понедельник, 21 декабря 2015 г.

CEREBUS. YEAR OF THE AARDVARK. DAY 64 - ISSUE 64


YEAR OF THE AARDVARK.

DAY 64 - ISSUE 64 – NEVER PRAY FOR CHANGE

…Путешествие Серебаса продолжается…

Епископ Пауерс и господин Вайсхопт прогуливаются по роскошному президентскому саду. Они обсуждают назначение Церковью Серебаса на пост понтифика. Вайсхопт идею отрицает. Пауерс всячески старается преподнести собственное деяние как многообещающее в перспективе, если не сказать больше. Они долго не могут прийти к согласию. В конце концов, сбросив маски, епископ и политик открыто вступают в противостояние. Пауерс обещает, что Вайсхопт никак не сможет опротестовать решение Церкви. Вайсхопт грозит разорить Церковь до последней полу-кроны. В итоге Вайсхопт дает епископу почувствовать вкус победы, небрежно говоря, что сумеет скоординировать собственные планы по завоеванию власти соответственно с новым назначением. Серебас объявляют духовным лицом официально. Тот все еще пьет, но уже меньше. Поприветствовать нового понтифика приходит и Вайсхопт. Вопреки его ожиданиям, Серебас не сопротивляется воле церкви и послушно принимает сан. Вот только едва став священнослужителем, он решает перестать быть марионеткой в руках Вайсхопта…

Если кто не следит за регулярными обновлениями рубрики, понять, что происходит как в конкретном выпуске, так и в целом арке, для вас не представляется возможным. Как бы Сим ни педалировал серию, начинать читать CHURCH AND STATE нужно сначала, иначе есть риск потерять связь с комиксом. Итак, Серебас, наконец, получает новую должность – понтифика церкви. Это лишь первый шаг на пути к основной цели трубкозуба, которую на данный момент он еще даже не обрисовал у себя в голове. Главной сценой номера можно считать двухстраничный разворот в президентском саду. Сам сад, очень здорово нарисованный и похожий на кадр из «Beguiling» Барри Виндзора-Смита, в данном случае является метафорой. Пауерс выказывает подозрение, что Вайсхопт обладает меньшей властью, чем демонстрирует, а Серебас при поддержке церкви представляет для него большую угрозу, чем политик может себе представить.

Невероятно приятно мне было видеть, как отдыхающий на лавке запасных главный герой пробудился. Серебас совершенно неожиданно начинает свою игру против Вайсхопта, причем сделанные им в виде криков заявления дают понять, что больше в будущем быть лакеем он не намерен.

Кстати, плавно подошло время попрощаться с серией в том виде, в котором мы привыкли ее видеть. Этот выпуск – последний, созданный Симом в одиночку. Уже в следующем номере обязанности художника с ним разделит Герхард. Мне же как рецензенту отныне предстоит довольно мучительная работа по комментированию арта, созданного дуэтом. Раньше было просто – все делал Сим и получал похвалу за арт и сюжет только он. Теперь же арт будет плодом усилий двух человек, а разделять пару вскоре станет чрезвычайно сложно. Мне еще предстоит выяснить сколько эпитетов к слову «художники» существует.


Ну а пока мы прощаемся с Серебасом всего на один день. Завтра мир CEREBUS необратимо изменится…

MULTIPLE WARHEADS


MULTIPLE WARHEADS

Если бы комикс Брендона Грэма был дареной лошадью, вы бы не только не смотрели ей в зубы, но и привели бы ее домой, сделали членом семьи, полюбили бы эту лошадь и заботились о ней, например, прикрывая непарнокопытному глаза во время совместного просмотра особо травмирующих психику животного сцен из «Крестного отца». Это я к чему: я очень рад, что Грэм избрал комиксы тем медиумом, которому посчастливилось воплотить в себе MULTIPLE WARHEADS. Этот комикс – подарок нам всем, любителям рисованных историй, шуток-каламбуров, проработанных миров и самобытных, удивляющих своей необычностью приключений.

