четверг, 26 ноября 2015 г.

SPECIAL - SOAP BUBBLE


Хороший человек (сразу дисклеймер, чтобы потом двусмысленностей не возникло - Романа я уважаю. Это не реальный диалог и не те слова, которые я бы сказал ему в лицо. Это выбранная форма повествования, отнеситесь с пониманием) Роман Котков написал для Spidermedia.ru статью, в которой рассуждал относительно роли издательства BUBBLE в русской комикс-индустрии. Я вступил с ним в гипотетический диалог и выиграл.

Привет, друзья. Меня зовут Роман Котков, я бывший автор SpiderMedia.ru, а ныне главный редактор издательства Bubble.

Привет, Роман. 

 Целью, побудившей меня написать вам сегодня, стало одно простое высказывание — «комикс-индустрии в России не существует». 

Ее и не существует.

Казалось бы, сколько уже копий сломано в этих спорах, сколько камней кинуто, но не утомляется обзорщик русский писать, что нет в стране индустрии комиксов.

Я сам “обзорщик”, а никогда о таком не писал. Да и другие, скорее всего, тоже. Это оттого, что индустрией одно издательство, делающее свою работу, пару независимых паблишеров, три крпных сайта, посвященных тематике и десяток групп VK назовет только оптимист. О комиксах в пост-советском пространстве знают меньше, чем о ЗППП.

 Сегодня приходится срывать покровы и писать вам то, о чем по ряду странных причин предпочитают не говорить вслух. Индустрия у нас есть.

Нет, ее не существует или, на худой конец, она есть в зачаточном виде, абсолютно не сопоставимом по размеру с тем, что вы себе представляете.  

Сразу оговорюсь, что в данном случае речь не об издательствах переводных комиксов. Они хорошие, много чего делают и стараются. 

Мы не будем упоминать людей, издающих действительно хорошие комиксы. Они в «индустрию» не входят.  

В глазах новых издателей виден тот запал и задор, которые когда-то были и у меня в конце 2000-х, когда я, работая в издательстве «Комикс», убеждал начальство издать «Громовержцев» Эллиса, «Старика Логана» и «Новых Людей Икс» Моррисона. Это бравое и похвальное дело, и здорово, что этим занимаются профессионалы. Вот только лично я со своей точки зрения уже это перерос. Порой, интереса ради, переведу комикс-другой, но это является теперь совсем уж редким исключением. Потому что ощущение от адаптации работы другого и ощущение создания чего-то нового — это совсем разные вещи.

Лол, плебеи. 

Так это всё о чём. Хочется рассказать вам о том, чем занимаемся мы в BUBBLE. 

Я с нетерпением жду, Роман. Чем же вы там занимаетесь?

Дело в том, что мы придумываем истории.

Угу, так?

 Героев, злодеев, миры, костюмы, детали, оружие, сюжеты, приключения, взаимоотношения, экшен. Вот прям с нуля. А потом рисуем про это комиксы. 

Создатели комиксов придумывают комиксы. Я к такому откровению был несколько не готов. 

Про самых разных персонажей и героев, про то, чем они занимаются, делаем фреймы, раскадровки, готовые страницы, цвет, вёрстку, баллоны и так далее.

Technobabble.

В общем, делаем ту сложную работу, которая и называется «комикс». И знаете — делать комикс с нуля совсем не просто. 

Это обычная работа. Не делайте вид, что вы там шпалы укладываете. Вы не пионеры в своей области. Смотреть за тем, чтобы люди правильно и вовремя делали то, что должны, ни в коем случае не адовый труд. Вы все работаете в офисе с 9 до 5. О чем там таком «непростом» идет речь?

Тут огромное количество подводных камней и проблем. Сценарист должен придумать интересный сюжет с обязательным клиффхэнгером, персонажными сценами, экшеном, раскрытием линий и прочим. Художник должен все это отлично срежиссировать, раскадровать, сделать приятный лайн, узнаваемых героев — причём успеть сделать полноценную (и очень крутую) страницу комикса за один рабочий день. А потом колористу необходимо опять же за один-единственный день всё красиво покрасить. 

