцентрированные на политических баталиях диалоги радуют. Серебас обзаводится сразу братом и отцом, обретая кучу родственников разом (а чуть позже так и вообще обретет полноценную «семью» из уже знакомых персонажей). По уровню запутанности семейных отношений серия вплотную приближается к METAL GEAR SOLID, где все двести тысяч персонажей приходятся друг другу кровными родственниками.

Серебас, кстати, в очередной раз меняет облик. Астория знает, что политик должен выглядеть подобающе, поэтому стрижет его и шьет тому отличный костюм-двойку (штаны герой не носит, иначе был бы полный комплект). Хороший костюм недаром называют «современным доспехом» - даже неказистого роста трубкозуб, завернутый в дорогую ткань, смотрится презентабельно.

Ну, и, наконец, финал номера. Следующий выпуск станет знаковым для персонажа и серии как таковой. Джака возвращается! О том, какой выйдет их встреча остается только гадать…

Я уже много слов посвятил стремительно меняющейся атмосфере комикса. И вновь мне есть что сказать на эту тему. HIGH SOCIETY уже который выпуск подряд напоминает мне хороший сериал «Карточный домик» и дело тут не только в тематике обоих произведений. Просто как Сим, так и создатели сериала ухватили саму суть «политики». Крупные ставки, достижение желаемого результата любой ценой, манипуляции как основное средство борьбы за власть – несмотря на разительные отличия, оба проекта точно знают как действует политический механизм, и какие его шестеренки уже давно заржавели. Сим очень здорово описывает борьбу чиновников Айста за власть. Нынешние выпуски серии мне напоминают битву двух мастеров-ниндзя, занявших боевые позы друг напротив друга. Все знают, что победит тот, кто займет более выгодную позицию, моргнет вторым, увидит и использует мгновенно проявленную врагом слабость. Гораздо более влиятельные, чем Серебас люди, затеяли опасную игру, в которую он оказался вовлечен. Они  гроссмейстеры, чемпионы, привыкшие думать наперед. Если хочешь играть на их уровне, необходимо мгновенно адаптироваться. Высшее общество не зря так называют. Его обитатели словно небожители, вершат судьбу обычных людей. Их интеллект и социальное положение делают их существенно более серьезными оппонентами. Они закалены в битвах с равными себе, и простой трубкозуб в их рядах сполна может вкусить все прелести их общества.


На этом пока все. Узнает ли Джака в разодетом в дорогие шелка Серебасе того варвара, что пленил ее сердце тогда в таверне? Узнаем завтра…

THE MIGHTY THOR #1


THE MIGHTY THOR #1

Смотрю я на кавер первого номера серии, и думаю: «Если он имеет отношение к событиям, действительно разворачивающимся на ее страницах, нас ждет незабываемый круиз в мир осома». А потом открываю его, и вижу, что круиз действительно будет полон ярких ощущений, алкоголя, вечеринок на палубе и действий личного характера с представителями противоположного пола, чье имя вам мешает запомнить крепкий ром и отсутствие достоинства, но путешествовать мы будет на судне, сделанном из металлолома. Которое приводиться в действо с помощью, кажется, рабов. Вы поняли меня: все будет хорошо, если не присматриваться, а, присмотревшись, уметь закрывать глаза на недостатки.

Тор теперь женщина, если вы, как и я, плохо следите за миром современных комиксов. Зовут ее Джейн Фостер, и она в настоящий момент умирает от рака. Болезнь сказалась на ее внешнем виде – доктор Фостер выглядит измученной и одинокой. Справиться с положением ей помогает небольшой секрет: стоит ей сказать волшебное слово, как она превращается в древнескандинавского бога и может летать, путешествовать в пространстве и иметь здоровое, внушительно выглядящее тело воина. Возможность по желанию превращаться в неимоверно могущественное существо приходиться очень кстати, когда инопланетяне затевают очередную войну между собой, невольно втягивая в конфликт Землю…

Как говорилось выше, я не могу назвать положительных сторон нового онгоинга, не упоминая при этом преследующие супергероику болячки, лечить которые Аарон отказывается. 

Сменить одному из пантеона супергероем Marvel пол – затея удачная. Вообще, любой шаг в сторону от стагнации, в которой, как муха в желе, плавает жанр в последнее время, это верный шаг. Его необходимо предпринимать, даже если после него следует падение, разрыв мениска и возвращение на стартовую позицию. Итак, Тор теперь девушка. Я бы порадовался за нее, не знай я хорошо, как именно будет использован ее образ в дальнейшем. Как выиграет от этого комикс и как измениться от этого нарратив серии? Никак. И это плохо. Формально, что по итогам этого выпуска, что, я уверен, первого арка и вообще всей серии, новый облик Тора не влияет на события комикса никаким счетом. Для сценариста облик Джейн не повод переработать комикс с условием изменившихся переменных, хотя должен был быть. Я не требую построения сюжета вокруг нее, но она главный герой, чье имя вынесено на обложку. Сделайте так, чтобы я не мог мысленно представить на ее месте мужчину, и я от вас отстану. Сейчас это не получается. И это точно не будет сделано в будущих выпусках, потому что тут уже у концу этого виднеется попытка создать комиксный аналог «Властелина колец». Все, чего я хочу: если вы пишите о женщинах, пишите о женщинах. Для этого созданы все условия. Доктор Фостер же живет своей жизнью, у нее есть какие-то интересы, заботы, быт, знакомые (не друзья – навестить ее в больницу никто не пришел), скелеты в шкафу. Ей может кто-то симпатизировать. Или строить козни. Или игнорировать. У нее есть же свои мысли. Я удивляюсь, насколько легко хоронят идею со сменой пола, даже не попытавшись раскрыть ее как следует. В чудесном POWER GIRL каждую страницу показывалось, что главный герой – девушка. Там нехитрыми способами четко было показана невозможность существования сюжета с мужчиной в главной роли. Вспомните Тора Аарона, когда тот был мужчиной: он пил, ломал о головы врагов деревья, рассекал космос на космо-ладье и отпускал комментарии по поводу длинны женских юбок. Вел себя по-мужски, пусть даже это «по-мужски» состояло из клишированных поступков. Покажите мне доктора Фостер, заботящейся о домашнем животном, болтающей с подругой, получающей знаки внимания. Сейчас, когда серия только стартовала, требовать от авторской команды всего этого нет смысла, но я ведь знаю, что ничего из этого не будет показано, просуществуй новый THE MIGHTY THOR хоть сто выпусков. 

