среда, 23 декабря 2015 г.

CEREBUS. YEAR OF THE AARDVARK. DAY 66 - ISSUE 66


YEAR OF THE AARDVARK.

 DAY 66 - ISSUE 66 – THE THRILL OF AGONY AND THE VICTORY OF DEFEAT

…Путешествие Серебаса продолжается…

Едва успевшие свить себе гнезда под крышей президентского дворца птицы, сбежавшие в панике от воплей епископа Пауерса, вновь покидают насиженные места, взбудораженные громкими криками. В этот раз кричит президент Вайсхопт. Ему доложили об инициативе нового понтифа Серебаса: тот объявил конец света через две недели, единственным спасением от которого будет откуп золотом. И сейчас сотни людей осаждают его отель, швыряя в маленького серого трубкозуба драгоценный металл. Сам понтифик тем временем учит обычных людей уму-разуму. Его урок на тему «ты можешь обрести то, что жаждал, и все равно остаться недовольным» все запомнят на всю жизнь. А в городе незаметно разгорается паника, вызванная оттоком финансов из банков. Даже умные с виду люди, обладающее как чином, так и деньгами, боятся за свои бессмертные души. Они снимают со счетов последнее, чтобы отдать все серому проходимцу в рясе. Глава банка требует аудиенции с президентом Вайсхоптом…

Более напряженного выпуска в серии не было давно. И состояние Серебаса, ставшего вмиг безумным от наделенных полномочий, и город, у которого из под ног выбили почву – CEREBUS лихорадит, а все герои за исключением меньшинства, захлебываются в панической атаке.

Одним из самых примечательных моментов арка является швыряние младенца в толпу Серебасом. Сима в свое время подвергли критике за довольно провокационное содержание этого номера. На секунду забегая вперед: он с лихвой перекроет впечатления от этой сцены сценой другой, с участием Астории. Я же как такового отвращения от нее не испытал. Во-первых, Сим лишь подчеркивает мораль, которую Серебас пытается донести до людей. Во-вторых, сам момент обыгран комично, без каких-либо намеков на серьезность. Ребенок выглядит карикатурно и корчит смешную рожу перед тем, как быть отправленным в толпу. В-третьих, как эта сцена, так и дальнейшие – это демонстрация коррупции властью слабого или неподготовленного разума, равно как и критика церкви. В общем, сам по себе акт, учиненный Серебасом отвратителен, но он вымышленный, так что это всего лишь фантазия, специально созданный сценаристом конфликт, не более того.

Критика же церкви в выпуске как раз не замаскирована. Серебас всячески наслаждается своей возможностью сеять страх в умах людей и использовать свое положение. Сим тогда еще был атеистом, поэтому свободно мог в случае, если ему этого захочется, критиковать недостойное поведение священнослужителей. Безусловно, зная реалии, в которых существует вера в тогдашних или нынешних Соединенных Штатах и Канаде, Симу было где развернуться. Если вам интересно, найдите выпуск шоу Джона Оливера о телеевангелистах и посмотрите, как призванные служить Богу люди дурачат простой народ и что требуют от него. Эта передача была снята в 2015 году. CEREBUS вышел в сентябре 1984 года. И тот факт, что ничего за это время в методах церкви по обогащению не изменилось доказывает, что Дэйв имел полное право упрекать саму суть религии.

Пока Сим опять превращал комикс в интереснейшее чтиво, Герхард активно экспериментировал. Его вклад в этот выпуск напоминает арт Берни Райтсона, только не «обычный», а тот, который художник использовал для полноценных иллюстраций, а не комиксов. Тонкие, сгруппированные штрихи, лежащие так плотно, что они образуют новые тени, искривления, идеально передают текстуру материалов. Кадры с городскими улицами, которые Сим не жаловал, теперь выглядят изумительно: Герхард вдохнул жизнь в город, теперь не кажущийся просто декорацией. Несколько страниц номера выглядят как негативы старого CEREBUS, настолько они затемнены. Еще одна солидная порция страниц выглядит как будто в нее втирали раскрошенный карандашный грифель или же словно покрытая напылением. Так художники передают туман, окутывающий Серебаса. Кстати, в том же тумане возникает некая аномалия, выглядящая как светящийся нимб, движущийся сам по себе. Выглядит это забавно, но пока непонятно что это за ерунда и зачем Сим посвятил часть номера на сцены с ее участием.

Мы покидаем мир CEREBUS, охваченный паникой. Чем обернуться указы Серебаса узнаем завтра…


BOYS


BOYS

Комикс-аттракцион имени Гарта Энниса вновь въезжает в наш город, пугая своим видом добропорядочных граждан. Процессия из нескольких десятков фургонов источает шум и вонь в равных количествах, но это издержки жизни в дороге. Балаган останавливается на главной площади, разбивает шатер и начинает готовиться к представлению. Вот подозрительного вида люди достают из-под брезентовых покрывал детали аттракционов, явно не прошедших техосмотр, и начинают собирать фирменные гартэннисовские развлечения: карусель «Залихватский экшен», небольшое и скрипящее колесо обозрения «Черный Юмор», чахлое подобие американских горок под названием «Воспевание мужской дружбы». Вот братья-сюжеты наносят на лицо яркий макияж клоунов: в середине представления один из них сменяет другого без ведома публики. Вот покачивающиеся и слегка нетрезвые жонглеры «сатира» и «социальные комментарии» репетируют при свете фонаря, роняя кегли. В свежевоздвигнутом загончике толстый, огромный и ленивый слон по имени Сквернословие ест очищенный арахис, зная, что без него сегодняшнее выступление будет неполным. Этот цирк путешествует по миру уже долгие годы, меняя вывески с названием программ с PREACHER на PUNISHER на BOYS, но оставаясь прежним. За это мы его и любим.