Это их работа, Роман! Они за это деньги получают. Все, что написано выше, можно делать, сидя в кресле. Насчет каких-то титанических мук, сопутствующих созданию комиксов – серьезно? В самом деле? Сценарий никогда (если вы профессионалы) не пишется постранично. Его готовят заранее. Исходя из собственного опыта, могу сказать, сценарий пишется элементарно. Карандаши затачивать проще, чем писать. Редактура и правки (то, на чем вы в BUBBLE экономите) – на этой стадии самое важное и трудоемкое. Если вы не наняли диву-идиота, который ждет вдохновения непонятно откуда, сценарист запросто способен выдать вам скрипт за день-два. Остаток недели его нужно полировать. Итого неделя. И если кто-то захочет сказать, что я такой умный и пишу не на том уровне, что гении издательства – на таком. У меня и сценаристов BUBBLE одинаковый опыт написания сценариев. Ноль.

Художники и колористы – не вопрос. Эти люди трудятся много. Но, опять же, ваша задача уследить за тем, чтобы они от работы не отлынивали. В остальном – это конвейер. Усложнять тут не нужно. 

Затем в дело вступают редакторы, верстальщики и дизайнеры. Расставляют пузыри, делают леттеринг, дизайн страниц, вступления, кредитсы, вычитывают и редактируют номера. 

Рядовому покупателю, равно как и читателю этой статьи, насрать на все это. Вы еще расскажите, как на работу добираетесь, преодолевая траффик. Много людей делают то же самое, и много людей делают это лучше, чем в вашем издательстве.

В общем и целом, команда тратит огромное количество времени, сил, творчества на выпуск каждого такого журнальчика.

Клепать их было бы проще, но иногда что-то нужно действительно делать хорошо. Этот тезис абсолютно неприменим к российским реалиям, я понимаю, но это так. 

 Журнала, который стоит в магазинах всего 60 рублей. «Ну, вы представляете, просто грабеж», — порой пишет среднестатистический пользователь.

Это действительно немного. И все же я предпочту потратить их на другие комиксы, как и большинство тех, кто прочел первые выпуски ваших серий или столкнулся с граничащей с неадекватностью реакцией вашего бывшего главреда на натурально что-угодно. 

 Но не будем даже о ценах, правда. 

Если мы не говорим о ценах, два предложения выше нужно удалять. Так как мы все-таки говорим о них, Роман.

Речь сейчас не о том, что самый трудоемкий (ни один перевод с этим не сравнится, поверьте) продукт на рынке еще и является самым доступным для всех, нет.

Тогда о чем речь? Алсо, откровение номер два: делать с нуля сложнее, чем модифицировать. 

Речь о том, что создать комикс — очень тяжело. 

Это то же самое предложение, что было написано выше, только подвергнутое инверсии. И еще раз: делать комиксы – обычный труд. Я пять лет работал в строительной компании, так что знаю, что такое действительно сложно. А именно сочетать офисную работу вроде вашей с, например, созданием физических объектов в реальном мире и сопряженном с этим логистическим кошмаром, по сравнению с которым все ваши заботы кажутся сказкой.

Трудно – это из разряда «ты нанимаешь воров, чтобы они украли у тебя всю техническую документацию из офиса, потому что ты погряз в серой и еще серее бухгалтерии, а с утра у тебя проверка, но работать набело смысла нет, потому что страна не та, и время не то, и люди не те. И всем грозит срок, но ты продолжаешь балансировать между мелким мошенничеством и попыткой заработать на хлеб, ибо альтернативы этому еще ужаснее». Так что понизьте планку для оценки вашего труда.

Огромное количество аналитиков и критиков так не считают, мол, что там картинка да текст. Нет. Это отнимает столько человеческих усилий, что вам даже не снилось. 

Дальше, пожалуйста, я устал…

Те, кто называет криворукими художников и косноязычными сценаристов, увы, никогда не поймут, какой это тяжелый труд — создать, написать и нарисовать комикс.

Если конечный результат выходит отличный от приемлемого – мне плевать, сколько времени было потрачено на создание чего-угодно. Это понятно? У вас действительно отвратительные сценаристы, пишущие ахинею из номера в номер. Ни структуры, ни умения держать темп, ни понимания правил, по которым комиксы работают. Диалоги напоминают неестественный бред, переведенный через google translate. Персонажи плоские, миры однообразные, эволюции нет. Клише используются в таком количестве, что стали разновидностью нормы. Вещи, вроде заимствования не работают, потому что сделаны «в лоб». Это полное творческое бессилие. 

Для того, чтобы ваши комиксы было приятно читать, вам нужен литредактор со стажем и авторы, пишущие лет по десять как минимум для себя. Так работает индустрия за рубежом. Новые таланты сперва долго создают собственные проекты, вдохновляясь классиками жанра. Затем публикуют что-то свое. Затем много, долго и упорно работают с редакторами или, если талант действительно большой, просто начинают с чего-то мелкого. И только затем их ставят на мейнстрим-серии. У вас аматоры пишут основные серии, потому что неосновных нет. Даже не думайте, что их этого подхода выйдет что-то толковое.