Доктор Фостер больна раком. Та же ситуация, что и со сменой пола. Да, это то, что супергероике нужно – всегда важно напомнить, что какими бы не были могущественными герои, им время от времени грозит беда, побороть которую не способны кулаки. Но это опять не более, чем иллюзия. Карту с «раком» в разных ее вариациях разыгрывали уже так много раз, что она стала засаленной и даже начала странно пахнуть. Герои не умирают. Поэтому рак для них – вариация перхоти. Джейн не умрет, и даже победит рак силой воли уже к концу первого-второго арка. Чисто комиксные условности меня, кстати, забавляют: как только Джейн обращается в Тора, рак отступает. Почему ей не быть в его обличии всегда? Но это слишком низко – пытаться указывать на дыры в логике комиксов, состоящей только из этих дыр. Что хуже, нас пытаются убедить, что Джейн может иметь рак, будучи героем серии, где существует магия, Доктор Стрейндж с его обширными познаниями в оккультизме и космические путешествия. Любая из этих составляющих теоретически может вылечить рак. Я не поверю, что Мстители бросят Джейн на произвол судьбы, сославшись всего лишь на логику. 

Из беды с раком произрастают еще две. Первая – он теряется на фоне общего масштаба повествования. Вторая – нельзя пытаться рассказать историю о борьбе с раком в рамках комикса, где уже в первом выпуске введены два миллиона персонажей, пантеон богов, космическая инквизиция и Локи. Это как хотеть сделать фото с минимальным и максимальным зумом одновременно. Либо история с борьбой одного конкретного человека с собственным телом будет превалировать над космическими битвами в гипер-пространстве (и выглядеть даже в этом случае до ужаса странно, учитывая антураж), либо на фоне масштабнейших сражений во имя Луны потеряется, ведь на кону буду миллионы других жизней. Так что я думаю, что о раке забудут почти сразу, сделав Джейн полноценным Тором как можно раньше.

Вы можете подумать, что без малого тысяча слов критики делают THE MIGHTY THOR #1 плохим комиксом. Предсказуемым, скорее, я бы сказал. Все, что касается тонких материй, здесь просматривается на мили вперед и интереса не представляет. С другой стороны, Аарон хоть и ввел псевдо-нововведения, пишет он не ради надрывной драмы. Я ставлю ему + за попытку. Девяносто девять процентов читателей шпатлевку на боках THOR не заметят. Они скажут, что тут есть секси Локи, адовый темп, масштаб, присущий только комиксам, потенциал для построения грандиознейшего сюжета с двумя дюжинами персонажей и красивый арт. И все это там действительно есть.

Резонно будет заметить, что мои прогнозы относительно качества серии, критика и прочее – это «shallow dive». Спекуляция, обусловленная только опытом, знанием и предчувствием. Я уверен, что буду прав в большинстве описанных выше случаев, но если вдруг Аарон меня удивит – буду рад написать опровержение. Грант Моррисон, например, сумел убить Бэтмена, не убивая его и, играя с самым узнаваемым супергероем в мире, выдать лучший ран в комиксах за последние кто знает сколько лет. Все зависит от таланта, а Аарон им не обделен ни в коем случае. 

Кстати, у комикса есть еще рисунок, как говорят некоторые, намекая, что без полноценного освещения арта критика несостоятельна. У MIGHTY THOR арт такой, который спустя лет двадцать будут именовать «комплиментарный цифровой». То же самое я вижу в, например, работах Джейми МакКельви. Это очень, очень ограниченный рисунок, сильно полагающийся на умелого колориста, способного превратить средний арт в качественный. Уберите цвет из арта комиксов шестидесятих-семидесятых. Вы получите вещи, перепечатываемые отдельно в изданиях большого формата. Уберите цвет из THE MIGHTY THOR – словно кто-то сделал абрис фотографии, стерев по ходу дела половину черт. Это абсолютно стерильный подход к рисованию. Рассел Дотерманн заслуживает похвалу только за дизайн и подход к изображению пропорций человеческого тела. В свою очередь колорист Мэтью Уилсон показывает мастер-класс: в цифровом виде комикс служит доказательством неумолимого технического прогресса.

Избранное сообщение

"Банк-беглец" - Дональд Уэстлейк/BANK SHOT by Donald E. Westlake

BANK SHOT by Donald E. Westlake   Джону Дортмундеру осточертело выманивать у доверчивых домохозяек мелочь на пропитание. Но что по...