Странно, но эта серия началась как порно-комикс. Молодому и перспективному художнику Грэму, рисовавшему в далеких девяностых граффити, дали возможность воплотить в жизнь на страницах антологии любую из своих фантазий. Условие было одно: тематика комикса могла быть любой, но в сюжете и рисунке должны были быть порно-элементы. Так появилась история контрабандистки Сексики и ее парня, которому девушка протаскивает сквозь границу в своей прямой кишке пенис оборотня. После этой истории Грэм нарисовал еще одну, черно-белую, рассказывающую о мироустройстве MW, а затем взялся за полноценную мини-серию. Вторая ее часть прямо сейчас выходит в самой лучшей антологии эвар – THE ISLAND, и , судя по всему, остается такой же качественной.

MULTIPLE WARHEADS – чистый поток сознания художника, обличенный в форму комикса. Грэм вроде бы и рад рассказать больше о мире, где боги спускаются с небес чтобы побродить по земле, а особо подлые люди убивают их и пилят тела на органы, обладающие неизмеримым могуществом, но вордбилдинг поглощает его внимание целиком, заставляя вместо сюжета рисовать рецепты футуристических блюд, живую и очень кавайную мебель, кросс-секции диковинных зданий, случайные «тэги» на поверхностях круглых, как иглу, домов и прочее. «Боеголовки», как и все комиксы Грэма, сотканы из мелочей. В этот раз, правда, фантазия Брендона разыгралась не на шутку, поэтому MULTIPLE WARHEADS обладает еще более незабываемым сеттингом, чем остальные комиксы художника. Это и постапокалипсис, и комедия, и роад-муви, и даже слайс-оф-лайф панорама жизни двух людей в далеком и очень необычном мире. 

MULTIPLE WARHEADS ценен своей «фрик-шоу» атмосферой. Сюрреализм и бессмыслица очень хорошо уживаются вместе на его страницах. Грэм не заботится о создании базиса из хорошо подогнанных фактов для своей истории. Он делает ее сумасбродной и живой, опирающейся на сиюминутное, случайное, отказывающееся существовать по правилам, внезапное и непредсказуемое. Монологи главных героев помимо дозы экспозиции таят тонны лингвистических шуток, каламбуров и хохм. Великолепнейший рисунок очень детален, и при этом скрывает в себе визуальные гэги. То, как выглядит комикс, явление уникальное – чистая импровизация, помноженная на талант. Детализированные панели комикса словно вышли из-под пера увлекшегося мангой Мёбиуса. 

Одолев комикс, меня удивило, насколько мощная у Грэма фантазия. Как много он может показать, не задерживаясь на чем-то конкретном. Какой неиссякаемо огромный у него запас историй, которыми он хочет с нами поделиться. Как выразительно у него все, от диалогов до арта. Так самоотверженно создавать громадные и живые миры мог только покойный Сет Фишер. 

И в лучших традициях комиксов самого Грэма эта рецензия не кончается, а просто останавливается. У меня все.

ALIAS


ALIAS

Один из двух комиксов Брайана Бендиса, читать который можно на людях, не опасаясь при этом выглядеть в глазах общественности «ребенком лет восьми в дурацкой шляпе с пропеллером». ALIAS – неудобный комикс для всяких эстетов, любящих только плоды творчества молодых и голодных и плюющихся от одного упоминания Бендиса. За этот комикс и «Сорвиголову» один из самых плодовитых современных сценаристов справедливо заработал несколько «Айснеров» и ворох мелких призов. В то далекое время, когда сочинялся комикс про Джессику Джонс, Брайан числился среди самых перспективных авторов: его диалоги и стиль письма казались свежими, подход к жанру – новаторским, а рвение и желание работать в любимом медиуме не знало границ. Болезнь «Бендиса» ALIAS практически не коснулась – это образцовый детектив с четкими, интересными, живыми и великолепно написанными диалогами. Сейчас, когда библиографию Брайана можно представить себе в виде диограммы Венна с двумя едва пересекающимися кругами «качество» и «количество» (на их пересечении как раз и покоятся ALIAS, DAREDEVIL и POWERS), всяких психонавтов типа Алеша Кота принято котировать выше, чем обаятельного лысача. Бендис сам всячески этому способствовал, выдавая по десять сценариев в месяц и не особо заботясь о качестве исходного продукта, равному отрицательным значениям. ALIAS, меж тем, это Бендис-делюкс. 