Художники? Те кадры, что я видел, в принципе не должны быть оплачены и опубликованы. Это уровень интернет-публикаций, но не журнала. Вам, может, и под силу нанять настоящих профессионалов, да только они уже давно публикуются в Image, так? 

 Артём Габрелянов, я и Евгений Еронин, то есть люди, которые непосредственно отвечают за сюжеты и направление комиксов BUBBLE, за свою жизнь прочитали огромное количество комиксов. 

Не ставлю это под сомнение. Вашу и Евгения критику было интересно читать. У Артема любимый сценарист – Марк Миллар, так что мы его из схемы вещей выкидываем.

Вот только читать, критиковать, как мы с Евгением делали на Медии, и пытаться создать сценарий, расписать его, предусмотрев всё, — вещи настолько разные, что это было реальным откровением. 

Критика – это анализ. Если анализ множества других произведений не помогает вам в создании своих – плохо работаете. Здесь не об этом говорится, но об этом важно помнить. 

Так вот, это труд. Труд, который не каждый сможет сделать и вытянет. 

Не такой это и труд. Дело не в этом.

Возможно, в этом и кроется секрет отсутствия огромного количества российских издательств? Возможно, им это просто не по силам? Возможно им, но точно не нам.

Причина отсутствия огромного числа российских издательств – низкая доля среди населения наследников многомиллионных медиа-кампаний, интересующихся комиксами. В то, что Артем Габрелянов основал издательство на свои карманные деньги не верит никто. Поймите, нам это не важно. Взял Артем деньги у отца или нет, не в этом дело. Каждый родитель хочет помочь ребенку. Проблема в том, что все вы старательно отрицаете это, делая вид, что BUBBLE возник из ниоткуда и первые годы аренду, затраты на производство и зарплату работникам вы платили, собирая пустую стеклотару. Так не бывает. 

И из вашего отрицания происходит непонимание ситуации. Если в случае с Артемом вас бы ждал крах (а он ждал, учитывая, каким кромешным беспросветным ужасом были первые номера ваших серий), то он просто бы сходил к отцу попросить нужную на поддержание существования издательства сумму. Всем остальным, кто работает, пытаясь издавать или переводить комиксы в России, это не по карману. Все осторожны: будучи прижаты к стене неудачными финансовыми решениями или просто обстоятельствами, им неоткуда будет взять денег. Поэтому никто не набирает лицензий, не спешит покорить сердца комикс-фанов анонсами и заказывает мега-тиражи. Сейчас вы, может и выросли, в самостоятельное предприятие, но денег на старт, который был у вас, просто ни у кого нет. Все остальное всем по силам. Появись у каждого бенефактор с лишним миллионом на счету – конкуренты BUBBLE рождались бы каждый месяц.


За три долгих года мы ни разу не сорвали срока по выпуску наших серий.

Мы поняли, что отец Артема первым делом спросит «а что у вас со сроками?», просри мы сдачу материала и приди с протянутой рукой клянчить милостыню. Шучу. Это ваша работа. 

 Каждый месяц читатели получали 4 серии, потом 6 серий, а сейчас уже 7 онгоингов + многочисленные сторонние проекты. 

Еще бы вы остались на прежнем уровне! Даже такому идиоту, как ваш бывший главный редактор, это не под силу. У Артема мало положительных черт характера, но у него, не могу не отметить, хорошая бизнес хватка. Распорядиться суммой, данной свыше, тоже нужно уметь. И да, у вас все еще нет конкурентов.

Вам лично может это все не нравиться, но вы не можете не признать того титанического объема труда, который проделали мы в BUBBLE. 

В смысле обычного труда. Мы росли и развивались, как самое обычное предприятие в области, где нет конкурентов. Мы – единственный пожарный гидрант в округе где полно собак.

На прошлом российском Комик Коне издательство выступало всего-навсего с первыми томами книжек первых серий, а сколько произошло после этого? Мы делаем настольные игры, по нашим героям выйдут фигурки, мы делаем игру для мобильных устройств, первый фильм по российским комиксам и еще массу всего другого. 

Все это мало относится к комиксам, Роман. И, скорее всего, за исключением фигурок будет говном. 

Мы съездили в Сан-Диего, где совершенно чужие люди воспринимали наше творчество на ура и покупали книжки и комиксы, мы добились того, о чем никто даже не думал несколько лет назад. Это успех, это признание, не правда ли?