Последний крупный проект Гарта Энниса и Дерика Робертсона длился аж девяносто выпусков, что само по себе примечательно. Серия довольно быстро нашла себе не особо мешающего творческому процессу издателя в лице Dynamite, после чего расцвела, став на некоторое время совершенным образцом сатиры и юмора в комиксах. С течением времени BOYS мутировали в нечто иное, оставшись, впрочем, отличным чтивом.

Комикс рассказывает нам о похождениях команды чудовищных, но симпатичных убийц, работающих под началом крутейшего засранца Билли Мясника. Команда, так и названная «Boys» борется с супергероями, живущими в мире, не сильно отличающемуся от нашего. Реализм в комиксе проявляется в том, что получившие суперспособности индивидуумы, как и полагается людям, стали безбожными гедонистами, предаваясь разврату, убийствам, извращению и прочем. Повышенное внимание со стороны медиа также способствовало стремительному развитию комплекса Бога у разодетых в идиотские трико героев. Команда же Мясника, находясь под покровительством то ли ЦРУ, то ли АНБ, начинает полноценную войну против супергероев, что выливается в эпическое противостояние идеологий.

Смысла пересказывать сюжет BOYS особо нет – он чересчур масштабный, чтобы его можно было осветить без спойлеров. Я лучше отвечу на вопрос «стоит ли его читать?». Да, стоит. 

Это самый близкий поклонникам комиксов проект Энниса, нещадно критикующий все плохое, что есть как в индустрии. Целые сюжетные арки BOYS построены вокруг переосмысления дурацких клише, вроде кроссоверов, а второстепенные персонажи серии списаны с видных деятелей комикс-империй. Эннис, явно любящий свое ремесло, до откровенного унижения «книжек с картинками» не опускается, но высмеивает все, что у любого шапочно знакомого с Marvel и DC человека вызывает оторопь. Ближе к середине серии уровень сатиры становится запредельным, превращая чтение BOYS в приятнейшее занятие (если вы, конечно, знаете, о чем рассуждает Гарт). BOYS – щелчок по носу комикс-морали, принципам и скрепам. Великолепно исполненный, кстати. Чисто сценарно тут вообще ни к чему придраться невозможно – Эннис не дает ни одной осечки, исправно выдавая один отличный выпуск за другим до самого финала.

Юмор в серии играет ту же роль, что и в PUNISHER. С его помощью заманиваются новые читатели, после чего до самого конца представления он исчезает, уступая место другим темам, интересующим сценариста. В BOYS, к счастью, очень много по-настоящему смешных моментов, заставляющих любить серию всем сердцем. Все они, как правило, связаны с новым рекрутом команды Хьюи, буквально притягивающим проблемы к себе. 

Однако, когда серия переваливает за половину легкость из комикса пропадает. Эннис вновь обращается к любимым темам войны, дружбы и долга. Все эпизоды из второй половины BOYS прекрасно исполнены. Пожаловаться можно только на несоблюдение единого тона всего рана, но это, как уже было сказано выше, практически фирменный прием Энниса. Зато серия дает полюбоваться на изменение приоритетов в повествовании, не теряя при этом в качестве. Сценарий, и без того запутанный, усложняется со временем на порядок, но сцены, сменяющие драки или посиделки в барах, выполнены все на таком же уровне. Драме как таковой в BOYS места нет, хотя Гарт старается включить соответствующие флэшбеки или сильные сцены в сюжет для придания ему веса. 

О героях серии стоит поговорить отдельно. Эннис славиться умение писать запоминающихся персонажей. В этот раз никаких сюрпризов относительно их характеров сценарист не преподносит, но и BOYS и их противники выписаны замечательно. У всех присутствует мотивация, скелеты в шкафу, монстроузные ориджины (лучший – у Французика, включающий в себя дуэль на багетах) и душевные метания. Величайший момент серии также относится не сколько к демонстрации кишок, как к развитию героев: в нем Билли, потроша супергероя, отвечает на мольбу о помиловании фразой: «Я не здесь. Я где-то далеко», продолжая резать несчастного. 

Робертсон и компания художников, помогающих ему справиться с нагрузкой, со своей частью работы справились. Дерик идеально нарисовал героев, уловив их характеры. Его детальный стиль так хорошо смотрящийся в, например, TRANSMETROPOLITAN тут ко двору не пришелся, уступив место достаточно стандартному арту. Повода особо выложиться на сто процентов Гарт ему не давал, заставляя рисовать не сколько сплэш-пейдж порно, сколько камерные беседы. Единственным минусом арта будет очень темная и грязная покраска, убивающая часть атмосферы и местами даже мешающая увидеть мелкие фрагменты рисунка. С сатурацией цвета колористы переборщили. Может, это, конечно, минус бумажных версий комикса. 

Вот таким я вижу BOYS. К сожалению, это не гениальный комикс – для этого ему не хватает новизны и индивидуальности (при этом, я повторюсь, все в BOYS выполнено на очень высоком уровне). Но если вы решили почитать очередную инкарнацию того одного комикса, что Гарт пишет всю жизнь, разочарованными вы не останетесь.

Избранное сообщение

"Банк-беглец" - Дональд Уэстлейк/BANK SHOT by Donald E. Westlake

BANK SHOT by Donald E. Westlake   Джону Дортмундеру осточертело выманивать у доверчивых домохозяек мелочь на пропитание. Но что по...