Комикс был издан в начале нулевых, когда издательство Marvel запустило альтернативный импринт MAX. MAX был площадкой для игр, за которой пристально смотрели люди с большими калькуляторами в руках. Они терпеливо наблюдали за тем, как развивались вверенные им серии и кто из авторов заслуживал лучших игрушек, а кто – изгнания из песочницы. Лучшим комиксом, изданным MAX был PUNISHER Гарта Энниса, а в его тени рос и развивался как раз ALIAS.

Комикс рассказывает нам о приключениях детектива Джессики Джонс, женщины с какими-то барахлящими суперспособностями. Структурно все арки серии являются азбучными трехактовыми детективами и запоминаются не столько историей, которую рассказывают, сколько исполнением. Наравне с, пожалуй, CRIMINAL, в этом комиксе лучшие в детективном жанре диалоги (в меру литературные, достоверные, очень тщательно выписанные) и монологи героини, служащие типичной детективной экспозицией. Помимо этот Бендис создал действительно запоминающуюся героиню, многогранную и интересную. Джонс и обаятельна и серьезна, ее обуревают чувства и в то же время любой парень в длинном плаще и с детективным значком позавидует ее аналитическим способностям. Поскольку ALIAS состоит не только из расследований и скрупулезного анализа улик, а еще и из «slice-of-life» элементов, следить за Джонс не надоедает никогда. Вообще, удачных находок Бендиса в комиксе так много, что они и предопределили судьбу, например, недавней экранизации серии. Когда продюсерам нужно было найти адекватный комикс для сериализации, не перегруженный континюити, ориджинами, моралью и кроссоверами, чисто комиксными глупостями и невыразимо отвратительным пафосом, они откопали ALIAS, в котором героине приходится жить в мире супергероев, но те, в свою очередь, появляются редко, стоят по углам и выглядят на фоне живой Джессики скверно. В основе большинства арков – человеческая история, а не корнукопия спецэффектов. В меру интриги, немного камео, две части диалогов на одну часть экшена, одна классная героина, отказывающаяся быть дамой в беде или непробиваемой леди, отличный рисунок и, наверное, гениальные дизайнерские решения, касающиеся расположения «пузырей с текстом» - вот вам рецепт ALIAS. 

Напарник Бендиса, Майкс Гейдос, был художником с идеальным для проекта стилем. Фоторефренсы и общая строгость кадра как нельзя лучше подходят камерным или просто спокойным аркам комикса. Гейдос неплохо рисует статические кадры, поэтому многократные повторения и увеличенные изображение ранее показанных панелей в ALIAS выглядят уместно. Ах да, пока не забыл: Майклу нужно было дать маленький персональный «Айснер» за фирменные развороты серии. На них, как правило, клиент объяснял Джессике суть дела, но важно не это, а как художник оформлял подобные, довольно скучные на вид, вещи. Динамика и композиция в ALIAS такие, что поневоле обращаешь на них внимание. Арт не загораживают даже стены текста, которые тут еще и умело замаскированы. Меньший художник бы просто сошел с ума, придумывая, как можно обрамить единую сцену, на которой два героя обмениваются тридцатью и более фразами. Гейдос из неравной битвы с литературным талантом Бендиса вышел победителем. Столь изощренной визуализации диалогов я давно не видел. 

Если оценивать комиксы не по некоей универсальной шкале «рисунок-сюжет», а попытаться проанализировать свою эмоциональную вовлеченность в историю Джессики, то ALIAS для меня останется в памяти как прекрасная серия.

Избранное сообщение

"Банк-беглец" - Дональд Уэстлейк/BANK SHOT by Donald E. Westlake

BANK SHOT by Donald E. Westlake   Джону Дортмундеру осточертело выманивать у доверчивых домохозяек мелочь на пропитание. Но что по...