Ну, если вы так считаете. Одна поездка в Америку и договор с Comixology – уже успех? Только по местным меркам, не более. 

Тем обиднее видеть практически полное игнорирование со стороны отечественной критики и прессы.

Вы выпускаете плохие комиксы. Это все. Вы слышите, но не прислушиваетесь. Никто вам не завидует, боится или угрожает. Действительно много людей (и я в их числе) делали обзоры ваших комиксов, но ничего хорошего о них сказать не могли. Вы просто не видите, но ваша продукция чрезвычайно низкого качества. Ее нет смысла обсуждать. Любой западный комикс, считает рядовой читатель, будет полезнее прочесть, чем ваши поделки. А отношение людей, занятых ее производством, к фанатам и вообще все тонкости pr – отдельная песня. Нельзя, нельзя, нельзя себя так вести с людьми. Так Артему и передадите. 

 Почему же в комментариях комиксных пабликов или на профильных сайтах, или вообще на сайтах не пишут том, что мы делаем, не кричат, не строчат статьи, не анализируют? 

Вы издаете плохие комиксы. Они стали лучше только недавно. В остальном –смотри выше.

Почему люди, которые до дыр засматривают каждый плохо нарисованный кадрик комикса про Дэдпула, игнорируют продукцию собственных талантливых авторов? 

«Талантливых» - перебор. А читают DEADPOOL потому, что его пишут профессионалы, пусть и третьесортные. 

Я безумно рад каждому нашему фанату (и они есть, и огромное им спасибо за это), но большая масса людей совершенно не видит нас или поставила воображаемый крест и старается не видеть? 

А как вы думаете, почему вас так старательно игнорируют? Это связано с качеством вашей продукции?

Лично я как критик физически не могу читать ваши комиксы. Они плохие. Мне это не интересно. У меня большой список книг, которые я еще не прочитал и я, выбирая между ними и вашими комиксами, отдам предпочтение им. «Воображаемый крест» на вас поставили, так и не дождавшись нормальных номеров те, кто читал вас с начала. Я их не виню. 

На их глазах творится история (да, теперь это можно смело заявить), на их глазах встаёт та самая индустрия. Если вы не согласны — оспорьте меня, поговорите со мной. Но не признать этого факта вы не можете.

Еще как могу. Это самообман, Роман. История – это Джек Кирби, успокаивающий плачущего Стэна Ли, когда грузчики вывозили всю мебель из офиса Marvel. Вы рядом с этим не стояли. У вас нет конкурентов, которые выпотрошат вас, как гнилую рыбу, дай только им возможность. У вас нет сильного противника на ниве публикации, мощного и опасного конкурента. Нет драконовских нападок со стороны правительства, заседаний специальных цензурных комиссий. Нет покидающих вас гениев. Нет финансовых кризисов на дворе (да они вам и не страшны). Нет ничего. Ваш прогресс – мнимый. Вы просыпаетесь каждый день и не видите пред собой новых целей. А они должны быть. Не идиотизм вроде мобильных игр, а публикация комиксов. Освойте до конца хотя бы что-то одно. 

Как по мне, любое издательство с одним классным сценаристом и одним классным художником, способным рисовать много, сровняло бы вас с землей.

И когда слышишь, как вроде бы умные люди говорят: «Да нет у нас индустрии комиксов, нет ничего своего», хочется каждому такому человеку просто тыкнуть пальцем на всё, что мы сделали за 3 года существования. 

Очередной самообман. Вы хотите сказать, что за 3 года вы что-то там такое важное для индустрии сделали. Фильмы по комиксам Marvel сделали для индустрии в России больше, чем BUBBLE. Как вы не понимаете? У нас нет газетных стрипов, массовых комиксов, инди-комиксов, полу-мейнстрима, взрослых и детских комиксов, ничего, что можно было бы назвать индустрией. Все ваши достижения – капля в море. У нас нет почвы для развития индустрии. Все, что сейчас есть – монополия со стороны вас. 

Вы говорите, нет индустрии с профессионалами, с зарплатами, с уровнем работ?

Нет. Вы платите смешные деньги людям, которые этого не достойны и радуетесь. Хоть забросайте их валютой, лучше писать и рисовать они от этого не станут.

 Да вот же. Как нет, разуй глаза, есть, вот она. Все как у взрослых, как у старших братьев, которые сами признали существование российского собрата на comixology, которые подходили в Сан-Диего и искренне восхищались. Почему западные люди могут с удовольствием читать наши комиксы и любить картинки, но не можете вы?

Ну, вы и сами чарты продаж с comixology не публикуете. Я подозреваю, не так сильно вас покупают, как вы говорите. 

Вам не нравятся старые выпуски? Хорошо. Мне тоже не нравятся «Люди Икс» Стэна Ли, они там похотливые и тупоголовые подростки. 

Эта фраза должна звучать так: «Вам не нравятся старые выпуски. Хорошо. Мне тоже». Вся проблема в том, что вы не написали ее так. Вас должны отталкивать собственные кривые поделки, а вы вместо этого пытаетесь сменить тему, сами же ее подняв. Первые выпуски BUBBLE-серий – вопиюще некомпетентный ужас, которого нужно стыдится. 

Но отрицать, что наше издательство, как и в свое время издательство Marvel, сделало огромный шаг вперед за годы своего развития, вы не можете. 

Еще раз – не подняться с того, с чего начинали – невозможно. Придорожный мусор был интереснее ваших комиксов. Теперь они просто плохие. Вы должны радоваться этому, а не делать вид, что как минимум вышли на уровень франко-бельгийцев по части качества. Вы думаете, что дорога к успеху – две ступеньки. На самом деле вы стоите в начале дороги, уходящей за горизонт. Там, за холмами, Marvel. Ближе всего к вам в канаве стонет Avatear Press. Сперва попробуйте опередить его, а потом пишите хвалебные пресс-релизы.

Точнее, можете, но не хотите.

Чего? Могу отрицать, но не хочу? Но я хочу… Роман, в общем, я отрицаю.

 А всё потому, что не читаете их и не пробуете читать, потому что западный Человек-Паук всегда круче в ваших глазах. 

О, нет, не разыгрывайте эту карту. Мой вам совет, уберите ее. Она вам не нужна. Такие тезисы в принципе не имеют право на существование. Мне не нужно читать говно, когда есть не говно. Я не хочу ценой собственных денежных вложений и нервов играть в игру «а сделают ли они в этом месяце хороший комикс?». Потому что в нее играют только те, кто после первого раунда не понял, что в нее нельзя выиграть. Среднее количество раз, которые можно облажаться, выпустив халтуру – один. Вы раз на одиннадцать этот показатель превысили. Никто в здравом уме не будет давать вам шанс.  Лучше читать Паука.

А насчет потаенного смысла «вы просто ненавидите все русское»: когда оно начнет как-то конкурировать с западными аналогами, фраза выйдет из моды. Пока нет. Извините, Паук вашему суррогату не конкурент. И вообще, большинство западных комиксов лучше тех, что делает BUBBLE. Это факт. Это банальный факт. Вы то сами, на «Ладе» рассекаете? Одежду «Большевички» носите? Борщом питаетесь? Это заложено в человеческой природе – «стремись к лучшему и, по возможности, выбирай более качественные варианты». Так и с комиксами. 

У нас есть комиксы для всех, и наше качество выросло в сотни раз. 

А я все думал, к чему все идет. Банальная реклама. Стыдно должно быть, Роман.

Хотите мистический комикс — «Бесобой» даст множество очков вперёд новым запускам «Константина».

Мы надеваем розовые очки поверх розовых очков. Новый Constantine, конечно, плохой, но давайте не будем опошлять его сравнениями подобного рода. Вы же умный человек, Роман. Вы же читали комиксы много лет. Вы знаете, что ваш комикс не может быть конкурентом даже плохому клону Hellblazer. Так зачем это все? Публика не хуже вас разбирается в них. 

 Свой авторский мир — вот «Экслибриум», раз за разом удивляющий своими сюжетными поворотами. Фэнтези-концепции — «Инок». Классический разухабистый комикс 90-х вкупе с фантастикой — «Красная Фурия». Экшен-детектив с обилием харизматичных героев — «Майор Гром». Продуманная космическая концепция, разбавленная юмором, — «Метеора».

Доза рекламы не настолько велика, чтобы меня стошнило, но можно и поаккуратнее это было провернуть, Роман. 

 Не верю, что есть люди, которые попробовали все это, и ничего им не понравилось. 

Я пробовал, мне не понравилось. Все серии – кальки с куда более вменяемых американских аналогов. И без топорного цитирования Watchmen с первых страниц.

И в данном случае не будем говорить о качестве рисунка. 

А я и не говорил о рисунке. На воре и шапка горит? Знаете свои слабые стороны и заранее готовите оборону? Умно.

И тут мы подходим к главной проблеме.

 Хором. Раз, два, три: «Это не наша вина. Это предубеждение».

Предубеждение. Это то, с чем вы почему-то относитесь к продукции нашего издательства. И то, что мне порядком надоело. И то, что я, как главный редактор, очень хотел бы изменить. Потому что по большей части ваша позиция весьма необоснованна.

Я же говорил. Ни у кого из читателей и критиков просто нет причин предубежденно относиться к продукции издательства. Ни отвратное качество первых выпусков серий, ни откровенно халтурное их исполнение. Ни довольно мутные отношения с сайтом, на котором вы сейчас этот текст опубликовали. Ни поведение Артема Габрелянова, посылающего людей в прямом эфире. Этот человек сам по себе pr-катастрофа. В то, что лицо издательства ведет себя как подросток-дегенерат, долго не могли поверить многие, но Артем, шаг за шагом делая эту тяжелую работу, убедил всех в своей неадекватности. 

Я когда-то писал список самых частых фраз, которые применяют хейтеры по отношению к нам. Приведу тут:

Опять, вы не понимаете главного: когда вам со всех сторон орут «ваши комиксы-говно», нужно не делать вид, что это не так, а работать над повышением их качества.. 

№ 1 — Не читал, но наверняка говно.

Простите, но такую репутацию тоже нужно заработать.

№ 2 — Ничего своего придумать не могут, просто своровали все у Марвела с ДС.

Все серии на три четверти состоят из отсылок, заимствований, клише и откровенного воровства. Не заставляйте меня произвольно выбрать любой номер вашего комикса и ткнуть вас туда носом.

№ 3 — Ну я, короче, читал первые пару выпусков, говно какое-то, наверняка и 3 года спустя говно.

Это вполне допустимая логика. Вы не отрицаете, что первые выпуски – говно. Люди по натуре своей склонны составлять ассоциативные цепи таким образом, чтобы они как можно реже противоречили друг другу. Если проще: это нормально предполагать, что ваши комиксы говно какое-то.

№ 4 — Папка денег дал, армянская мафия вокруг.

Нет, конечно, сын человека, имеющего издательскую империю, совершенно случайно основал издательство. И сын Лукашенко на военных парадах просто так стоит рядом с папкой. 

№ 5 — Что хорошего в России могут придумать и издать вообще.

Ничего. Все, что Россия могла предложить миру, кануло в лету вместе с развалом СССР. Новая страна еще только формируется. У нее нет времени заниматься мелкими проблемами, вроде взращивания культурно-интеллигентной прослойки населения, способной создавать хорошие медиа-продукты. Нужно растить воинов, готовых отдать жизнь за расширение Империи. Все, что сейчас производят на пост-СССР – неудачная попытка угнаться за аналогами более развитых стран. 

Насчет придумать: ученые у вас еще не перевелись. «Издать»? Я новинки книгоиздательства скупать не успеваю. Хотя перевод того же «Housekeeping» жду.

А теперь перечитайте эти претензии и скажите, серьезно? Вот это ваши аргументы? 

Они самые.

Да ладно? Мне кажется, что умным людям они покажутся, мягко говоря, неубедительными.

Меня они вполне устраивают.

На самом деле не знаю, для чего я все это пишу и кого пытаюсь убедить. Не знаю. 

Такое, обычно, нужно резать, Роман. Если вы не знаете, причем тогда мы.

У нас есть поклонники, есть преданные, любимые читатели, которые любят нас, косплеят наших героев и радуют своим оптимизмом и заряжают классной энергией. И этим людям мы бесконечно благодарны.

Я не говорю, что у вас нет аудитории. Она ограничена, но есть.  

 А убедить, наверное, хочется тех людей, которых обычно называют той самой аудиторией комиксов. Тех, из кого я сам пришел, тех, с кем днями напролет обсуждал комиксы, тех, кто почему-то никак не хочет признавать очевидный факт того, что в нашей стране уже есть невероятная платформа, на которой строится сооружение еще более грандиозное. 

Это как раз невозможно. Умные люди склонные делать собственные выводы. Прослойка очень хорошо информированных читателей-эрудитов, знающих о комиксах много – по определению не ваша цель. Они знают, что есть комиксы лучше ваших.

Тех, кто часами готов строить теории о новом выпуске Хикмана, но почему-то игнорирует замысел своих соотечественников. 

Никто не должен спорить о плохих комиксах. Как BUBBLE вытащит голову из задницы, все мы сбежимся на это посмотреть. Ну или хотя бы узнать, что это был за забавный звук.

Не могу сказать, что я когда-то был или буду невероятно преданным патриотом, но, черт возьми, Холмс, почему? Как? Неужели вы правда считаете, что много талантливых людей могут все одновременно делать продукт низкого качества и в разы хуже, чем делают люди на Западе? 

На Западе этот продукт делают десятилетиями, взращивая таланты на талантах. Это культура. Это – девятое искусство. Там процесс отлажен, оптимизирован и выверен. 

У вас на руках хаос, которым вы не в состоянии управлять. Я не о процессе, с этим, как вы уже сами сказали, все тип-топ, ни одного выпуска не запороли. Я о сущности. У вас нет вектора. Вы роете во все стороны, пытаясь схватить по вершкам, стать «русскими Marvel». 

Я в это не верю и знаю, что это не так. Раз и навсегда, от лица нашего издательства я заявляю — BUBBLE сейчас делает хорошие комиксы. 

Я заявляю на основе моего мнения: «Мои экскременты лучше комиксов BUBBLE. А еще они радужного цвета и говорят.»

Самые лучшие комиксы в России. И докажите, что это не так.

Смотри текст выше, полный печальных примеров.

Я всю свою жизнь читал комиксы и, несмотря на все трудности, примерно представляю, что и как в них должно происходить, чтобы комиксы нравились и затрагивали какие-то струнки в душе человека.
 И наше издательство будет упорно работать, пока мы не достучимся до каждого из вас. Прежде всего, потому, что BUBBLE издает комиксы не для себя, не для Артема Габрелянова и Романа Коткова, ни для кого-то еще, а для вас. Надеюсь, когда-нибудь люди это поймут и оценят уникальные вещи, которые творятся на их глазах.

Недостаточно просто делать. Ваша ключевая проблема – отсутствие таланта. Без него до нас не достучаться, даже работай вы по восемнадцать часов в день.

Но в одном вы правы. Нужно больше разнообразия, больше российских комиксов. 

Посыл правильный, но я чувствую подвох…

Больше хорошего, потому что есть множество талантливых людей, которые могут сделать и уже сделали свои истории. 

Угу, да…

И русский Image, и русский DC и так далее. Именно поэтому от имени издательства BUBBLE вот здесь, в этой самой статье, я объявляю об открытии подразделения BUBBLE VISIONS. 

А столько слов было сказано, красивых и громких. А оказалась рекламная статья. Где ее лучше всего разместить, как не на сайте, неоднократно критиковавшемуся за «мягкое» отношение к издательству? Кто лучше всего расскажет о новом продукте, как ни главный редактор? 

Мы хотим помогать авторам комиксов расти и развиваться, поэтому этот импринт будет издавать авторские комиксы. Несколько важных моментов, которые мы усвоили за годы работы — задумок у людей много, но все эти задумки обычно остаются на этапе задумки. Поэтому BUBBLE VISIONS будет помогать людям издавать уже готовые комиксы — написанные и нарисованные и присланные нам в редакцию. Более того, эти комиксы должны нам понравиться, что немаловажно. Сразу предупреждаем — наши художники не будут рисовать ваши истории, какими бы гениальными они ни были. У наших художников есть свои прекрасные серии, над которыми они трудятся и которые им нравятся. Наше дело — издание, редактура и прочее, остальное — ваше. Так что если у вас есть материал, художник, сценарист и куча идей — реализуйте их, а с тем, чтобы эти идеи стали книгой, — мы вам поможем. 

Я не вижу плашки «реклама», но нюх меня не подводит. Воняет это просто отвратительно. Кусок пресс-релиза, вписанный в статью – это методы средневековья, Роман.

Первой ласточкой импринта станет новая книга потрясающих стрипов «Кошки-мышки» нашего постоянного автора Евгения Федотова. В дальнейшем же мы всё-таки надеемся издавать сольные проекты как своих авторов, так и новых людей. Поэтому ждем работ от вас.

И если вы не поняли, что это была реклама, еще один анонс нашего издательства! Нашего! От нашего автора! Но платформа будет помогать вам. В идеале. Если все получится. Но пока публикуем наших. Хорошо получилось.

Вот так мы выходим на новый уровень, друзья. Мы работаем и развиваемся для того, чтобы люди могли читать отечественные комиксы. Для того, чтобы росла и развивалась эта культура, для того, чтобы больше людей могли заинтересоваться этим видом искусства и его формами. Чтобы можно было сказать, что и у нас есть в стране индустрия комиксов. Такая индустрия есть, и имя ей — издательство BUBBLE. И вам нужно поскорее запрыгивать на борт нашего корабля.

Wank-wank!

CEREBUS. YEAR OF THE AARDVARK. DAY 39 - ISSUE 39


YEAR OF THE AARDVARK.

 DAY 39 - ISSUE 39 – THE AMBASSADOR SUITE

… путешествие Серебаса продолжается…

Астория вновь недовольна. Серебас, согласившийся проиграть Элроду дебаты, опустошал запасы алкоголя одной из таверн Айста в то время, когда должен был вести себя подобающе. Серебас и Астория встречают гостя в номере трубкозуба. Гостем оказывается мистер Блейкли – импозантный мужчина лет пятидесяти, умеющий удивлять. Первым делом он поражает Серебаса делом (повелительным тоном приказывает Астории оставить их наедине), а затем словом. Мистер Блейкли сообщает, что сам может стать премьер-министром если того пожелает. К счастью, господин Блейкли этого не желает. Он верен церкви, пусть последователей Тарима в последнее время и преследуют неудачи. Поддержка мистера Блейкли обещает существенно укрепить позиции Серебаса в качестве кандидата. Серебас и Блейкли какое-то время беседуют. Внезапно в номере появляется лорд Джулиус, закутанный в полотенце. Правитель Палну непринужденно интересуется наличием ванны в номере, повергая мистера Блейкли в изумление. Ведь раз лорд Джулиус здесь, то он может быть в сговоре с Асторией. А может и не быть. А может, лорд Джулиус специально приехал в Айст для того, чтобы все подумали, что он в сговоре с Асторией, но он в это время мог бы шпионить за лагерем противника. Человек-загадка, лорд Джулиус лишь таинственно улыбается…

 Номер, позволяющий оценить мастерство Сима как плоттера. Он, несомненно, продумал план HIGH SOCIETY задолго до этого выпуска, но только сейчас перед читателем начала выстраиваться цельная картина происходящего.

Заговор с целью сделать Серебаса премьер-министром выглядит куда более изощренным, чем кажется на первый взгляд. В принципе, когда дело касается лорда Джулиуса, иначе быть и не может. Он строит планы как сумасшедший архитектор планирует оборону королевского подземелья: с кучей потайных ходов, ловушек, содержащих копья и раскаленную смолу, и тупиков. Мистер Блейкли может пытаться предугадать планы лорда Джулиуса хоть до бесконечности и так и не приблизиться к разгадке.

Важнейшим событием этого номера (и серии на данный момент) является упоминание Эльфом еще одного трубкозуба. Ридженси Эльф появляется в этом выпуске на пару минут, прощает Серебаса и случайно выдает читателю огромную тайну.  Серебас - не единственный трубкозуб во вселенной. Есть еще один, пусть его имя и даже само упоминание не приветствуется. Позднее в серии противостояние именно этого трубкозуба и Серебаса станет основой для грандиозного арка на шестьдесят номеров, названного CHURCH AND STATE (длился с 51 по 111 номера соответственно).

Как обычно, помимо основных событий в выпуске происходит еще много всего. CEREBUS удивляет предоставленным объемом информации и его подачей. Сим не особенно старается ужаться, дробя станицу на панели, но все равно двадцатистраничный выпуск содержит массу диалогов, сцен и мизансцен. Это результат тщательного планирования уже художественной части, и того факта, что Дэйв делает комикс сам от начала до конца. Ему не нужно объяснять другому человеку что и где рисовать, волноваться о том, не будут ли «пузыри с текстом» закрывать арт, ломать голову над количеством текста. Весь комикс выглядит однородно, нигде не проседая и не выпячивая отдельные свои лакомые части. Полный контроль над производством может обернуться как кошмаром (микроменеджмент, должно быть, изрядно выматывал Сима), так и вознаграждением за собственный труд. CEREBUS длился так долго, что серия успела как выиграть, так и проиграть от отсутствия у нее редактора. Но до начала «темных времен» осталось еще очень много хороших выпусков, где видение Симом того, как именно должен выглядеть его труд, приносило только щедрые плоды в виде всеобщего признания уникальности серии и важности ее для жанра.


Станет ли Серебас премьер-министром? Возможно… Завтра ему предстоит участвовать в кампании…

Избранное сообщение

"Банк-беглец" - Дональд Уэстлейк/BANK SHOT by Donald E. Westlake

BANK SHOT by Donald E. Westlake   Джону Дортмундеру осточертело выманивать у доверчивых домохозяек мелочь на пропитание. Но что по...